Зиля Уразгулова
Конспект ООД по познавательному развитию для средней группы «Мой Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:Развивать интерес к истории и культуре Республике Башкортостан
Задачи.
Образовательные:
• уточнить и углублять знания и представления о Республике Башкортостан.
• формировать элементарные представления о государственных символах, закрепить и обобщить знания о флаге, гербе, гимне.
• систематизировать знания о городах Республики Башкортостан, животных, птицах и растениях.
Развивающие:
• развивать познавательный интерес к родному краю.
• способствовать развитию мыслительной и познавательной активности, развитию памяти, внимания, речи.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию для средней группы „Мой Башкортостан“» размещена в разделах
Воспитательные :
• воспитание уважения подрастающего поколения к символам государства, формирование гражданственности и патриотизма, воспитание чувства солидарности, здорового соперничества. Дать понять детям, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными и отважными, любить своих близких и свою Республику.
Предварительная работа:
Разучивание стихов, рассматривание герба, флага Башкортостана, беседы о государственных символах, рассматривание башкирских музыкальных инструментов и прослушивание их, слушание гимна.
Активизация словаря: символы: герб, флаг, гимн, курай, соцветие курая.
Методические приёмы:
Рассматривание иллюстраций, картинок, прослушивание магнитофонных записей, чтение стихов, аппликация.
Оборудование:
Кукла в национальном костюме, цветок курая с заданиями, изображения современного флага, герба, аудиозапись гимна, слушание курая, магнитофон, платки для игры «Юрта», всё необходимое для аппликации флаг Башкортостана.
Ход образовательной деятельности
Сегодня к нам в группу пришли гости, давайте с ними поздороваемся аумы ыгыз,
Покажем гостям какие мы стали большие, и что мы знаем.
Здравствуй небо голубое (Руки вверх, легкое движение кистями,
Здравствуй солнце золотое (Рисуем руками круг перед собой,
Здравствуй матушка Земля (наклон, руки развести в стороны,
Здравствуйте мои друзья (Поворот головы вправо и влево).
Вос — ль: Ребята, где мы с вами живём? (в село Учалы)
Как называется наша республика? (Башкортостан).
Стих читает ребенок:
Башкортостан — мой край родной.
Горжусь и радуюсь тобой!
Твои долины, реки и поля —
Все это ты, любимая земля!
Воспитатель: Наш Башкортостан очень гостеприимная республика. У башкир есть такая поговорка «Приход гостя… (— дому украшение)». И сегодня к нам в гости пришла башкирская красавица Айгуль.
Посмотрите на неё. Во что она одета? (В башкирский национальный костюм)
— А пришла она к нам не с пустыми руками, а принесла — картинку. (Вывешивает лист ватмана с изображением соцветия курая). Что на ней изображено? (Ответы детей). Да, это соцветие курая. И он с заданиями.
1. Открываю первое задание. (Снимаю первый бумажный кружок с изображения соцветия). Под кружком нарисован силуэт города. Значит, задание называется «Города». Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана (город Уфа). Правильно. Давайте проведем игру «Кто больше назовет городов нашей республики».
2. Следующий снимаю кружок и что мы видим? (Флаг)
Это флаг Башкортостана, символ республики. Посмотрите, какой он красивый!
Сколько цветов? (3) Какой они формы? (прямоугольной)
Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).
Что они означают? (Ответы детей). Да, синий цвет — это безоблачное, ясное небо, белый — воздух, чистота души народа, зеленый — травка, вера в жизнь.
-Цветок курая — символ дружбы народов РБ
Флаг поднимается на зданиях городов, во время соревнований, праздников.
3. А сейчас следующее задание курая. (Снимаю третий бумажный кружок). Что вы видите? (Герб республики Башкортостан). (Символ Республики)
Описание герба.
Какой формы герб? (круглой)
По краю круга нарисован… (башкирский орнамент)
В середине круга… (памятник Салавату Юлаеву) – прославляет нашу Республику, утверждает силу и мужество, героизм её народа.
Кто он, Салават Юлаев? (Он башкирский герой, защитник своего народа и своей земли, воин- джигит, батыр, поэт).
Пальчиковая гимнастика «Семья Салавата»
В круге, украшенном башкирским орнаментом, в лучах восходящего солнца изображен памятник башкирского героя, воина — джигита и поэта Салавата Юлаева. Внизу соцветие курая — растения, из которого делают башкирский народный инструмент (символ дружбы) и ленту, окрашенную в синий, белый и зеленый цвета. На белой полосе надпись — Башкортостан.
4. Интересно, какое еще задание приготовил курай. (Снимаю четвертый бумажный кружок).
Ребята, здесь надо отгадать, какой ещё есть музыкальный отличительный знак, символ государства? Его нужно слушать стоя, не разговаривая? Это торжественная музыка.
- Это Гимн Республики Башкортостан.
Давайте встанем и послушаем гимн.
СЛУШАНИЕ ГИМНА
- А где звучит гимн, когда его можно услышать?
Звучит эта торжественная музыка на праздниках, торжествах, при награждении победителей соревнований.
5. Следующий наш кружок – пятый. (Снимаю пятый бумажный кружок).
Будем играть в башкирскую национальную игру «Юрта»
Играем в игру «Юрта»
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит, стул котором повешен платок. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы веселые ребята,
Соберемся мы в кружок
Поиграем, и попляшем,
И, помчимся на лужок
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).
6. И вот следующее задание курая. (Снимаю шестой бумажный кружок).
Назовите животных Башкортостана, птиц Башкортостана, растения Башкортостана.
7. Посмотрите на соцветие курая. У него осталось одно задание. (Снимаю последний бумажный кружок). Здесь нужно назвать башкирские музыкальные инструменты.
- это курай, домбра, кубыз, мандолина, баян.
Давайте послушаем как звучит курай. Звуки курая.
А сейчас я предлагаю вам сесть за столы и сделать для Айгуль флаг Башкортостана.
Надо наклеить три полоски: наверху – синий цвет, в середине – белый, внизу – зелёный.
(пока они будут садиться за столы — воспитатель ставит музыку с башкирской мелодией — музыка тихо играет, дети наклеивают цвета флага)
Рефлексия:
Воспитатель. Вот и выполнили мы все задания, которые приготовил нам курай. Какие отличительные знаки, символы Башкортостана мы называли? - флаг, герб, гимн – они символизируют стремление Башкортостана к миру, дружбе, свободе; в какую башкирскую игру играли? («Юрта», какой башкирский инструмент слушали (курай).
А сейчас стихи поэта С. Юлаева расскажут Дарина, Лия.
Ай, Урал, ты мой, Урал
Великан седой Урал!
Головой под облака
Поднялся ты мой Урал!
Моя песня о тебе
О любви моей к тебе. (С. Юлаев «Мой Урал»).
Милая моя земля,
Реки сладкие, поля,
Березняк и чернотал.
В небе вздыбленный Урал,
Я одну мечту таю!
Родину воспеть мою. (С. Юлаев “Родная страна”).
Сегодня мы говорили о родном Башкортостане. Хочется пожелать, чтобы в нашем крае царили мир и взаимопонимание.