Получи документы

Конспект образовательной ситуации «Удивительное письмо» Образовательная область «Речевое развитие»

Марина Михнюк
Конспект образовательной ситуации «Удивительное письмо» Образовательная область «Речевое развитие»

Тип образовательной ситуации : «Открытие нового знания»

Тема: «Удивительное письмо»

Цель: создать условия для формирования у детей навыка придумывания названия рассказа в зависимости от типа текста и его сюжета, семантической организации.

Задачи:

Учить детей определять основную сюжетную линию рассказа.

Учить определять и устанавливать характерные особенности и структуру рассказа.

Учить устанавливать взаимосвязь отражения в названии сюжета рассказа и его основного содержания.

Логическая основа образовательной ситуации :.

Публикация «Конспект образовательной ситуации „Удивительное письмо“ Образовательная область „Речевое развитие“» размещена в разделах

Цель деятельности детей («детская» цель на этапе введения в игровую ситуацию) - помочь медвежонку Мику придумать название рассказа.

Затруднение - зачем рассказу (книжке) название.

Причина затруднения детей - отсутствие знаний о важности названия рассказа.

Способ преодоления затруднения - спросить у того, кто знает.

Новое знание (способы действия) :

1. Дать представления о правильном изложении текста, его основной идеи.

2. Закрепить на основе игры, откуда рождается название рассказа.

Демонстрационный материал: письмо от медвежонка, в нём послание детям и карточка с рассказом «Моя любимая собака»; рисунки собаки, игровые поля и карточки с сюжетом сказок, карандаши, фломастеры.

Предварительная работа: Знакомство с разными типами текста, определение основной сюжетной линии рассказа.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи:

1. Мотивировать детей на включение в творческую деятельность.

-Здравствуйте, ребята! Рядом с дверью в вашу группу я обнаружила письмо. Думаю, что оно именно для вас. Может кто-нибудь хочет посмотреть, что в нём? (Да, хотим.)

Письмо : Здравствуйте, ребята! Пишет вам медвежонок Мик. Хочу сообщить вам о своей беде. Дело в том, что я сегодня прочитал один очень интересный рассказ, а вот названия его не знаю, потому что буквы унесло ветром.

Помогите мне, пожалуйста, придумать название рассказу. Очень надеюсь на вашу помощь.

-Ребята, но мы-то с вами знаем, что любой рассказ имеет своё название.

-Как вы думаете, о чём говорит название рассказа, как его придумывают, что в него включают? (В названии отражается основная идея рассказа.)

-Например, что происходило с героями в сказке «Теремок»? (Ответы детей.)

-Ну что, будем помогать медвежонку? А вы сможете? (Да.)

2. Актуализация знаний и умений.

Дидактические задачи:

1. Актуализировать умение правильно определять идею рассказа.

2. Развивать мыслительные операции.

-Для этого давайте потренируемся, чтобы нам не ошибиться.

-Я вам зачитаю сейчас стихотворение, которое написал мальчик Витя Лапин (10 лет, а вы внимательно послушайте его, и попробуйте отгадать, какое он придумал название и почему.

Я им стучу, стучу, стучу,

Я гвоздик им заколочу,

Я табуретку им собью,

Я им подкову сам скую.

Он честный друг,

Он лучший друг,

Моих рабочих рук.

-Ребята, какое название у этого стихотворения? (Молоток.)

-Какая основная идея этого рассказа? (Идея этого рассказа молоток и его функции.)

-О ком и о чём рассказывают все предложения? (О молотке.)

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

1. Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднение и понимания его причины.

2. Развивать речь и логическое мышление.

-Ребята недавно произошла вот такая история с моей знакомой соседской девочкой Наташей. «Как-то раз, бабушка принесла Наташе книжку. Книжка была очень красивая и интересная. На её обложке был нарисован человек с длинным носом по имени Буратино. Крупными буквами было написано название книги «Золотой Ключик». Бабушка спросила Наташу: Как ты думаешь, Наташа, для чего книжке название?»

-А как вы думаете, как ответила Наташа? (Ответы детей.)

-Наташа немного подумала и ответила бабушке «Без названия нельзя».

-А вы с ней согласны? (Да.)

-Почему? (потому что по названию можно узнать на какую тему рассказ (книжка, о чём в ней рассказывается, о чём говорится в каждом предложении текста.)

-А кто может привести пример? Например книга Красная Шапочка? (Вот книга с названием – Красная Шапочка, называется так потому, что главная героиня в красной шапочке и в сказке в каждом предложении все истории происходят с ней.)

-Правильно! Какие вы молодцы!

4. «Открытие» нового знания (способа действия.)

Дидактические задачи:

1. Формировать умение определять правильное изложение текста.

2. Формировать опыт самостоятельного открытия, развивать творческие способности.

3. Развивать связную речь у детей.

Игра «Расскажи по картинкам».

-Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Для начала рассмотрите игровое поле. Какая сказка здесь изображена? (обсуждение изображенной сказки.)

-На столе лежат карточки сказок, давайте попробуем с вами разложить их на игровое поле в правильном порядке.

-А теперь расскажите сказку по картинкам. (рассказы детей.)

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребёнка.

Дидактические задачи:

1. Закреплять умение определять основную идею рассказа.

2. Развивать воображение, мелкую моторику рук и связную речь.

-А теперь послушайте рассказ, который прочитал Мик. Определите о ком говориться в тексте и попробуйте дать ему название.

«Моя любимая собака» Александр Барков (название детям не читается)

Жил у меня серый лохматый пёс. Звали его Руслан. Зимой он скучал, пугался машин жалка к заборам. А летом прогулка по местным просекам, была для Руслана настоящим собачьим праздником. Стоило нам ступить на знакомую тропу, как пёс разом преображался. Чёрные глаза с золотым донышком вспыхивали радостно. Пушистый хвост то и дело вилял из стороны в сторону. Я спускал пса с поводка. И он начинал как бы танцевать.

-Какое название вы дали этому рассказу? (Мой пёс, Руслан, Прогулка с собакой.)

-Какая основная идея этого рассказа, о ком говориться в каждом предложении? (В каждом предложении этого текста говориться о собаке по кличке Руслан, это и есть идея текста.)

-Молодцы! Вы правильно определили название рассказа.

-А теперь я предлагаю вам раскрасить свою любимую собаку. Кто хочет раскрашивать собаку фломастерами – проходят за эти столы (указываю на стол справа, а кто хочет раскрасить собаку карандашами – проходят вот сюда (указываю на стол слева.)

6. Осмысление.

-Какие у вас красивые получились собаки! Я думаю, увидев ваши рисунки, медвежонок бы сразу догадался какое название у этого рассказа. Давайте отправим ваши рисунки медвежонку. (Да, давайте.)

Складываем рисунки, подписываем конверт, педагог отправляет.

-Ребята, так чем же мы сегодня занимались с вами? (Помогали медвежонку.)

-Кто скажет, какая же беда была у медвежонка Мика? (Он не знал название рассказа, который прочитал.)

- Вы смогли помочь медвежонку? (Да, мы ему помогли., (Он теперь знает название рассказа.)

- Почему вы смогли, помочь медвежонку? (Мы прочитали рассказ.) (Мы поняли о чём рассказ медвежонка.) (Мы придумали название рассказу.)

- Что было для вас самым трудным? (Придумывать названия рассказам.) (Всё было легко.)

- Что вам сегодня больше всего понравилось? (Мне понравилось помогать медвежонку., (А мне – придумывать названия рассказам., (А мне – рисовать собаку.).

-Какие Вы отзывчивые ребята, мне тоже очень понравилось с вами помогать медвежонку Мику!

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов ДОУ «Образовательная область «Речевое развитие»Деловая игра для педагогов ДОУ «Образовательная область «Речевое развитие» Цель: Развитие профессионального теоретического и практического мышления через активные методы обучения Задачи: • Актуализировать знания.

Конспект игровой образовательной ситуации «Удивительное рядом» Цель:Ознакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Обогатить и систематизировать экологические знания у дошкольников средствами.

Конспект непрерывной образовательной деятельности (образовательная область «Физическое развитие») Тема : Использование оздоровительных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Группа: старшая группа. Программые задачи:.

Конспект НОД в подготовительной группе образовательная область: речевое развитие «В нашей семье есть герой»Конспект НОД в подготовительной группе образовательная область: речевое развитие «В нашей семье есть герой» Тема: «В нашей семье есть герой» Основное направление: речевое Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей Виды деятельности:.

Конспект образовательной деятельности «В гостях у Мудрой черепашки» (образовательная область («Речевое развитие») Цель: Воспитывать у детей интерес и любовь к книгам, развивать связную речь. Задачи: Образовательные: Формировать умение по словесному описанию.

Конспект образовательной деятельности «Волшебный цветок» Образовательная область «Познавательное развитие». 2-ая мл. группа. Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе №2. Тема: «Волшебный цветок» Программное содержание: Обобщить знания детей.

Конспект ОД в подготовительной группе. Образовательная область «Речевое развитие» «Слог-Звук — Предложение» Тема: «Слог- Звук - Предложение» Цель: Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте». Программа: «От рождения до школы».

Конспект ООД по развитию речи «Мой дом» Программное содержание: Образовательные: Продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающих предметах, создающих комфорт.

Краткий конспект НОД (стр. гр) Образовательная область «Коммуникация» «Письмо от Почтальона Печкина» ОБУЧАЮЩАЯ ЗАДАЧА: Учить по картинам отвечать на вопросы, составлять небольшие рассказы, используя картинки. РАЗВИВАЮЩАЯ ЗАДАЧА: Формировать.

Перспективный план работы Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи Месяц, неделя Тема, литература Программное содержание Материалы, оборудование Методы, приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации «Удивительное письмо» Образовательная область «Речевое развитие»
Опубликовано: 21 сентября 2016 в 15:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД