Тамара Ракитина
Конспект ООД по рисованию «Волшебная Дымка. Ярмарка-Свистунья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД «Волшебная Дымка.
Ярмарка-Свистунья»
Цель:
Продолжать знакомить детей с народным декоративно - прикладным искусством - дымковские игрушки.
Задачи:
Образовательная:
• Расширять представление о народной игрушке;
• Вызвать у детей желание побывать в роли дымковских мастеров и самостоятельно расписать игрушки на бумажных шаблонах;
Публикация «Конспект ООД по рисованию „Волшебная Дымка, Ярмарка-Свистунья“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
• Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, кольцо, прямые и волнистые линии);
• Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
Развивающая:
• Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции;
• Способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;
• Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки : яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.
Воспитательная:
• Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;
• Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Методические приемы:
Игровой (использование сюрпризных моментов, игровых упражнений).
Наглядный (просмотр презентации).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Предварительная работа:
Просмотр презентации «В гостях у дымковских мастеров». Беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи иллюстраций дымковских игрушек. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Дидактические игры «Составь узор», «Какая это игрушка», малоподвижная игра «Карусель». Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.
Материал для занятия:
Презентация «Волшебная Дымка», фонограмма русской народной музыки, мяч, ленты для игры «Карусель».
Бумажные силуэты дымковских игрушек, краски – гуашь, кисточки, ватные палочки, непроливайки, салфетки. Ватман с рисунком карусели для выставки работ.
Русский народный костюм, лоток с сюрпризами для детей.
Ход ООД
Воспитатель:
Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.
Здравствуйте — желаем всем здоровья!
В слове этом — мудрость, теплота
И души народной доброта!
- Давайте поделимся всем этим друг с другом. (Дети прикасаются друг к другу ладошками) А теперь поделитесь мудростью, добротой и теплотой с нашими гостями (предложить ребенку прикоснуться ладошками к гостям)
- Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей).
Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами).
А летим мы с вами не в тридевятое царство, тридесятое государство. А в удивительное местечко на реке Вятка.
- А теперь откройте глаза, поднимайтесь, посмотрите вокруг, и догадайтесь, куда вы попали! (слайд 3)
- А попали мы в село
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
А кто мне скажет, чем знаменито это село? (ответы детей)
-Что же это за игрушки? Давайте посмотрим. (слайд 4-7)
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Красноногий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Хвост расписан и бока.
- Да это знаменитые на весь мир дымковские игрушки. (слайд 8)
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, на весь мир.
Воспитатель:
Давай вспомним, что вы знаете о дымковском промысле. Поиграем в игру.
Один, два, три - кружок собери.
«Мяч бросаю, ты поймай, на вопрос мой отвечай».
1. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)
2. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (Белый)
3. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)
4. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (Геометрические)
5. Где обжигают игрушки? (В печи)
6. Как называется праздник, который проводят в Дымково? (Ярмарка-Свистунья)
7. Почему ярмарку называют – свистунья?
- Скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки. - Вы хотите там побывать? (ответы детей)
- Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшим мастером является дедушка Тихон. Мне сказали, что дедушка Тихон этой зимой долго болел.
-Из-за болезни не смог расписать игрушки для ярмарки. Он опечален по этому поводу. Мастеру очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство. (слайд 9)
- Ребята, давайте поможем дедушке Тихону. Я предлагаю вам стать его учениками, подмастерьями. Кто такие подмастерья? (ответы детей – ученики помогают мастеру и учатся у него)
- Мы распишем фигурки и отвезем на ярмарку.
Проходите в нашу небольшую мастерскую. (дети садятся за столы)
Воспитатель:
- Прежде чем приступить к работе, я напомню вам особенности дымковского орнамента. (слайд 10)
-Какие цвета используют мастера для росписи игрушек?
- Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).
- В элементах, которые используются при росписи, есть волшебный секрет :
Кружок – означает солнце;
Волнистая линия – воду;
Квадрат или ромбик – землю.
Русский народ воспевал в своих рисунках все, что дает жизнь.
У дедушки Тихона есть заготовки игрушек. Каждый из вас уже выбрал фигурку по своему усмотрению.
Для росписи я приготовила вам краски, кисти и ватные палочки.
(Воспитатель напоминает технику рисования : как держать кисточку, как рисовать тонкие прямые линии - концом кисти, толстые линии -всем ворсом, волнистые линии кисточку плавно то вверх, то вниз, кольца - одним круговым движением концом кисти, круги - всем ворсом кисти безотрывными линиями, маленькие точки - ватной палочкой.)
Изображение на экране поможет вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.
- Если кто-то затрудняется, вот вам – помощники-подсказки изображения дымковских игрушек на доске.
Воспитатель:
Подмастерья скорей за дело!
Украшайте игрушки смело,
Составляйте свой узор.
Чтобы радовал он взор!
Самостоятельная работа детей за столами.
После объяснения, ребята начинают выполнять задание. Воспитатель следит за правильностью выполнения задания, оказывает помощь детям, испытывающим трудности в работе.
Физминутка
Воспитатель предлагает детям выйти из-за столов.
- Ярмарка – это праздник, Там не только продают товары, а еще поют, хороводы водят и в игры играют. А какая ярмарка без карусели.
-Хотите покататься на карусели? (ответы детей)
Проводиться игра «Карусели» (слайд 11)
Мы на карусели сели,
Закрутили, завертели колесо у карусели.
Весело, весело, всем нам ехать весело.
Дети:
Еле-еле-еле-еле,
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише-тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Воспитатель:
Отдохнули и пора заканчивать работы и на ярмарку отнести.
Продолжение самостоятельной деятельности. Кто закончил, располагают работы на ватмане.
Рефлексия:
Вопросы к детям:
-Какие игрушки вы сегодня расписывали?
-Какие они у вас получились?
-Как вы думаете, дедушке Тихону понравились ваши игрушки?
-Потрудились вы на славу. Игрушки какие чудесные получились, нарядные да ладные.
Внимание! Внимание! Внимание! (слайд 12)
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет! (Воспитатель предлагает детям посвистеть в свистульки)
Эй, честной народ!
Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Гости тоже подходите,
На наши изделия посмотрите!
Какая понравилась – купите!
- Дедушка Тихон очень доволен, и благодарен вам, ребята, ему понравились все ваши работы. И он нас решил отблагодарить за помощь.
(Ребенок одетый в русский народный костюм с лотком выносит петушки.)
Ребенок:
Подходи веселый народ, не зевай.
Петушки от дедушки Тихона разбирай! (ребята берут угощенье)