Марина Михнюк
Конспект образовательной ситуации «Удивительное письмо» Образовательная область «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип образовательной ситуации : «Открытие нового знания»
Тема: «Удивительное письмо»
Цель: создать условия для формирования у детей навыка придумывания названия рассказа в зависимости от типа текста и его сюжета, семантической организации.
Задачи:
Учить детей определять основную сюжетную линию рассказа.
Учить определять и устанавливать характерные особенности и структуру рассказа.
Учить устанавливать взаимосвязь отражения в названии сюжета рассказа и его основного содержания.
Логическая основа образовательной ситуации :.
Публикация «Конспект образовательной ситуации „Удивительное письмо“ Образовательная область „Речевое развитие“» размещена в разделах
Цель деятельности детей («детская» цель на этапе введения в игровую ситуацию) - помочь медвежонку Мику придумать название рассказа.
Затруднение - зачем рассказу (книжке) название.
Причина затруднения детей - отсутствие знаний о важности названия рассказа.
Способ преодоления затруднения - спросить у того, кто знает.
Новое знание (способы действия) :
1. Дать представления о правильном изложении текста, его основной идеи.
2. Закрепить на основе игры, откуда рождается название рассказа.
Демонстрационный материал: письмо от медвежонка, в нём послание детям и карточка с рассказом «Моя любимая собака»; рисунки собаки, игровые поля и карточки с сюжетом сказок, карандаши, фломастеры.
Предварительная работа: Знакомство с разными типами текста, определение основной сюжетной линии рассказа.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи:
1. Мотивировать детей на включение в творческую деятельность.
-Здравствуйте, ребята! Рядом с дверью в вашу группу я обнаружила письмо. Думаю, что оно именно для вас. Может кто-нибудь хочет посмотреть, что в нём? (Да, хотим.)
Письмо : Здравствуйте, ребята! Пишет вам медвежонок Мик. Хочу сообщить вам о своей беде. Дело в том, что я сегодня прочитал один очень интересный рассказ, а вот названия его не знаю, потому что буквы унесло ветром.
Помогите мне, пожалуйста, придумать название рассказу. Очень надеюсь на вашу помощь.
-Ребята, но мы-то с вами знаем, что любой рассказ имеет своё название.
-Как вы думаете, о чём говорит название рассказа, как его придумывают, что в него включают? (В названии отражается основная идея рассказа.)
-Например, что происходило с героями в сказке «Теремок»? (Ответы детей.)
-Ну что, будем помогать медвежонку? А вы сможете? (Да.)
2. Актуализация знаний и умений.
Дидактические задачи:
1. Актуализировать умение правильно определять идею рассказа.
2. Развивать мыслительные операции.
-Для этого давайте потренируемся, чтобы нам не ошибиться.
-Я вам зачитаю сейчас стихотворение, которое написал мальчик Витя Лапин (10 лет, а вы внимательно послушайте его, и попробуйте отгадать, какое он придумал название и почему.
Я им стучу, стучу, стучу,
Я гвоздик им заколочу,
Я табуретку им собью,
Я им подкову сам скую.
Он честный друг,
Он лучший друг,
Моих рабочих рук.
-Ребята, какое название у этого стихотворения? (Молоток.)
-Какая основная идея этого рассказа? (Идея этого рассказа молоток и его функции.)
-О ком и о чём рассказывают все предложения? (О молотке.)
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1. Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднение и понимания его причины.
2. Развивать речь и логическое мышление.
-Ребята недавно произошла вот такая история с моей знакомой соседской девочкой Наташей. «Как-то раз, бабушка принесла Наташе книжку. Книжка была очень красивая и интересная. На её обложке был нарисован человек с длинным носом по имени Буратино. Крупными буквами было написано название книги «Золотой Ключик». Бабушка спросила Наташу: Как ты думаешь, Наташа, для чего книжке название?»
-А как вы думаете, как ответила Наташа? (Ответы детей.)
-Наташа немного подумала и ответила бабушке «Без названия нельзя».
-А вы с ней согласны? (Да.)
-Почему? (потому что по названию можно узнать на какую тему рассказ (книжка, о чём в ней рассказывается, о чём говорится в каждом предложении текста.)
-А кто может привести пример? Например книга Красная Шапочка? (Вот книга с названием – Красная Шапочка, называется так потому, что главная героиня в красной шапочке и в сказке в каждом предложении все истории происходят с ней.)
-Правильно! Какие вы молодцы!
4. «Открытие» нового знания (способа действия.)
Дидактические задачи:
1. Формировать умение определять правильное изложение текста.
2. Формировать опыт самостоятельного открытия, развивать творческие способности.
3. Развивать связную речь у детей.
Игра «Расскажи по картинкам».
-Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Для начала рассмотрите игровое поле. Какая сказка здесь изображена? (обсуждение изображенной сказки.)
-На столе лежат карточки сказок, давайте попробуем с вами разложить их на игровое поле в правильном порядке.
-А теперь расскажите сказку по картинкам. (рассказы детей.)
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребёнка.
Дидактические задачи:
1. Закреплять умение определять основную идею рассказа.
2. Развивать воображение, мелкую моторику рук и связную речь.
-А теперь послушайте рассказ, который прочитал Мик. Определите о ком говориться в тексте и попробуйте дать ему название.
«Моя любимая собака» Александр Барков (название детям не читается)
Жил у меня серый лохматый пёс. Звали его Руслан. Зимой он скучал, пугался машин жалка к заборам. А летом прогулка по местным просекам, была для Руслана настоящим собачьим праздником. Стоило нам ступить на знакомую тропу, как пёс разом преображался. Чёрные глаза с золотым донышком вспыхивали радостно. Пушистый хвост то и дело вилял из стороны в сторону. Я спускал пса с поводка. И он начинал как бы танцевать.
-Какое название вы дали этому рассказу? (Мой пёс, Руслан, Прогулка с собакой.)
-Какая основная идея этого рассказа, о ком говориться в каждом предложении? (В каждом предложении этого текста говориться о собаке по кличке Руслан, это и есть идея текста.)
-Молодцы! Вы правильно определили название рассказа.
-А теперь я предлагаю вам раскрасить свою любимую собаку. Кто хочет раскрашивать собаку фломастерами – проходят за эти столы (указываю на стол справа, а кто хочет раскрасить собаку карандашами – проходят вот сюда (указываю на стол слева.)
6. Осмысление.
-Какие у вас красивые получились собаки! Я думаю, увидев ваши рисунки, медвежонок бы сразу догадался какое название у этого рассказа. Давайте отправим ваши рисунки медвежонку. (Да, давайте.)
Складываем рисунки, подписываем конверт, педагог отправляет.
-Ребята, так чем же мы сегодня занимались с вами? (Помогали медвежонку.)
-Кто скажет, какая же беда была у медвежонка Мика? (Он не знал название рассказа, который прочитал.)
- Вы смогли помочь медвежонку? (Да, мы ему помогли., (Он теперь знает название рассказа.)
- Почему вы смогли, помочь медвежонку? (Мы прочитали рассказ.) (Мы поняли о чём рассказ медвежонка.) (Мы придумали название рассказу.)
- Что было для вас самым трудным? (Придумывать названия рассказам.) (Всё было легко.)
- Что вам сегодня больше всего понравилось? (Мне понравилось помогать медвежонку., (А мне – придумывать названия рассказам., (А мне – рисовать собаку.).
-Какие Вы отзывчивые ребята, мне тоже очень понравилось с вами помогать медвежонку Мику!