Ольга Дятчина
Конспект образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность в средней группе по ознакомлению с окружающим природным миром на тему «Осень» с использованием технологии «Лэпбук»
Тема: «Осень».
Группа – средняя группа
Задачи
Образовательные
- расширять представления детей о характерных признаках осени;
- уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений, птиц, людей;
- закреплять знания об овощах и фруктах.
Развивающие
Публикация «Конспект образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с окружающим миром „Осень“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
- расширять представления детей о характерных признаках осени;
- уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений, птиц, людей.
- Развивать активность детей в процессе выполнения задания.
Воспитательные
- воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, совершенствовать умение слушать других детей и воспитателя.
Предварительная работа
- занятия по окружающему миру: об осени и ее приметах, о жизни диких животных и птиц в лесу, об их подготовке к зиме.
Совместная деятельность:
- рассматривание картин художников с изображением осени;
- рассматривание на прогулке различных деревьев и их листьев;
- беседы: «Приметы осени», «Осенний урожай в садах и огородах»;
- чтение стихотворений и рассказов про осень.
Словарная работа
Активизация словаря (кленовый, дубовый, берёзовый, листопад, дождливая, ветряная, пасмурная, холодная погода).
Материалы и оборудование: телеграмма, ИКТ слайд картина А. Куинджи «Осень», муляжи овощей и фруктов; корзинки; картинки с изображением деревьев – берёза, клён, дуб, осенние листья; лэпбук «Осень».
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель:
- Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Ребёнок из старшей группы в костюме ёжика стучится в дверь и проходит в группу
Воспитатель:
Познакомьтесь — это ёжик,
Он знаток лесных дорожек.
Весь в иголках, осторожно,
Уколоться больно можно.
Автор Н. Цветкова
Ёжик:
Я — лесной колючий Ежик,
Нет ни головы, ни ножек!
Наконец я к вам пришел,
Путь-дороженьку нашел!
Так спешил я, так устал,
Что чуть-чуть не опоздал!
Позабыл я! Телеграмма! Я бегу из леса прямо.
(отдаёт воспитателю телеграмму, прощается и убегает)
Воспитатель читает телеграмму
Здравствуйте, мои друзья,
Я хозяйка сентября,
октября и ноября.
Я – сестра зимы и лета,
Осенью зовут меня.
Опишу все по порядку.
Задержалась я в пути,
Не могу я к вам прийти.
Нужно мне окрасить ярко все леса, сады и парки,
Нужно травку пожелтить, птиц на юг всех проводить!
Поэтому приглашаю вас я в гости в наш милый добрый лес – он полон разных развлечений и чудес. На полянке я приготовила вам подарок, думаю он вам пригодится.
Воспитатель:
-Ребята примем приглашение «Осени»? (примем)
Давайте с вами вспомним правила поведения в лесу (нельзя разрушать гнезда птиц, разводить костер, ломать ветки деревьев и кустарников, разрушать муравейники)
Отправляемся в дорогу.
За солнышком, за солнышком тропинкой луговой,
Идем мы все веселые осеннею порой
Основная часть.
(на экране картина А. Куинджи «Осень») (Слайд)
Воспитатель:
-Ребята посмотрите
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Автор
И. А. Бунин
- Присаживайтесь на лесной полянке.
(Обратить внимание детей на необычную книгу – лэпбук)
- Ребята посмотрите, что это? Так вот какой подарок нам приготовила хозяйка осень, книгу, да она не простая. Посмотрите, вся информация содержится в отдельных кармашках. Давайте рассмотрим сначала обложку книги. Что изображено? (ответы детей)
- Значит эта книга о каком времени года? (об осени)
(Работа с кармашками лэпбука)
- Откроем книгу, обратим внимание на первую страницу книги.
- У осени три месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь и каждый месяц имеет свои особенности
Сентябрь
Ясным утром сентября
Хлеб молотят сёла,
Мчатся птицы за моря
И открылась школа.
Автор С. Маршак
Как называется 1 месяц осени?
- Чем знаменателен сентябрь?
Октябрь
Середина октября
Ночи стали длинные.
Улетели за моря
Стаи журавлиные.
Автор Н. Ерчина
Как называется второй месяц осени?
- Какая особенность октября?
Ноябрь
Дождик льёт как из ведра,
Сидит дома детвора.
Весь ноябрь хмурится,
Холодно на улице.
Автор Л. Луканова
Как называется третий месяц осени?
- Какой месяц ноябрь?
Воспитатель:
Чуть ниже, на этой странице метеостанция. Есть кармашек, в котором находятся значки с изображением природных явлений и два окошка с липучкой, на которые прикрепляется соответствующая картинка.
- Давайте посмотрим, какие картинки лежат в кармашке?
Воспитатель показывает картинки-значки. Дети хором отвечают. (гроза, солнце, облака, дождь, снег)
- Какая сегодня погода? (пасмурно и идёт дождь)
- Варя прикрепи соответствующие картинки к окошкам.
- Кто нам расскажет о погоде осенью? (выходит желающий)
Осенью солнышко светит ярко, но слабо согревает землю. Становится холодно. Часто идут дожди. Листья на деревьях меняют свой цвет на жёлтый, красный, оранжевый поэтому осень и называют «золотой». Осенью дует сильный ветер, на улице листопад.
Предлагаю поиграть в игру «Листопад»
Воспитатель выставляет картинки трёх деревьев: берёза, клён, дуб.
Правила игры:
Я скажу такие слова «Листопад, листопад. Листья кружатся летят»
И сделаю «листопад». Ваша задача собрать листочки и найти с какого дерева листок. Положить листочки к картинке соответствующего дерева.
Воспитатель:
Ребята, вы знаете, что растёт в огороде, а что в саду? (в огороде растут овощи, а в саду - фрукты)
- А вот и корзинка. Для чего нужна корзина? (собирать урожай). Давайте проверим знаете ли вы овощи и фрукты.
Предлагаю поиграть в игру «Собери урожай»
Воспитатель выкладывает муляжи овощей и фруктов на полянке и 2 корзинки. Объясняет правила игры.
Артём собирает только овощи, а Тая - только фрукты.
Все вмести проверяем результат сбора овощей и фруктов.
Воспитатель:
Вот в корзинке-кармане лежат овощи и фрукты, и у вас у каждого будет такая возможность поиграть в такую игру.
- В этой интересной книге есть загадки. Предлагаю интересный вариант отгадывания загадок. На столе лежат картинки с отгадками, я буду читать вам загадку, а вы будете отгадывать, но ответ не озвучиваем, а вызванный к столу ребёнок должен найти соответствующую картинку и всем показать. Подсказывать нельзя, даже если очень хочется.
Воспитатель загадывает загадки, а дети разгадывают.
Ветер тучу позовёт,
Туча по небу плывёт.
И поверх садов и рощ
Моросит осенний…(дождь)
Листья в воздухе кружатся,
Тихо под ноги ложатся.
Сбрасывает листья сад
- Это просто…(листопад)
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт
Будет дождь. Мы взяли(зонт)
- Молодцы ребятки, отгадали все загадки.
Воспитатель:
На центральной странице книги следующий карман и картинка с изображением осени, которую окружают пустые клеточки.
- Посмотрите ребята, здесь собраны все приметы осени. Воспитатель прикрепляет по очереди картинки в пустые клеточки, а дети озвучивают, что означает каждая из них. Посмотрите, ещё об одной примете мы не сказали.
(воспитатель обращает внимание на картинку «Одежда людей осенью - шапочка»)
Что мы можем сказать? (ответы детей: на улице становится холодно, мы одеваемся теплее. Надеваем теплую шапку, штаны, куртку, сапоги.)
- А вот и последний карман, в котором находятся картинки с одеждой.
Показ содержимого кармана.
Воспитатель:
- Ребятки, нам уже пора возвращаться в детский сад. Благодаря подарку «Осени» мы повторили всё, что знали об этом времени года. А сейчас по тропинке, по которой пришли в осенний лес, мы будем возвращаться в детский сад.
Все дети встают и по тропинке возвращаются на свои стульчики.
За солнышком, за солнышком тропинкой луговой,
Идем мы все веселые осеннею порой
Заключительная часть. Рефлексия занятия.
Воспитатель:
- Ребята мы сегодня побывали на необычной прогулке, вам понравилось? (понравилось) Вам понравился подарок «Осени»? (Понравился)
Наше занятие подошло к концу. После тихого часа, мы внимательно рассмотрим книгу, которую нам подарила Осень, и поиграем в игры.