Лучший педагог года

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Относительные прилагательные»

Елена Алырщикова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Относительные прилагательные»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшего возраста с ОНР (второй год обучения) на тему: «Относительные прилагательные»

Подготовила: учитель-логопед Алырщикова Елена Владимировна

ГБОУ Школа 1613

Коррекционно-образовательные задачи:

• Расширять, активизировать и уточнять словарный запас детей по теме: «В гостях у бабушки»;

Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий „Относительные прилагательные“» размещена в разделах

• Совершенствовать грамматический строй речи путем закрепления умения образовывать относительные прилагательные от существительных, согласовывая в роде и числе;

• Закреплять умение использовать в речи простой предлог ИЗ;

• Тренировать умение составлять сложноподчиненные предложения с заданными словами.

Коррекционно-развивающие задачи:

• Обогащение связной речи и развитие необходимых речевых навыков;

• Развитие слухового и зрительного внимания, мышления, воображения и мыслительных процессов;

Воспитательные задачи:

• Воспитание коммуникативных навыков и умения сотрудничать;

• Мотивация к общению и использованию речевых навыков.

Оборудование:

Магнитная доска, картинный материал (изображение бабушки, изображение обстановки бабушкиного дома; картинки: мебели, печи; картинки продуктов питания, овощей, фруктов, игрушек, ложки: стальная, оловянная, деревянная, пластиковая. Волшебная кепка. Руль.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети проходят в кабинет и встают вдоль стены (или где позволяет место).

Логопед: Сядет тот ребенок, который ответит на мой вопрос полным предложением. Вопросы: Как тебя зовут? (Меня зовут Саша). Как твое имя? (Моё имя Катя). Как зовут твоего соседа? (Моего соседа зовут Серёжа). Какая сегодня погода? (Сегодня ясная погода).

Логопед помогает детям, испытывающим затруднения, не затягивая процесс.

Дети рассаживаются на места.

Логопед: Ребята, сегодня мне звонила бабушка Маша. (Вешает изображение бабушки на магнитную доску). Она сказала, что очень соскучилась и ждет нас в гости. Вы помните, где живет бабушка Маша? (Бабушка Маша живет в деревне). Молодцы, ребята! Мы уже ездили к бабушке в гости и помогали ей собирать урожай. Помните? (Да, помним). Мы помогали бабушке Маше ухаживать за домашними животными. А сегодня бабушка приглашает нас на чай, поедем? (дети соглашаются и отправляются в путь, - разминка «Едем-едем». Передаем по кругу руль, каждый рулит и передают руль соседу… приехали).

2. Задание «Рассмотри и назови».

Логопед вывешивает на магнитную доску изображение бабушкиной комнаты и картинки мебели, посуды, печи, настенных часов.

Логопед: Ребята, рассмотрите картинки. Что есть в доме у бабушки? Стараемся говорить полным предложением: У бабушки в доме есть шкаф/стол/диван/печь/часы… Логопед, при необходимости, помогает сам или просит помочь других детей.

Логопед: Молодцы, ребята! Внимательные. А посмотрите, как много здесь разных старинных вещей. Старинные – значит сохранившиеся с далеких, давних времен.

Логопед показывает детям деревянную ложку: посмотрите, какими ложками раньше кушали. Эта ложка сделана из дерева, она деревянная. Повтори, Петя… Ложка из дерева – деревянная. Повтори, Катя… А эта ложка сделана из металла олова, она оловянная. Повтори, Серё жа: ложка из олова – оловянная. Повтори, Наташа… Молодцы! Посмотрите, есть и знакомая нам ложка, она сделана из стали, она стальная (можно заменить на железо, в зависимости от уровня подготовки и возможностей детей). Ложка из стали – стальная. Повтори, Катя… Повтори, Петя… А посмотрите, есть у бабушки и такая ложка (показывает пластиковую ложку, из чего она сделана? (ответы детей). Верно, из пластика/пластмассы, значит, какая она? Ответы детей. Повторяем верный ответ.

А теперь, давайте еще раз посмотрим на бабушкины вещи и мебель. Поможете мне понять какие они? Вот наша Волшебная кепка. Тот, у кого кепка отвечает, а потом передает ее тому, кого сам выберет. Отвечаем полным предложением. Сложные для произнесения слова прохлопываем.

Итак: шкаф из дерева, он какой? (отвечает ребенок, у которого на голове волшебная кепка) – деревянный! А этот шкаф для книг, он какой? Книжный.

Кровать из железа - какая? Железная. Стол из дуба - какой? Дубовый. Стул для удобства – какой? Удобный. Кресло для комфорта – какое? Комфортное. Печка из кирпичей – какая? Кирпичная. И т. д. Молодцы, ребята!

3. Физкульт-минутка.

Логопед: Ребята, бабушка Маша уже старенькая, давайте поможем ей по хозяйству. Дети встают около стульчиков и выполняют движения, в соответствии с предложенными действиями.

- Подметем полы, чтобы было чисто. Вкрутим лампочки, чтобы было ярко. Вымоем посуду, чтоб она сияла. Постираем и белье, а потом развесим. Ух, устали… отдохнём.

Дети садятся на стульчики.

4. Игра «Угощенье»

Логопед: Вы настоящие помощники. Бабушка за это напекла вам пирожков и приготовила много вкусного. Давайте угощаться. Посмотрим, что бабушка приготовила.

Логопед показывает детям картинка различных продуктов и задает вопрос: Суп из мяса – какой? Мясной. Каша их гречки – какая? Гречневая. Варенье из малины – какое? Малиновое. Пирог с яблоками – какой? Яблочный. Котлеты из курицы – какие? Куриные. Конфеты из шоколада – какие? Шоколадные. И т. д.

4. Игра «Какой? Какая? Какие? Какое?»

Логопед: Молодцы, ребята! Было очень весело, но нам пора возвращаться. Бабушка Маша за вашу доброту и помощь дарит вам подарки. Логопед раздает детям картинки с изображением игрушек, одежды, лакомств.

Логопед: Посмотрите внимательно, я буду говорить какой, какая, какое или какие, а вы посмотрите и подумайте про чью картинку/ подарок я говорю.

Логопед: О чем можно сказать - шоколаднАЯ? Мишка шоколаднАЯ? Пироги шоколаднАЯ?. Нет. Конфета шоколадная? Да! (ребенок поднимает картинку конфеты).

У кого подарок из плюша - плюшевЫЙ? ( ребенок поднимает мишку: У меня плюшевый мишка). У кого из шерсти – шерстянЫЕ? (варежки). У кого из пластмассы – пластмассовАЯ? (кукла). У кого из шоколада – шоколаднОЕ? (яйцо) и т. д.

5. Итог.

Нам пора возвращаться. Ребята берут руль и снова по очереди рулят.

Логопед: Ну вот мы и вернулись. Ребята, сегодня было замечательное приключение. А вам понравилось в гостях у бабы Маши? Что понравилось больше всего? Поедем еще к бабе Маше снова? Кто сегодня старался? Кто будет в следующий раз стараться еще больше и отвечать правильно?

Молодцы!

Публикации по теме:

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий «В гостях у сказки» в старшей группе Муниципальное дошкольно образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида № 25. «Солнечный зайчик» городского округа Серпухов.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе «Предлоги в, на, под» Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений в подготовительной к школе группе Тема: Предлоги В, НА,.

Конспект по развитию лексико-грамматических категорий речи детей средней группы «Зимующие птицы» Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей средней группы «Зимующие птицы». ЦЕЛЬ: развитие лексико-грамматических.

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог по» Тема: Согласование существительных в дательном падеже с предлогом По на лексическом материале «Лето». Цель: Обучение умению использовать.

Конспект занятия для детей с ОНР 6–7 лет по развитию лексико-грамматического строя речи «Относительные прилагательные» Конспект занятия для детей с ОНР (6-7 лет) по развитию лексико-грамматического строя речи по теме «Относительные прилагательные» Цели:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНРКонспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР Конспект фронтального занятия по формированию лексико- грамматических категорий для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР. Лексическая.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и формированию связной речи «Зима» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида Конспект занятия по формированию.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий «Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами» .

Развитие понимания лексико-грамматических категорий у неговорящих дошкольников с ЗПР Развитие понимания лексико-грамматических категорий у неговорящих дошкольников с ЗПР Следует отметить, что в последнее время прослеживается.

Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий «Мебель для Карлсона» Технологическая карта логопедического занятия Ф. И. О. Турова Наталья Владимировна Группа: группа компенсирующей направленности (логопедическая).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Относительные прилагательные»
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 20:31
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая. Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года — дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД