Лучший педагог года

Конспект ООД «Домовой, домовой, мы хотим играть с тобой!» (6 фото)

Елена Богданова
Конспект ООД «Домовой, домовой, мы хотим играть с тобой!»

Конспект ООД по приобщению детей шестого года жизни к истокам русской народной культуры.

Разработала: Богданова Елена Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: накопление и обогащение двигательного опыта детей через русские народные игры.

Задачи:

1. Приблизить детей к культуре наших предков через организацию русских народных игр.

2. Познакомить детей с народным праздником «Кудесы» (Ефремов день).

Публикация «Конспект ООД „Домовой, домовой, мы хотим играть с тобой!“» размещена в разделах

3. Формировать представления детей посредством пословиц, загадок, закличек о культуре своего народа, ее богатства и разнообразия.

4. Воспитывать основы духовности, патриотизма и нравственности у детей.

Материалы и оборудование: ООД проводится в русской избе.

Предварительная работа: посещение "Русской избы", разучивание пословиц, закличек, знакомство с русскими народными подвижными играми.

Ход образовательной деятельности.

Изба. Хозяйка избы, девушка Марья, мотает нитки в клубок. Под музыку дети приходят к Марье в гости.

Дети: Мир тому, кто в этом дому. Здравствуй, Марьюшка.

Марья: Здравствуйте, гости дорогие! Я рада гостям, как добрым вестям! Добро пожаловать!

Дети: Марьюшка, полно дома сидеть, бежим скорей на улицу, будем веселиться, играть и резвиться.

Марья: Некогда мне. Надо бы нитки в клубок смотать.

Дети: А веселье делу не помеха, давай мы тебе поможем. Игра называется «Клубок».

Игра-хоровод. Участники игры взявшись за руки идут по кругу и поют песню:

Я по горенке шла,

Клубок ниток нашла.

Клубок маленький, нитки аленьки.

Клубок катится, нитка тянется,

Клубок доле, доле, доле.

Нитка боле, боле, боле.

За клубочком погналась

И ниточка порвалась

Исполняя песню, игроки закручиваются в улитку, затем раскручиваются. Музыка прерывается все разбиваются на пары. Пара, объединившаяся последней, становится друг другу спиной и одновременно хлопая в ладоши поворачивают головы в любую сторону. Если повернулись в разные стороны, пожимают друг другу руки, если в одну – обнимаются.

Марья: Ой какая интересная игра! И поработали и поиграли. Как в народе говорят: сделал дело, гуляй смело! А какой клубочек у нас замечательный получился!

А я знаю очень интересную игру с клубочком в неё можно играть дома и на улице, но тогда вместо клубочка можно взять….

Дети: Мяч.

Марья: Выходи,народ! Становись в хоровод!

Русская народная игра называется «Ловишки с мячом!»

Участники игры встают в круг, передают друг другу мяч со словами:

Раз, два, три, мяч скорей беги

Четыре, пять, шесть вот он, вот он здесь!

Тот, у кого мяч на словах «здесь» окажется в руках, становится водящим.

Водящий идё т в середину круга и бросает мяч со словами: "Беги без оглядки, чтоб сверкали пятки! Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный выходит из игры. Если промахнулся, то из игры выходи водящий. Игра продолжается до последнего игрока.

Марья: Ох, устала я что-то, ребятки. Приглашаю вас в горницу. Посидим рядком, да поговорим ладком.

Дети проходят в избу, присаживаются на скамеечки.

Марья: Давайте вспомним, как в старину назывались такие собрания, когда люди ходили друг к другу в гости?

Дети: Посиделки.

Марья: Чем же занимались на посиделках, почему их так любили?

Дети: Было весело и интересно.

Марья: А какие были посиделки?

Дети: Рабочие – когда выполняли работу и праздничные – когда просто веселились. Такие посиделки устраивались в праздники.

Марья: А какие вы знаете народные праздники?

Дети: Рождество, Пасха, Масленица.

За печкой слышится шуршание и возня. Марья делает вид что ей послышалось.

Марья: На Руси много праздников существует – главных церковных и маленьких, которые связаны с какими-то поверьями и приметами. Любит русский народ работать, любит и отдыхать.

Вдруг падает кочерга.

Марья: Ой, батюшки, забыла!

Сегодня же Кудесы!

Знаете чей это праздник?

Слушайте загадку:

Тихо стало, ночь приходит

И уснули все давно,

Но по дому кто-то бродит,

Хотя дома и темно.

Шевелит в углу поленьем

Половицами скрипит

Что-же это за явленье

Кто-же ночью там не спит

И куда исчезли ножик, ложки, кочерга с метлой,

Это всё конечно сделал

Хитрый добрый….

Дети: Домовой.

Марья: Верно! Его в народе еще зовут «дедушкой», «хозяином». Сегодня в народе празднуется Ефремов день, Кудесы – «именины» домового. А что вы знаете о домовом?

Давайте составим его словесный портрет. Кто такой домовой? Во что он одет? Какого роста?

Дети: Домовой – хозяин избы. Он одет в обычный крестьянский костюм (штаны и рубаха, отличается от людей только маленьким ростом, да большой бородой домовых постарше).

Марья: Считается, что домовой – маленький весёлый старичок. Живет в избе за печкой, он очень не любит непорядка в семье и ссор, драчливых, ленивых и злых хозяев. Зато у людей хороших и трудолюбивых домовой изо всех сил создаёт уют и тепло. Считалось, что домовой сохраняет дом от пожара, потопа и различных пропаж, помогает найти потерянные вещи, а также выпроводить незваных гостей. Кроме того, дух дома являлся отличным нянькой для самых маленьких жильцов: он оберегал малышей от травм и ушибов, помогал убаюкать непосед вечером. А еще домовой очень любит пошалить. Как вы думаете как?

Дети: Спрятать что-нибудь.

Марья: Верно. И тогда мы говорим поговорку.

Дети: Домовой, домовой, поиграй да отдай!

Когда люди переезжали из одной избы в другую, домового обязательно забирали с собой: бросали лапоть, приговаривая: «Дедушка, садись в сани, поехали с нами!».

За печкой слышится стук. завывание…

Домовой : Я – дед домовой

Громко топну я ногой

Засвищу и застучу -

Всё вокруг расколочу!

Марья: Кудеса, Кудеса….Чудеса, чудеса…

В этот день домовой завсегда бывает злой.

Что ты,что ты, Домовой!

Мы помиримся с тобой!

Ребятки, а как же нам можно помириться с Домовым, да еще и в такой праздник, в день его именин?

Дети: Угостить его чем-нибудь… Кашей, сладостями.

Марья: В старину в Ефремов день домочадцы задабривали домового – оставляли на столе или на загнетке печи горшок с кашей и обращались к нему с просьбами и пожеланиями.

- Хозяин-батюшка, побереги скотину.

- Дедушка-соседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу!

- Хозяин-батюшка, прими нашу кашу, и ешь пирога, да наш дом береги!

И с той поры домовой весь год был услужлив и смирен.

Марья ставит горшок с кашей на печь. Дети проговаривают слова.

Слышится довольное «чавканье»

Марья: Домовой, выходи! На ребят погляди!

Мы тебя повеселим, позабавим, рассмешим!

Домовой : Неее…Я вас боюсь! Вы меня не поколотите? Не жваркните?

Дети: Нет

Домовой : Не отлупите? Не отдубасите?

Дети: Нет

Домовой : И дряпать тоже не будете?

Марья: Да нет же!

Домовой выходит. Оглядываясь с осторожностью по сторонам…

Домовой : Охти мне батюшки, охти мне матушки! Гостей-то сколько пожаловало! Друзья или знакомые?. А незнакомые – долго ли познакомиться! Приходи сосед к соседу на веселую беседу. Ооох…а с некоторыми водиться – что в крапиву садиться! Ну, что ж, всё равно хорошо, что пришли! Будет что рассказать, будет что вспомнить!

ОООх….беда-беда огорчение! А чем же мы гостей угощать-то, хозяюшка будем? Не красна изба углами, а красна пирогами! Мало угощения – гости подерутся! Пеки, Марья, пироги, да побольше, чтоб на всех хватило! А то скажут: ДОМ ХОРОШ, ДА ХОЗЯИН НЕ ГОЖ! А я пока развлекать гостей моих буду! Приглашаю детвору на веселую игру! Поиграем мы в «Змею»!

Русская народная игра «Змея»

«Змея» ходит перед игроками со словами:

Я змея, змея, змея,

я ползу, ползу, ползу.

Подходит к одному из игроков:

– Хочешь быть моим хвостом?

– Хочу!

– становись за мной!

Идут вдвоё м:

Я змея, змея, змея,

я ползу, ползу, ползу.

Подходят к другому игроку:

– Хочешь быть моим хвостом?

– Хочу!

–Ползи!

Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих. После этого «Голова змеи» ловит «хвост», образуя хоровод.

Приходит Марья: какой у вас весёлый дружный хоровод! Ребятки, пока моё угощение печется, давайте поиграем с нашим Домовым. Игра так и называется «Домовой».

Русская народная игра «Домовой»

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий «домовой» становится в центре круга, закрывает глаза. Играющие хором громко произносят:

«Дедушка домовой

Мы хотим играть с тобой.

Выйди на минуточку -

Поиграем чуточку :

Раз, два, три – гори!»

После слова «Гори!» домовой с закрытыми глазами должен прикоснуться к играющим. При этом играющие стоят на месте. Домовой должен найти как можно больше играющих.

Пока Домовой ищет играющих, Марья делает подсказки:

«Эх, морозище-мороз, отморозишь девке нос»

«Мороз не велик, а стоять не велит»

«Стужа, да мороз, на печи мужик замерз»

«Сосульки тают! Матушка весна – всем людям красна»

«Огонь! Сгоришь! Убегай пока не поздно».

Домовой, обращаясь к Марье: Вот, тетёха, недотёпа непонятливая! И в кого такая уродилась, Марьюшка! Пироги, поди уж готовы, а ты заигралась тут… Ммм… А кому ж самый вкусный достанется? А мы это сейчас выясним. Поиграем в игру, баранки-калачи, и кому «калач» достанется, тот и угостится вкусным пирогом!

Русская народная игра «Бай-качи…»

Бай, качи, качи, качи! Последняя пара проходит через все воротца и

Глянь, баранки, калачи! Встает впереди. То же самое делают следующие

Глянь, баранки, калачи пары, пока звучит песня (как «ручеек»)

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи,

Все румяны горячи.

Налетели тут грачи,

Похватали калачи.

Пара, оказавшаяся первой, расцепляет руки. Дети встают спина к спине. Все остальные считают: «Раз, два, три – беги!» Водящие бегут в противоположные стороны, обегая все стоящие пары, и возвращаются. Победителем считается участник, выхвативший у ведущего кольцо («калач»).

Домовой хвалит победителя : О!Ну, хозяюшка угощая гостей!

Марья приглашает всех в горницу, угощает баранками: Гости, не стесняйтесь, баранками угощайтесь!

Домовой : Ой, спасибо, ублажили,

Баранками угостили.

Буду в доме вашем жить,

Буду дом ваш сторожить,

Буду дом оберегать,

Счастье буду привечать!

Марья: Спасибо тебе, домовой за заботу, за оберег моей избы! И вам, гости дорогие, спасибо за веселье и хорошее настроение! До свидания! Жду вас в гости!

Конспект ООД «Домовой, домовой, мы хотим играть с тобой!»
Фото «Домовой, домовой, мы хотим играть с тобой!»
Конспект ООД - фото
Фото №1 Конспект ООД по приобщению детей шестого года жизни к истокам русской народной культуры Фото №2 Разработала Богданова Елена Сергеевна воспитатель первой квалификационной категории Фото №3 Образовательные области Познавательное развитие Физическое развитие Речевое развитие Социально коммуникативное развитие
Публикации по теме:

Поделка «Домовой Кузьма»Поделка «Домовой Кузьма» Уважаемые коллеги, я предлагаю посмотреть на очередную мою поделку. Я продолжаю серию своих работ, на этот раз пришлось сделать оберег домовой.

Фотоотчёт «Мы хотим играть»Фотоотчёт «Мы хотим играть» Игра – это основа психологического развития и творчества дошкольников. Уделяется большое место игре, которая так важна для полноценной.

Конспект беседы «Город родной, мы гордимся тобой!» Беседа о родном городе Иванове. Программное содержание: 1. Расширить знания детей о родном городе; 2. Формировать представление о том,.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Хранитель домашнего очага — Домовой» Цель: Вызвать интерес к культуре и традициям русского народа, приобщать к истокам русской народной культуры. Формировать потребности в.

Конспект НОД «Детский сад наш дом родной, хорошо нам здесь с тобой» Конспект НОД «Детский сад наш дом родной, хорошо нам здесь с тобой» Ход Организационный момент "Подари улыбку" Собрались все дети в круг.

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Мы с тобой весенним днем» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка». Конспект нод по развитию речи в младшей группе.

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром с использованием интерактивной доски «Дышу тобой, моя Россия!» Тема: «Дышу тобой, моя Россия!» Задачи: 1. Познакомить и обобщать знания о символике нашего государства; 2. Закрепить представление детей.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Здесь сказки разные живут и нас с тобой они зовут» Задачи: Способствовать уточнению и закреплению представлений детей о видах и свойствах тканей. Развивать умение сравнивать, делать выводы,.

Конспект занятия в старшей группе «Домовой» Конспект занятия в старшей группе «Домовой»автор – составитель: Неборская. И. Н воспитатель МБДОУ №8»Солнышко» п. г. т. Тяжинский, Кемеровская.

Поделка из солёного теста «Домовой»Поделка из солёного теста «Домовой» Делать поделки из солёного теста настолько меня увлекли,что я решила попробовать сделать ещё "домовёнка"-оберёг для дома, для украшения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД «Домовой, домовой, мы хотим играть с тобой!»
Опубликовано: 8 ноября 2016 в 11:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД