МААМ-картинки

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Как жили наши далекие предки-славяне»

Марина Катакова
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Как жили наши далекие предки-славяне»

Цель занятия: Познакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями наших предков, с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины. Познакомить детей с женским и мужским народным костюмом, особенностями его изготовления и применения. Раскрыть в доступной для детей форме этимологию слов «славяне», «предки». Воспитывать уважение к старине, к своим предкам, желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой народ.

Оборудование: подбор иллюстраций, презентация по теме.

Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе „Как жили наши далекие предки-славяне“» размещена в разделах

Ход занятия.

Приветствие: Здравствуйте, ребята! Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия. Это наша Родина. Родина - значит родная, как мать и отец. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далекие времена, и узнаем, как жили наши предки, узнаем, в каких условиях они жили и чем занимались. Итак, сегодня мы узнаем о жизни древних славян.

Слушаем: Враги часто нападали на славян, разоряли дома, уводили людей в плен. И тогда, чтобы давать отпор врагам, славяне решили объединиться. Так, более тысячи лет назад, образовалось русское государство – Русь и людей, которые на ней жили, называли – русичи.

Воспитатель. Ребята, а кто мне скажет: «Кто такие предки?

Предки – это люди, которые жили на этой земле, там, где сейчас живем мы с вами, много-много лет назад.

В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота, дремучие леса. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи. Тогда еще не было городов, железных и шоссейных дорог. Не было заводов и фабрик, телевизоров и компьютеров. Не было тогда самолетов и автомобилей – всего того, что теперь нам хорошо известно, и без чего мы не представляем своей жизни.

Славяне (славный народ, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах. Они были мирным, добрым, работящим и храбрым народом, очень любящим свободу. Славяне были очень сильные и выносливые люди, исполнены мужества, умели применять в деле борьбы военные хитрости, между которыми особенно замечателен способ скрывания в воде, с выставленной для дыхания тростинкой. Также славяне были полны кротости, искренности, им вовсе не известны воровство и обман, они были очень честны: уж если что обещают, то непременно сдержат слово. В особенности хвалят древние историки гостеприимство славян. Когда к ним является иностранец, они провожают его из одного места в другое. С пленными славяне обращались кротко, пленные не оставались у них рабами целый свой век, как у других народов, но по прошествии известного срока вольны были или возвратиться к своим, давши выкуп, или остаться жить между славянами. Родителям славяне оказывали почтение, заботились о них в старости.

Поселение. (Показ слайда). Время было беспокойное, враги часто пытались завоевать славянские поселения, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой.

- Есть такая пословица «У леса жить - голодным не быть». Почему так говорят? (В лесу много деревьев, зверей, птиц, грибов, съедобных трав).

- Правильно, ребята, лес был очень нужен славянам, люди прятались вовремя нападения врагов, лес был строительным материалом, из которого славяне строили свои жилища, в лесу охотились, собирали ягоды и грибы. Ребята, река – это водная преграда, помощь в обороне. Если враги наступали. пока они перебирались, славяне могли спрятаться в лесу Также вода необходима для питья, приготовления пищи, хозяйственных нужд и т. д Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле. Внутри поселения находились избушки, помещения для скота, выгул для скота. Жили славяне племенами, то есть несколько семей объединялись вместе. На самом высоком дереве в городище устроена сторожевая вышка. Там находится внимательный дозорный, он должен вовремя предупредить о появлении врагов.

Много было в чаще леса и медведей, и волков,

Много уток на озёрах, на болотах куликов.

Коршун вился над лугами, и лосиною тропой

Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,

Только предки наших предков появлялись тут весной.

Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,

Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

И решили: Места много, есть, что есть и есть что пить!

Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

Простые люди жили в деревянных домах – избах. Князья и богатые люди строили большие дворцы – терема и хоромы.

Жилище и быт. (Показ слайда). Таких домов. в которых мы сейчас живем, тогда не было. Дома древних славян были углублены в землю. Строились они из тонких слоев деревьев – жердей, очищенных от веток и коры, крыша тоже из жердей и покрыта соломой. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки на ночь закрывали досками или соломой, стекол не было. В углу находилась печь, сложенная из камня, которая обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному», это значит, что трубы не было, а дым выходил через окна, двери, отверстия под крышей. В доме находился стол и лавки. Постель заменяла солома, покрытая звериными шкурами.

Позже строились избы. Посмотрите, вот изба (Показ слайда). В таких избах много лет назад жили наши предки. Изба сделана из дерева, какая она красивая! Чтобы зимой было тепло, свои избы делали из плотно пригнанных друг к другу бревен, обмазанных глиной. В избе находилась самая большая комната, которая называлась хатой. На самом почетном месте в хате был Красный угол, там располагались иконы. Перед иконами семья молилась. .Стоял стол, за которым вечерами собиралась вся большая семья. Ели и пили из деревянной и глиняной посуды. У наших предков самыми ценными продуктами были хлеб да каша. Хозяин сидел во главе стола, наделял каждого куском хлеба, который соединял всех. Хозяйка ставила на середину стола деревянную глубокую чашу – одну на всю семью. За столом нужно было вести себя тихо. Во время обеда вставать было нельзя, даже если вошёл почётный гость. После обеда стол накрывали чистой скатертью, ставили хлеб и соль. А уходя из дома, они не запирали дверей, на случай если зайдёт странник.

