галина чеснокова
Конспект ООД «Оркестровый урок»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 1 РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА ХОР
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ООД
Тема: «Оркестровый урок»
музыкальная игра по творческому музицированию с детьми 6-7 лет по методикеТ. Э. Тютюрниковой
Составил: Музыкальный руководитель
МБДОУ детского сада № 1 р. п. Хор Чеснокова Галина Михайловна
2017 год
Образовательная область музыка
Тема ООД «Оркестровый урок»
Публикация «Конспект ООД „Оркестровый урок“» размещена в разделах
Цель: ознакомление детей с организованной игрой в оркестре под управлением дирижера.
Задачи:
- развивать сотрудничество в группе, умение чувствовать партнера;
- развивать в детях способность слушать и наблюдать;
- дать каждому ребенку свободно импровизировать на шумовых инструментах;
- учить детей понимать дирижерские жесты,
- развивать творческое воображение и слуховую фантазию.
Оборудование: набор музыкальных инструментов, пианино, ноты, аудиофайлы, проигрыватель, ноутбук.
Предварительная работа: Просмотр мультфильма по басне С. Крылова «Оркестр».
Знакомство с инструментами оркестра.
Этап НОД Содержание. Действия педагога Действия детей. Результат.
Организационный момент Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычное занятие. Сегодня вы узнаете, что такое оркестр, как он организован и кто им руководит. А для этого нужно, очень внимательно слушать и запоминать. Ведь музыканты в оркестре действуют сообща и очень внимательно слушают дирижера. А начнем мы с того, что поприветствуем друг друга и наших гостей.
1. Игра-приветствие.
Под музыку дети ходят врассыпную по залу. С окончанием музыки здороваются с кем-либо и произносят приветствия.
Актуализация знаний – выход на проблему. Мотивация. Вот мы с вами поприветствовали друг друга и стали одной большой семьей. Это для оркестрантов и руководителя оркестра очень важно. Давайте всегда любить и помогать друг другу.
2. Игра-сказка «Музыкальный магазинчик». Сейчас мы все дружно отправимся в музыкальный магазинчик.
Мальчики провожают девочек.
Постановка проблемы и «открытие» нового знания. Попробуем с закрытыми глазами угадать, что за инструмент вы достали.
А сейчас музыкальная сказка, которая начинается с тишины…
В одном большом городе был магазин музыкальных инструментов. На его полках стояли самые разные очень красивые инструменты. Каждый из них прибыл сюда из какой-нибудь страны. Большие барабаны прибыли из Африки, деревянные ложки - из России, а разноцветные маракасы и всевозможные дудочки привезли отовсюду.
Инструменты очень скучали на полках днем, потому что на низ никто не играл. Зато ночью, когда продавцы уходили домой спать, в магазине начиналась дискотека под названием «Тарарам-шурум-бурум». Инструменты спрыгивали с полок и начинали сами играть и танцевать, стараясь показать, на что каждые из них способен, но они были очень воспитанными и старались не мешать друг другу.
3. Игра – музицирование: Дискотека «Тарарам-шурум-бурум» Муз. А Шмица «Микки-Маус»
4. Игра – импровизация «Замри и отомри».
Цель: В игре импровизации выразить бодрое и сонное настроение на разных инструментах (барабан и ксилофон).
Задачи: Развивать умение импровизировать в характере.
Поддерживать инициативу ребенка.
Воспитывать коммуникативные качества.
Музыкальная игра «Музыкальное приветствие»
Но однажды в магазин заглянул очень известный дирижер очень известного оркестра. Он хотел купить несколько инструментов, чтобы пополнить свой оркестр новыми звуками. Но, увидев на полках столько чудесных инструментов, он растерялся и не знал, что ему выбрать. Тогда дирижер предложил инструментам показать, на что каждый способен, чтобы можно было узнать лучшие из них.
Для этого дирижер предложил каждому инструменту сказать приветствие, например такое: «Здравствуйте! Я- Бубен! И я очень веселый». Или «Здравствуйте! Я – Треугольник. Я звонкий, как колокольчик». Но сказать это нужно не словами, а звуками музыкального инструмента.
Музыкальная игра «Бусинки»
- Похвалив все музыкальные инструменты, дирижер предложил им сыграть в игру «Музыкальные бусинки» : каждый ребенок исполняет на своем инструменте один звук – музыкальную бусинку.
Цель: Научить ускорять и замедлять темп.
Задачи: Развивать коммуникативные качества.
Учиться слушать игру соседей. Воспитывать выдержку.
- А сейчас дирижер, предлагает всем покататься на музыкальной карусели. Она крутится сначала медленно, а затем все быстрее.
Музыкальная игра «Хоровод» (Полька, муз. А. Филиппенко)
- Дирижер все-таки пока не успел рассмотреть все инструменты как следует и поэтому попросил их «завести хоровод»
Цель: Дать возможность каждому ребенку попробовать сыграть на различных инструментах.
Музыкальная игра «Ветер – ветерок – ветрище» (Игра с динамикой.)
Цель: Познакомить детей с динамикой (громко - тихо).
Задачи: Моделировать руками в пространстве динамику с помощью объема: много – мало, больше – меньше.
- Инструменты с самого утра заняли свои места, расселись полукругом и стали ждать дирижера. Дирижер пришел на репетицию строгий, подтянутый и сразу попросил внимания. Он стал объяснять все правила игры в оркестре по сигналу дирижера и рассказал сказку о ветре.
Утром проснулся ветерок и пошевелил травинку.
сделать едва заметное колебание пальцами (очень тихо)
Травинка задела соседние – и вот уже по лесу полетел легкий шорох.
пошевелить пальцами более заметно (тихо)
Ветерок поднялся выше – и вот уже задышали кусты.
Медленно поднять кисть руки и опустить в ритме дыхания (маленькое крещендо и диминуэндо)
Ветерку надоели сидеть внизу, и он сразу залетел на самые верхушки деревьев, устроив там настоящую бурю.
Резко развести руки на большое расстояние и сделать энергичное тремоло кистями (очень громко)
Но вдруг он снова решил пошутить, спрятался на земле под листиком и затих.
Резко сомкнуть ладони без движения (тишина, конец, пауза)
Потом ветерок решил забраться вверх постепенно, как по лесенке, но, добравшись до середины, упал.
Постепенное крещендо руками, разводя их, и полная тишина.
- Дирижер попросил детей сыграть на инструментах «Сказку про ветер», которую он будет показывать только руками, без слов. Дети садятся на стулья. Закрывают глаза и вытаскивают из корзины любой музыкальный инструмент.
Предложить детям танцевать и играть на своих инструментах, как будто у них сегодня дискотека.
Правила игры: Уважить игру соседей, не мешать, не толкаться, выразительно танцевать и играть.
Инструменты находятся внутри круга. Ребенок-солист выходит и пробует сыграть «усыпляющую» музыку, все замирают в сонных позах на стульях. Затем он играет неожиданно бодро и громко, все вскакивают и танцуют. Игра повторяется 2-3 раза и заканчивается сонной частью, потому что «утром инструменты грустно и тихо возвращались на свои полки».
Цель: Исполнить приветствие музыкальными звуками.
Задачи: Учить кратко выражать приветствие.
Добиваться коммуникации между исполнителем и слушателями.
Воспитывать терпение и выдержку.
Цель: Сохранить в игре темп и ритм.
Задачи: Учиться слушать игру товарищей.
Развивать коммуникативные качества.
Воспитывать выдержку.
Игра движется по кругу, дети играют строго по очереди друг за другом. Дирижер показывает вступление инструментам, стараясь сохранить ровный ритмический пульс. Игра повторяется 2-3 круга.
Дети используют по одному звуку.
Еле-еле, еле-еле,
Закружились карусели,
А потом-потом-потом –
Всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два –
Вот и кончилась игра!
Пока звучит музыка, все импровизируют на инструментах. Как только она неожиданно для детей останавливается, все перебегают на другие места и берут новые инструменты.
Закрепление нового знания, повторение Упражнение «Играем в оркестре»
Цель: Обобщить и закрепить понятия «тихо – громко», «быстро - медленно», «равномерно».
Задачи: Видеть и выполнять жесты дирижера.
Слушать игру товарищей и подстраиваться под нее.
Учиться работать в коллективе.
- Ну вот, устало сказал дирижер, теперь вы знаете все мои секреты и сможете сыграть в настоящем оркестре по сигналу дирижера. Осталось только осень внимательно послушать музыку, чтобы сыграть в настоящий оркестр. Дети слушают музыку «Калинка». Разбирают партии. По сигналу дирижера начинают игру в оркестре.
Рефлексия (итог ООД) - Дирижер поблагодарил детей за очень интересную встречу. Еще раз спросил что такое оркестр? Кто такой дирижер? Вам понравилось играть в оркестре? Что вам понравилось? Оркестр-это группа музыкантов.
Дирижер – это руководитель оркестра.
Продолжение исследования вне ООД Продолжение работы в оркестре. Выступление перед младшими группами. Просмотр роликов про симфонический оркестр и оркестр русских народных инструментов. Дети разучивают свои партии и готовятся в выступлению.