Людмила Разводова
Конспект ОД «Деревья-главные жители лесного царства» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста на тему :
«Деревья-главные жители лесного царства»
(ознакомление с социальным миром «использование технологии проблемного обучения детей дошкольного возраста»)
Воспитатель первой квалификационной категории Разводова Людмила Юрьевна
МАДОУ д/с № 8 «Родничок» г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области.
Задачи:
Публикация «Конспект ОД „Деревья-главные жители лесного царства“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Дикие животные, лесные звери
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
1. Закреплять знания детей о деревьях как представителях растительного мира.
2. Учить узнавать дерево по внешнему виду, его возраст. Учить детей моделировать кору из бумаги.
3. Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву. Расширять знания детей о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из древесины и коры деревьев.
4. Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений, бережное и заботливое отношение к «зелёному другу», учить беречь природу.
Предварительная работа:
• Экскурсия по территории детского сада с рассматриванием цвета коры у разных деревьев.
• Рисование деревьев.
• Беседа о том, что производят из древесины.
• Рассматривание иллюстраций.
• Чтение художественной литературы.
Материал:
• Кусочки-образцы коры деревьев (сосны, берёзы, тополя);
• Ветка дерева;
• Схема части дерева.
• Схема «питания» дерева.
• Схема «дыхания» дерева.
• Схема сухого дерева, Цветная бумага, клей, нарисованные листья дерева.
• Предметы, сделанные из бересты, из коры дуба, из древесины.
• Лупы (на каждого ребенка).
• Брошюры «Берегите лес»
Мотивационно-побудительный этап.
Круг радости.
Собрались все дети в круг.
Я -твой друг и ты- мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вос-ль: Какое у вас сегодня замечательное настроение!
Постановка проблемы.
Вос-ль: -Ребята, сегодня на почту д/сада пришло необычное видео-письмо.
-Посмотрим его?
Видео-письмо от Лесовичка АУ.
Здравствуйте дети!
Меня зовут Лесовичок АУ.
Дети: Здравствуйте.
Лесовичеок АУ:- У меня есть таинственное царство, государство!
- Очень богатое царство мое,
- Несет красоту, добро и тепло!
- Мое царство полно сказок и чудес!
-Есть главные жители в царстве моем
-А как же царство и жителей моих зовут я забыл.
-Помогите мне. пожалуйста ребята,
-А еще я послал вам посылку.
Вос-ль: -Ребята. мы можем помочь Лесовичку?
-Что же это за царство (лес)
-Правильно, а кто в лесном царстве главный житель? (деревья).
-Правильно, это дерево. Какие деревья вы знаете?
-Какие виды деревьев вы знаете? (хвойные, лиственные).
-Какие хвойные деревья вы знаете (ель, сосна) .
-Какие лиственные деревья вы знаете? (береза, клен, тополь, рябина).
-Почему деревья называют хвойными?
-Какие части есть у дерева? (Схема дерева).
Д/ игра: «Собери дерево»
На столе лежат перепутанные графические модели частей дерева
(корень, ствол, ветки).
Вос-ль: А как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? (Оно дышит, питается,
растет, размножается).
Вос-ль: А как оно питается? (Схема питания).
Как дерево дышит? (Схема дыхания дерева).
(Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдаёт кислород – это чистый воздух, необходимый для жизни людей.)
Вос-ль: Мы с вами забыли о подарке Лесовичка.
Что это? (Туесок.).
Откроем туесок и посмотрим что там (показываю образцы коры,
раскладываю их на столе).
Вос-ль: - Ребята, как вы думаете, что это?
- Правильно, это кора.
-Для чего дереву нужна кора? (Чтобы защищать дерево).
- А отчего она может защищать дерево? (От солнца, ветра, от того, чтобы
не вытекал сок.)
Вос-ль: - Как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? (Нет, и ветки)
Опыты с корой:
1) Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. «Разденем»
веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяю часть коры).
Вос-ль: Что находится под ней? (древесина)
А какая сама кора? (тонкая, гибкая, мягкая)
Да, мы легко отделили её от древесины.
Это ребятки кора молодого дерева.
Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре? (Верно,
чем дерево старше, тем кора толще, твёрже).
2) Давайте посмотрим на кусочки коры. Найдите кору молодого дерева.
Объясните, почему вы так думаете. Какая она?
Найдите кору старого дерева. Объясните, почему вы так думаете?
Какая она? (твердая, корявая, темная).
Вос-ль:- А кора у всех пород одинаковая? (нет)
3)Давайте рассмотрим кору через лупу. (Дети рассматривают кору сосны, березы, тополя и делают вывод,что кора отличается друг от друга; цветом, запахом, гладкостью.)
Вос-ль: Приглашаю вас на физминутку:
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кистьи встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки-плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.
Вос-ль: -Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева? (Чтобы спиливать старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги).
Вос-ль: -А какие деревья в лесу надо спиливать кроме старых? (Больные).
Как определить, узнать, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается).
Вос-ль: -А отчего болеют деревья? (Схема «Дерево болеет» вредители насекомые, червячки, жучки, сломанные ветки, поврежденная кора).
Д/ игра: «Хорошо или плохо?» (детям раздаются карточки с правилами поведения в лесу и они говорят о хороших и плохих поступках в природе).
Вос-ль: -Как вы думаете, кто лечит лесное дерево? (дятел).
Да, дятел лесной доктор.
У дятла язычок липкий и с зазубринками. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола.
Вос-ль: -Как называют дятла? (Лесной доктор.)
- Отчего ещё болеют деревья? (кто-то порезал кору, сломал ветку.)
Да, кто так делает, приносит дереву большой вред. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок, делают надрез, и сок стекает, набирают люди сок и уходят. А сок продолжает течь. В народе говорят: «Берёза плачет».
Что надо сделать, чтоб после соказабора дерево не болело и не погибло? (Необходимо ранку замазать глиной или землёй.)
-Как называют сок берёзы?
Берёзовый сок очень полезен, богат витаминами.
-А у сосны, ели и других деревьев сок на воздухе затвердевает, и получается -смола. Из смолы деревьев делают клей.
М/ П игра: «Раз, два, три-дерево назови!»
Дети под музыку бегают по кругу, по сигналу вос-ля, дети берут картинку с изображением дерева и называют его.
Вос-ль: -А что можно сделать из коры деревьев и древесины?
Посмотрите на эту выставку. Она вам поможет найти ответы.
(Из коры плели лапти. Пробки для термоса делают из коры пробкового дуба. А кора обыкновенного дуба используется как лекарство для лечения дёсен. Из древесины человек изготавливает посуду, игрушки, украшения, мебель).
Звучит запись с голосами встревоженных птиц.
Вос-ль: -Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (подходим с детьми к схеме дерева).
-Как вы думаете, что случилось с этим деревом? (Оно погибло).
-Почему это видно? (Нет коры, нет листьев).
-Чем мы можем помочь ему? Давайте «оденем» дерево.
-Я сейчас вам покажу, как можно сделать кору, похожую на настоящую.
-И мы с вами сделаем кору для дерева.
Дети делают кору дереву (Сминают бумагу и обклеивают её кору дерева - схемы, на ветки приклеивают листочки).
Вос-ль: - Вот мы и подлечили дерево.
- Посмотрите,как оно ожило.
Весной к нему прилетят птицы,
Совьют гнезда и выведут птенцов.
Вос-ль: -Ребята. как вы думаете, мы помогли Лесовичку (да).
Как же называется его царство? (лес).
Кто в нем главные жители? (деревья).
Что же мы узнали о лесе? (надо беречь и заботиться о нем, сохранять и приумножать лесное богатство).
Заходит Лесовичок АУ и благодарит детей. Дарит им брошюрки «Берегите лес».