Главной в хате была печь – матушка. Её очень любили. Она давала тепло. В печи пекли хлеб, пироги и варили щи да кашу. На печке спали дети и бабушка. На печи лечили всех, кто болел. Здесь же и сказки детям сказывали.

В хате стоял сундук, в нём хранилась одежда. Раньше не было магазинов, и люди делали одежду своими руками. В каждом доме была прялка. На прялке женщины пряли нитки. Из ниток на таком станке – кросна, женщины сами ткали ткани и шили одежду. (Показ слайда). Нарядную одежду, которая была очень дорогая, хранили в сундуке, тогда не было шкафов.

Чем занимались древние славяне?

Рыболовство – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном и сетями. (Показ слайда).

Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав, в жизни славян играло большую роль. (Показ слайда). Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из нее в голодное время пекли лепешки.

Охота – в лесах много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом. Шкурами зверей укрывались от холода. Позднее славяне научились выделывать шкуры -снимали с них жир, мяли, сушили. И из шкур шили одежду - тулупы, шубы, шапки. (Показ слайда).

Бортничество – славяне занимались сбором меда, так как в леммах обитало много диких пчел. Использовали мед и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство меда лесных пчел называлось бортничеством (борть – "дупло дерева", где жили дикие пчелы).

Скотоводство. Детенышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать. (Показ слайда).С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.

Гончарное дело – изготавливали глиняную посуду. (Показ слайда).

Земледелие было самым главным занятием славян. (Показ слайда). Выращивали в основном пшеницу, горох, реже – рожь, ячмень, просо, гречиху.

Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок лесса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю Дождик поливает, солнышко согревает, все лето созревают зёрна в колосьях, осенью собирают урожай. К сбору урожая хлеба наши предки относились трепетно, с большим почтением, исполняя особые обряды. Собирали хлеб только женщины и называли их жницами. Жницы надевали белую одежду. С утра до вечера, не разгибая спины, собирали они колосья, связывали в пучок, складывали в снопы. Снопы обмолачивали, очищали зерна.

Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Одежду шили из льняной ткани. Её ткали из льняных нитей. Будничный костюм для работ по дому и в поле делался из очень прочных тканей. Праздничный костюм отличался красивыми сочетаниями цветовых оттенков, богатством деталей, вышивкой. Сарафаны были разного цвета: красного, малинового, синего. Славяне красили ткань красителями: шелухой лука, листьями березы, ягодами черники, ежевики. Из этого готовили отвары и в них опускали ткань.

Женщины носили длинные рубашки, сверху надевали сарафан – длинную одежду без рукавов Поверх сарафанов обычно надевали передники, которые предохраняли одежду от загрязнения. (Показ слайда). Важной составной частью праздничного сарафана была плечевая одежда – душегрея. Она шилась из парчи, бархата. (Показ слайда). Понёва – поясная одежда типа юбки, которую надевала женщина после замужества. Понёва состояла из трех полотнищ шерстяной клетчатой ткани. (Показ слайда).

Мужчины надевали на ноги порты из холста, а на плечи рубахи, подпоясанные кожаным поясом. Их плели из тесьмы, делали из ткани и кожи. Пояс был не только частью костюма, но и опознавательным знаком. Посмотришь на пояс и сразу поймёшь, богат человек или беден: у богатого пояс широкий, украшен красивым узором, а у бедного - узкий и узор на нём по проще. Пояс - кушак был непременной деталью одежды у мужчин. Так как карманов на одежде в старину не было, то туда подвешивали расческу-гребень, сумочку для денег и разных мелочей, топор. На ногах носили лапти, сплетенные из липовых лык, кожаные сапоги; в качестве верхнего платья, служившего защитой от холода и непогоды, был в ходу плащ – четырехугольный кусок какой-либо ткани, который накидывался на левое плечо так, чтобы оставалась свободной, готовой к защите и нападению правая рука.

Зимой верхней одеждой служили овчинные шубы, тулупы и полушубки, шитые, как правило, мехом внутрь. Зажиточные люди носили покрытые штофом шубы на лисьем меху с широкими собольими воротниками. (Показ слайда).

Любимым способом украшения являлась вышивка. (Показ слайда). Вышивка - обереги располагалась в определённых местах : на рукавах рубахи, у выреза и на подоле сарафана. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на сарафане оберегали лёгкие и сердце, не давая этой силе подобраться снизу. Все эти узоры вышивали разноцветными нитками. Женщины в старину украшали вышивкой не только сарафаны, рубахи, полотенце, но и мужскую одежду.

