Тетенёва Мария
Конспект ООД по обучению грамоте «Звук [Ч’] и буква Ч»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи :
1. Закрепить навыки различения и произношения звука[Ч] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляции, дать характеристику.
2. Упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и из слова, отбирать картинки.
3. Закреплять умения определять позицию звука в слове.
4. Развивать фонемотический слух.
5. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.
Оборудование:
"Письмо", мяч, карточка с буквой Ч, квадраты трёх цветов для звукового анализа.
Ход ООД
Орг. Момент. Введение в игровую ситуацию.
Публикация «Конспект ООД по обучению грамоте „Звук [Ч’] и буква Ч“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя радость и доброту. И выдохните через рот все обиды и огорчения.
- Теперь у нас с вами хорошее настроение и мы начинаем занятие.
- Мяч по кругу передавай – первый звук в имени соседа называй.
-Хорошо, теперь разбейтесь на пары. Каждая пара загадывает согласный звук.
- Один человек называет твёрдый согласный звук, а другой – его мягкую пару.
2. Знакомство со звуком «Ч»
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком.
- Будьте внимательны: этот звук первый в лишнем слове.
Воспитатель произносит слова: шуба, шапка, часы, шахматы.
- Скажите, с каким звуком мы сегодня познакомимся?
- Правильно – это звук «Ч».
- Звук «Ч» - не простой. У него есть один секрет. Чтобы узнать его надо определить какой же он? А поможет нам в этом картинка.
- Как вы думаете. Какой звук «Ч»? (согласный, мягкий).
-Почему? (он в зелёной рамке, звучит мягко)
- Правильно, а теперь назовите его твёрдую пару.
- Ничего у вас не получится. Вот он секрет звука «Ч» - он всегда мягкий.
- А теперь подумайте, какой звук «Ч» - звонкий или глухой.
3. Д/и «Подбери слово»
-Мы с вами знаем, что слова состоят из слогов.
- Внимательно рассмотрите предметы на картине.
- Назовите мне слово с двумя слогами, затем с тремя слогами.
- Почему в слове….
4. Работа с карточками.
5. Физкультминутка.
Раз, два, три повернись – и в посуду превратись.
Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки
Керамические блюдца,
Только стукни – разобьются
Вот Серебряные ложки
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принёс.
Вокруг себя повернись во внимательных детей превратись.
6. Д/и «Угадай слово»
-Сядьте на ковёр.
- Сейчас мы поиграем в игру «Угадай слово»
- Я буду называть звуки по отдельности, а вы мне целое слово:
В-Р-А-Ч Д-О-Ч-К-А К-О-Ч-К-А Ч-Е-Л-О-В-Е-К
Б-О-Ч-К-А П-Е-Ч-К-А Р-Е-Ч-К-А В-Е-Ч-Е-Р
- А теперь я буду называть слово, а вы мне звуки, из которых оно состоит.
ЧАС ЧЕК ЧАСЫ МЯЧ МЕЧ ЧУДО ЧУЛАН КАЛАЧ
Буду слоги говорить,
Слоги нужно так поставить,
Чтобы слово получить.
СЫ-ЧА, ЧА-ДА, ЧА-ТУ, НИК-ЧАЙ, КИ-ОЧ, ДО-ЧУ, НОК-ЧЕС, КА-ЧАШ, ЧА- СВЕ, КА-ЧАЙ.
7. Знакомство с буквой «Ч».
- Звук Ч мы будем обозначать буквой «Ч».
- Скажите, чем отличается звук от буквы?
Логопед демонстрирует букву «Ч» :
«Ч» - смешная очень буква,
Я кофейник с нею спутал.
Человечек – человечек,
Покажи нам букву «Ч»!
Это просто показать,
Надо руку так поднять
«Ч» - вы правильно решили –
Пишут так же, как 4.
Только с цифрою, друзья,
Путать букву нам нельзя!
- В тетради мы будем печатать букву «Ч» по клеточкам. Печатать её легко.
- Но в книгах мы будем видеть вот такую букву «Ч» (воспитатель демонстрирует большую букву) Сколько у неё элементов? Какие это элементы?
- Чтобы нам лучше запомнить букву «Ч» мы сделаем её из пластилина.
- Но сначала разомнём руки. Повторяйте за мной.
Воспитатель показывает движения пальчиковой гимнастики:
Раз, два, три, четыре – мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку,
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли:
Чашку даже не разбили,
Ковшик то же не сломался,
Нос у чайника остался
Ложка чудом уцелела.
Мы посуду моем смело.
- Приступайте к заданию. (дети лепят букву «Ч»).
- Почему мы делаем букву «Ч» из зелёного пластилина.
8. Правило написания слогов «ЧА» -«ЧУ»
- Мы с вами уже знаем одно правило про буквы «Ш» и «Ж». Что это за правило? (ЖИ и ШИ пиши с буквой И).
- У буквы «Ч» тоже есть сои правила написания.
- Запомните: «ЧА» - пишется с гласной А,
«ЧУ» - пишется с гласной У.
- А вот у нас в тетради слоги потерялись. Обведите все слоги «ЧА» и «ЧУ» красным цветом.
- Сядьте прямо, красиво, приступайте к заданию.
7. Звуко-буквенный анализ.
- из первых звуков названий картинок нежно составить слово.
- Сколько слогов в слове чашка?
- Назовите первый слог, назовите второй слог.
Логопед с детьми проводит звуко-буквенный анализ данного слова.
- Сколько букв в слове чашка? Сколько гласных букв в этом слове? Сколько согласных букв?
- Подумайте, какие новые слова можно получить из слова чашка? (чаша, каша)