Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности «Традиции русского гостеприимства» в подготовительной группе

Мусиенко Анна
Конспект образовательной деятельности «Традиции русского гостеприимства» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №151»

Конспект образовательной деятельности

«Традиции русского гостеприимства»

в подготовительной к школе группе

Провела :Мусиенко А. В.

Цель: Познакомить детей с русскими обычаями гостеприимства

Задачи:

Публикация «Конспект образовательной деятельности „Традиции русского гостеприимства“ в подготовительной группе» размещена в разделах

1. Формировать представлений о традициях русского гостеприимства, знакомство с основными правилами этикета. Рассказать об исторических традициях русского гостеприимства.

2. Познакомить с основными правилами приема гостей. Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России.

3. Воспитывать доброжелательность во взаимоотношениях детей, развивать устную речь, обогащать словарный запас.

Материалы: костюмы русские национальные, хлеб – соль, стол накрытый для чаепития, самовар, сладости, разрезные картинки для игры, атрибуты для игры «Приготовь чай», русская народная музыка.

Предварительная работа: разгадывание загадок о предметах быта, рассматривание иллюстраций, пение русских народных песен, разучивание хоровода: «Золотые ворота», чтение произведений: «Лиса и Журавль», «Федорино горе»,

Ход занятия: сегодня утром мне прочитали стихотворение. Оно мне очень понравилось и я его прочитаю вам: Мир, вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час.

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

Хлебосольством да радушьем

Знаменит родной наш край,

Здесь для вас и сказки русские,

И медовый каравай!

Вос-ль: - По дороге в детский сад, я зашла в продуктовый магазин, купила сладости. ( показ: бублики, пряники). Скажите, для чего они мне понадобились? Ответы детей: пить чай, можно угостить и т. д.) Ребята, вы любите ходить в гости? Чем вы там занимаетесь? (Играют с друзьями, пьют чай.)

Вос-ль: - В какой стране мы живем и как называют нас с вами? Ответы (Россия, мы – россияне.)

Вос-ль:

- Слава нашей стороне, слава русской старине!

И про эту старину, я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли о делах родной земли!

Вос-ль: - Сегодня мы поговорим о наших русских народных традициях.. Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней. Скажите, в нашем детском саду есть свои традиции, расскажите о традиции вашей семьи, а в стране, есть свои праздники? (дети по очереди отвечают, рассказывают о праздниках в их семьях)

Вос-ль:

Какой праздник мы отмечаем для каждого ребенка в нашей группе? (день рождения, конечно, это традиция нашей группы. И в этот день мы для именинника поем «Каравай».

Игра хоровод: «Каравай».

Как на наше день рожденье

Испекли мы каравай….

Вос-ль: Русский народ издавна славен гостеприимством. Мы знаем и соблюдаем эту традицию.

Вос-ль: – Ребята, а как вы понимаете слово «гостеприимство» (это - значит гостей принимать) или по другому - встречать, угощать, развлекать, дарить.

Вос-ль: А о чем вам говорит пословица: что есть в доме- на стол мечи? (на стол выкладывали всю еду, что была в доме)

Правильно, на стол выкладывали все, что было в доме, делились последним куском и уговаривали гостя сьесть еще бы хоть один кусочек

Вос-ль: Сегодня я хочу вместе с вами посетить русскую избу.

Идем вместе с детьми в «Русскую избу»

Выходит девочка в русском костюме, в руках держит блюдо с караваем и солью, кланяется всем:

Девочка в русском сарафане :

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом

Встретить щедро от души

С уважением большим

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем

Вос-ль: - Вот так в давние времена встречали гостей, по русской традиции с хлебом и солью, от этого и образовалось слово – хлебосольные. Хлеб пекли в русской печке, соль насыпали в солонку. А знаете, почему встречали хлебом солью? Да потому, что в те времена хлеб и соль были очень дорогими продуктами, а соль, по поверью, оберегала от злых духов. И даже сейчас эта традиция существует, так с хлебом и солью встречают на свадьбе жениха и невесту.

Ни одно гостеприимство не обходится без чаепития. А что для этого нужно, мы узнаем, если отгадаем загадки

Отгадай загадки:

1. Зеленый, чёрный и в пакетах,

Есть развесной, а есть в брикетах.

Давай, дружище, выручай:

«Что утром пьёшь с лимоном»?

2. Красивый фантик облачает,

Во рту сладка и вкусно тает.

Все дети любят сладость эту,

А зовут её — … .

3. Маленькая, кругленькая, дырочка внутри.

В руку ты её возьми, в дырку посмотри.

Ею я люблю хрустеть,

В дырочку смотреть.

Вовсе это не ватрушка,

А простая к чаю — … .

(Сушка.)

Дышит дымом, дышит паром,

Дышит жаром!

А зовётся… (Самоваром.)

Вос-ль: Чтобы напоить гостей чаем нам нужно приготовить самовар. Но наши самовары сломались. Давайте их починим.

Д/ игра: «Самоварная эстафета» - 2 команды, необходимо собрать свою картинку самовара. (Детям предлагается из отдельных частей, собрать целое.)

Вос-ль: - Вы, наверное, догадались, для чего необходим нам самовар? (Пить чай.) Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие. Без него не обходились ни одни посиделки.

Дети рассматривают заранее накрытый стол с самоваром для чаепития.

Вос-ль: Стол накрывался скатертью, в середине стоит самовар. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу, сахар был кусочками, баранки, бублики, сладости в вазочках. В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.