Головной убор – очень важная часть костюма. Он многое рассказать о хозяйке наряда. Девушки носили на голове ленту, которую вплетали в косу. Молодая девушка носила одну косу и могла выйти без платка, то взрослые женщины носили платок и заплетали две косы.

Девичий головной убор – в форме венка или повязки – оставлял голову открытой. Венки делали из тесьмы, тканей, лент, бисера, пуговиц, блесток, крашеных перьев.

Женские головные уборы полностью закрывали волосы, так как замужние женщины должны были обязательно покрывать голову. В качестве головных уборов женщины носили кокошники. (Показ слайда). Мужчины на голове носили шляпу из войлока – грешневик, позднее появились картузы. (Показ слайда).

Обувь. Самой распространенной обувью были лапти, сплетенные из лыка и бересты, надевавшиеся поверх домотканых онуч. Носили крестьяне и различную кожаную обувь.

Беседуем:

- Кто такие славяне?

- Подумайте, что значит слово «славяне», на какое слово похоже? (На слово «слава», а это значит, что славяне – это славный народ).

-«Как выглядели наши предки? (По описаниям древних историков, наши предки – славяне были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми или серыми глазами. У женщины правильные тонкие черты лица, высокий лоб, прямой нос. Славяне- мужчины высокого роста, широки в плечах, носили усы или бородку, были высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом).

-Из чего строилась изба?

- Какое место выбирали для поселения?

- Каково было убранство дома древних славян?

- Зачем нужна в доме печь?

- Кто скажет, из какой ткани шили одежду? (Из льняной).

- Как видите ребята, одежда русских людей в старину была удобной и красивой. Где - же брали люди одежду? (Сами делали).

- Чем занимались древние славяне?

- Из чего состоял русский женский костюм? (Рубаха, поверх которой одевался сарафан очень длинный и без рукавов. Поверх сарафанов обычно надевали передники, которые предохраняли одежду от загрязнения. Важной составной частью праздничного сарафана была плечевая одежда – душегрея. Она шилась из парчи, бархата).

- Из чего состоит мужской русский костюм? (Из штанов и рубахи - косоворотки. Она очень длинная, рукава тоже длинные и широкие. Не закатав такие рукава работать, было не возможно. Именно с этих давних

времён берёт начало выражение «работать спустя рукава», значит работать плохо, кое-как.)

- Чем отличается будничный костюм от праздничного?

- А для чего люди вышивали одежду? (По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил).

- Где же располагались вышивки-обереги, и что они защищали (Вышивки на руках оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на груди сарафана оберегали легкие и сердце, на подоле – не давали злой силе подобраться снизу).

Воспитатель:

- Ребята, мне очень понравились ваши ответы. Я убедилась, что вы знаете, кто были наши предки и очень много нового узнали из жизни славян. мы русские люди, и значит, с гордостью должны носить свое достойное имя.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней,

Вспоминай их добрым словом

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Как жили люди в старину» Основная цель в данном направлении: формирование у детей старшего дошкольного возраста положительных эмоций, интерес к окружающему миру.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Наши умные помощники» Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Безопасность» Цель: развивать познавательный.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Любите ли вы сказки так, как я?» Загадка о сказке В ней щука говорит, В ней печка едет, Ковер по небу плавно так летит, Волшебный джин там долго спит иль дремлет, Старушка.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Наши младшие друзья» Цель: формирование у детей заинтересованного, бережного отношения к домашним животным. Задачи: 1)Уточнить представления детей о дружбе;.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Мой организм и здоровье. Я ем. Как беречь зубы» Программное содержание: - расширить представление детей о зубах и их значение в жизнедеятельности человека - знакомить с правилами и методами.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Наши зеленые друзья»Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Наши зеленые друзья» Образовательные задачи: познакомить детей с комнатными растениями, их видами; научить узнавать и называть части растения; формировать представления.

Конспект организованной образовательной деятельности для старшей группы на тему «Глаза — наши главные помощники» КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5 — 6 ЛЕТ НА ТЕМУ : "Глаза-наши главные помощники" Программное содержание:.

«Наши открытия о воздухе». Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» «Наши открытия о воздухе» Цель: Развитие познавательной.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Мой организм и здоровье. Я ем. Как беречь зубы» Программное содержание: - расширить представление детей о зубах и их значение в жизнедеятельности человека - знакомить с правилами и методами.

Практико-ориентированный проект «Знали наши предки как растить здоровых деток»Практико-ориентированный проект «Знали наши предки как растить здоровых деток» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИЕМАХ РЕШЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАДАЧ НОДА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Как жили наши далекие предки-славяне»
Опубликовано: 9 марта 2019 в 15:53
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД