Панфилова Александра
Конспект ОД по формированию лексико-грамматических категорий языка «Труд повара. Продукты питания»
▼ Скачать + Заказать документы
Категория детей: Дети 5 – 6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: Уточнение знаний о продуктах питания и профессии повара.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Уточнить и расширить словарь по теме «Продукты питания». Познакомить с особенностями профессии повара. Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже. Развивать фразовую речь детей. Усваивать категорию творительного и родительного падежей. Упражнять в подборе антонимов.
Публикация «Конспект ОД по формированию лексико-грамматических категорий языка „Труд повара, Продукты питания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Повар, кондитер, кулинар. Конспекты занятий
- Повар, кондитер. Знакомство с профессией
- Продукты питания
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Развивающие: Развивать ассоциативное мышление, зрительное внимание, память, мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику, вырабатывать длительный речевой выдох.
Воспитательные: Воспитывать понимание о сложном труде повара.
Оборудование: мяч, карандаши, предметные картинки по теме «Продукты питания», макеты хлебобулочных изделий, пластилин, поднос, раздаточные материалы.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети стоят полукругом перед педагогом.
Учитель-логопед: Отгадайте загадку:
Кто вкусно готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты?
(Повар)
Вывешивается изображение повара.
Учитель-логопед: Молодцы, правильно! Сегодня мы с вами обсудим труд повара и продукты питания.
Основная часть.
1 Игра «Бывает – не бывает».
Учитель-логопед: Повар – это одна из профессий человека. Он занимается приготовлением пищи и умеет готовить разные блюда, десерты и напитки, красиво оформлять приготовленную пищу.
Учитель-логопед: Внимательно послушайте и скажите, бывает такое или нет? Исправьте ошибки и полностью проговорите предложение.
Повар варит суп.
Суп варит повар.
Суп варит повара.
Поваром сварен суп.
Повар сварен супом.
Повар печет чай и пьет торт.
Повар жарит кашу и варит котлеты.
Повар ест сок и пьет суп.
Повар пьет салат и режет кофе.
Повар печет чай и кипятит блины.
Повар жарит кисель и пьет рыбу.
2 Артикуляционная гимнастика «Повар готовит».
Учитель-логопед: Повар может приготовить разнообразные блюда на любой вкус.
«Суп кипит». И. п. : сидя на стуле, одна рука – на животе, другая – на спине.
Учитель-логопед: Представьте, что вы – повара. Слышите, на кухне закипает суп. Втягиваем живот и набираем воздух в легкие, опускаем грудь и выдыхаем воздух, длительно произнося звук «ф-ф-ф-ф».
«Едим суп».
Учитель-логопед: Суп сварился вкусный, наваристый. Давайте его попробуем.
Дети вытягивают губы то узкой, то широкой «трубочкой».
«Горячий суп». Надувать обе щеки одновременно. Затем—сдуть обе щеки.
«Жуем твердую морковь» (Имитация жевания).
Учитель-логопед: Еще мы приготовили салат с твердой морковкой. Представьте, как она жуется. «Пожуйте» ее сначала медленно, затем быстро.
Дети производят медленные и быстрые движения челюстями.
Учитель-логопед: Как вы думаете, быть поваром легко? Почему вы так думаете?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель-логопед: Повар - это важная и сложная профессия. Повар весь день трудится у плиты, чтобы еда получилась вкусной и полезной. Повару бывает очень обидно, если его еду не доедают, поэтому самой лучшей благодарностью за его тяжелый труд будут ваши чистые тарелки.
3 Дыхательная гимнастика «Готовим из теста».
Учитель-логопед: Ребята, а что еще может приготовить повар? (Ответы детей)
Учитель-логопед: Назовите, что лежит у меня на подносе?
На подносе лежат макеты: батон, черный хлеб, ватрушка, рогалик, плюшка, крендель, печенье, торт.
Учитель-логопед: Это все – хлебобулочные изделия. Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. Из чего пекут хлеб? (Хлеб пекут из муки)
Учитель-логопед: А кто назовет профессию человека, который занимается выпечкой хлеба? (Пекарь)
Учитель-логопед: Правильно, давайте представим, как пекарь замешивает тесто. Поднимитесь на носки, вдохните. Плечи не поднимайте. На длительном выдохе произносите «пых-пых-пых».
Упражнение повторяется 3-4 раза.
Учитель-логопед: Теперь наше тесто надо испечь, чтобы получились пирожки. Сожмите руку в кулак, вдохните. Переворачивайте кулак вверх-вниз и произносите «Шах-шах-шах».
Упражнение повторяется 3-4 раза.
4 Вопросно-ответная беседа о продуктах питания.
Дети садятся полукругом перед педагогом.
Учитель-логопед: - Послушайте внимательно отрывок стихотворения:
Как-то раз в большой беседке
Поиграть собрались детки.
Стали думать и гадать,
А во что же им играть.
В «догонялки» - надоело.
В «прятки» - Настя не хотела.
И тогда сказала Зина:
- Поиграем в магазин мы!
- Хорошо! – сказал Назар –
Только где же взять товар?
Притащили тут же детки
И сушки, и конфетки,
Фрукты, овощи, весы…
И кусочек колбасы.
Все готово наконец.
Нужен только продавец!
Учитель-логопед: В какую игру решили поиграть дети? (Дети решили поиграть «в продуктовый магазин»)
Учитель-логопед: Верно. Названия каких продуктов вы услышали? (Конфетки, фрукты, овощи, колбаса)
На доске вывешены изображения продуктов питания.
Учитель-логопед: Какие продукты вы еще знаете? Назовите. (Дети перечисляют разные виды продуктов питания по картинкам.
Учитель-логопед: Где продают продукты? (Продукты можно купить в продуктовом магазине, хлеб – в пекарне, торты – в кондитерской)
5 Игра «Чем будет?».
Используются предметные картинки.
Учитель-логопед: Во что превратятся продукты, если их приготовить?
Речевой материал: Яйцо будет. (яичницей, омлетом).
Мука будет (булочкой и т. д.)
Мясо будет (котлетой)
Капуста будет….(салатом, супом, начинкой для пирожков).
Гречка будет (кашей).
Яблоко будет (соком, повидлом, вареньем).
Ягода будет (компотом).
Молоко… будет (сыром, сметаной, молоком).
6 Дидактическое упражнение «Что из чего?».
Перед детьми выложены картинки: молоко, кусок мяса, мешок мука.
Учитель-логопед: Продукты могут быть сделаны из разных материалов. Разложите картинки так, чтобы стало понятно, что из чего сделано.
Проверка по вопросам:
- Что сделано из молока? (из молока сделана сметана. Из молока сделано масло)
- Что сделано из муки? (из муки сделан хлеб, из муки сделаны баранки и т. д.)
- Что сделано из мяса (из мяса сделаны котлеты, колбаса, сосиски и т. д.)
- Продукты из мяса какие? (Продукты из мяса – мясные)
- Продукты из молока? (Продукты из молока - молочные)
- Какие продукты из муки? (Продукты из муки - мучные)
7 Игра с мячом «Скажи наоборот».
Дети стоят полукруглом напротив педагога.
Учитель-логопед: Я буду кидать мяч и говорить предложение. Тот, кому я передала мяч, закончит мое предложение подходящим словом и вернет мяч обратно.
Суп горячий, а компот наоборот.
Молоко жидкое, а сметана наоборот.
Лук горький, а конфета наоборот.
Арбуз сладкий, а лимон наоборот.
Хлеб мягкий, а сухарь наоборот.
Кисель густой, а чай наоборот.
Мороженое холодное, а чай наоборот.
7 Дидактическое упражнение «Помоги повару».
Дети садятся за столы, каждому ребенку выдается карточка с заданием.
Учитель-логопед: Назовите как можно больше действий, которые выполняет повар при готовке (Повар жарит, парит, режет, чистит, моет, варит, пробует, готовит).
Учитель-логопед: Посмотрите на ваши задания. Выберите и обведите в кружок те предметы, которые потребуются повару для приготовления пищи.
На листе изображены различные предметы: помидор, сковородка, кастрюля, туфли, нож, разделочная доска, аквариум, ваза, половник, солонка, полотенце, расческа, плита, холодильник, нитки.
8 Сенсорное развитие «Лепка из пластилина».
Дети повторяют свойства пластилина (мягкий, гибкий, липкий). Затем лепят яблоко, бублик, морковку, печенье, шоколад, буханку хлеба, сосиску. Под руководством учителя-логопеда обсуждают на какие предметы-заместители похожи эти продукты (яблоко – шар, сосиска – палочка, морковь – конус, баранка – кольцо и т. д.).
Итог занятия.
Учитель-логопед: О чем мы с вами сегодня говорили? Что вы нового узнали? Что больше всего понравилось.
Учитель-логопед: Вы сегодня хорошо потрудились, молодцы!