Вос-ль: - предлагаю поиграть в игру: «Чаепитие» 2 стола, на них лежат атрибуты (скатерть, блюдце, чашка, сахар рафинад, пакетик чая, чайная ложка) 2 команды из 6 человек поочередно выполняют действия, сервируют стол для чаепития.

- Молодцы, справились с заданием, теперь я уверена, что дома вы сможете накрыть стол, для вашего гостя.

Чем же еще угощали гостей, собирая осенью в лесу, на полянках, в садах? (ягоды, фрукты, из этого и готовили запасы на зиму: варенье, джем, компот.

Д/ игра: «Скажи правильно»

Если варенье из малины, оно какое? Малиновое.

Если варенье из смородины?

Если компот из вишни?

Если джем из абрикосов?

Если компот из разных сушеных фруктов?

Вос-ль: - Да не зря про чай толкуют

Мы хотим секрет раскрыть

Чай с баранкой, бутербродом

Будем вместе нынче пить.

Вот пришло время физминутки

Физминутка «Месим тесто»

«Месим тесто»(пальцами обеих рук имитировать движения согласно текста)

- Мы тесто месили, мы тесто месили,

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

Вос-ль: А какой основной закон гостеприимства? (накормить, развеселить)

Так давайте наших гостей будем веселить

А еще на Руси любили вечерами на полянах весело играть, хороводы водить.

Игра “Золотые ворота” (музыкальная)

Описание: Делятся на пары. Пары встают лицом друг к другу и поднимают руки, образуя ворота. Остальные участники берутся за руки так, что получается цепочка. Игроки ворота говорят считалку, а цепочка должна быстро пройти между ними.

В золотые ворота

Проходите господа.

Золотые ворота

Пропускают не всегда

Первый раз прощается,

Второй раз –запрещается,

А на третий раз –

Не пропустим вас.

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те участники, которые оказались пойманными, становятся воротами.

Вос-ль: В те же времена об этом русском гостеприимстве появились пословицы и поговорки. Ребята, а вы знаете такие пословицы и поговорки? (ответы детей) 1. Доброму гостю хозяин рад.

2. Хоть не богат, а гостям рад.

3. - Не дорог обед- дорог привет.

4. - Умел гостей позвать, умей и угощать.

Вос-ль: - Вот сколько интересного и поучительного в этих высказываниях, как хозяева ждали гостей, готовились к их приходу, даже если гость был нежданным.

Но к сожалению бывает и так: к одному мальчику пришли гости и вот как он их встретил.

Мальчик: Встаньте с этого дивана, а не то там будет яма.

Не ходите по ковру — вы протрёте в нём дыру.

И не трогайте кровать — простынь можете помять.

И не надо шкаф мой трогать,

У вас слишком острый ноготь.

И не надо книги брать — их вы можете порвать.

И не стойте на пути… Ах, не лучше ль вам уйти?

Вос – ль: Можно ли назвать хозяина дома гостеприимным? Что бы вы ему посоветовали? (Ответы детей)

Вос – ль : Главная задача гостеприимного хозяина - создать дружескую, приятную атмосферу, чтобы каждый чувствовал себя как можно лучше. Праздник кончился, хозяева устали, или спать охота, а гости шумят, не уходят. Как быть? (Ответы детей) Вос – ль : Проводить гостей - тоже традиция русского гостеприимства. В старые времена на прощание им раздавали пироги. Правда, хорош обычай, когда с пирогом провожают. Вежливо. И не обидно! О гостеприимстве, о правилах этикета, о том, как правильно накрыть стол, как правильно одеваться будем говорить на следующих занятиях. Что нового вы узнали на нашем сегодняшнем занятии?

Воспитатель: - Вспомните новые слова, с которыми, мы сегодня познакомились? (чаепитие, хлебосольное, гостеприимство) - это традиции русского народа, нашу культуру нужно беречь, соблюдать обычаи и традиции.

Воспитатель: - Приглашаю всех отведать вкусный ароматный чай с бубликами. Приятного аппетита!

Публикации по теме:

«Я и мама». Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе«Я и мама». Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Интеграция областей:познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие. Задачи:Продолжать знакомство с портретом.

Конспект непосредственно образовательной деятельности ФЭМП в подготовительной группе .

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в подготовительной группе Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике. Подготовила:Гудкова О. В. Тема занятия: «Путешествие в сказку»(по сюжету.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Профессии» в подготовительной группе Тема: «Профессии» Цель: развивать мышление, внимание, учить рассказывать о профессии. Задачи: Воспитательные: воспитывать приветливость,.

Конспект образовательной деятельности по математике в подготовительной к школе группеКонспект образовательной деятельности по математике в подготовительной к школе группе .

Конспект образовательной деятельности по рисованию «Лыжник» в подготовительной группеКонспект образовательной деятельности по рисованию «Лыжник» в подготовительной группе Цель: - продолжать учить рисовать фигуру человека в движении, передавать характерные особенности, соблюдать пропорции. Задачи: - учить.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Моря и их обитатели»Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Моря и их обитатели» Цель: закрепить знания детей о морских обитателях, пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе их жизни. Задачи: Воспитательные:.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Профессии людей»Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Профессии людей» Цель: расширять и конкретизировать представления о профессиях людей. Задачи: закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”;.

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Неделя «Традиции русского народа» в подготовительной группеНеделя «Традиции русского народа» в подготовительной группе Неделя "Традиции русского народа" Современные дети дошкольного возраста ловко справляются с телефоном. Могут фотографировать, играть и скачивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности «Традиции русского гостеприимства» в подготовительной группе
Опубликовано: 2 февраля 2023 в 17:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности «Традиции русского гостеприимства» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Мусиенко Анна (УИ 1456037) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД