Лариса Марьенко
Конспект ООД по лепке на тему «Колобок» (младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия. Тема лепки «Колобок». Младшая группа.
Подготовила и провела воспитатель МБДОУ №54 Марьенко Л. А.
г. Солнечногорск
Разработка конспекта занятия в свете темы «Проектирование непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий»
Публикация «Конспект ООД по лепке на тему „Колобок“ (младшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Младшая группа
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- «Колобок». Лепка, пластилин
- Темочки
Одной из важнейших целей ФГОС является воспитание нравственного человека. Ранее большое внимание уделялось решению образовательных задач. Ныне особое внимание уделяется нравственному воспитанию, развитию социально-личностных качества, что является инновационным подходом в вопросах воспитания и развития дошкольников. Это связано с изменениями в сфере общественных отношений,государство предъявляет новые требования к личности будущего гражданина.
Нравственность- это категория личности, которая формируется на протяжении всего периода жизни человека. Основы её закладываются в детстве, на основе детских впечатлений или примеров из окружающей социальной среды. Поэтому особое внимание нужно уделять окружающему социальному и предметному миру. Взаимодействие взрослого и детей должно строиться на гуманной и доверительной базе, в основе которой лежит партнёрское взаимодействие.
В свете ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть организована таким образом, чтобы условия пребывания в саду были комфортными, и соблюдался принцип эмоционального благополучия ребёнка и взрослого. Что под этим подразумевается? Это подбор игрушек позитивного характера, просмотр мультфильмов неагрессивного содержания, должна быть положительная эмоциональная обстановка в детском и педагогическом коллективе, и конечно в первую очередь – добрый пример родителей. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому…».Педагогическое просвещение родителей занимает важное место в формирование личности подрастающего поколения.
В соответствии с требования ФГОС Программа ДОУ должна быть программой психолого-педагогической поддержки и позитивной социализации и индивидуализации. У выпускника ДОУ должны быть сформированы качества личности, которые помогут ему благополучно освоиться в детском коллективе,то есть быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, быть готовым самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и обществом, а также, активно познавать мир, любить свою Родину.
При проектировании данной непосредственно образовательной деятельности учитывали следующие инновационные принципы:
• Игра как ведущий вид деятельности
• Инициативность
• Индивидуализация процесса развития ребёнка
• Реализация проектирования НОД происходила в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры.
• Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, мы провели специальную работу по формированию игровой мотивации.
• Педагогом создавалась игровая проблемная ситуация, в которой требовалась помощь детей. Главное – вызвать у детей доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, или как говорят психологи, создать мотивацию. Выполняя эту задачу мы сможем развивать у детей инициативность, а также нравственные качества: сочувствие, готовность оказать помощь (здесь решается задача ФГОС –формирование готовности к открытому взаимодействию с окружающим миром в эмоциональном, деятельном плане).
Таким образом, мы подводим детей к необходимости чему-то научиться, но и включаем эту задачу в хорошо понятый ребёнку гуманный контекст.
При проектировании НОД учитывали задачи определённые ФГОС:
Формирование общей культуры личности детей, развитие нравственных, эстетических качеств, инициативности.
В нашем проекте эти задачи были конкретизированы. При проектировании данной ООД решались следующие задачи:
• Пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости к сказочному персонажу.
• Формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.
• Формирование у детей навыков лепки из пластилина.
Исследования психологов показали, что младший дошкольный возраст включает в себя большие возможности для развития у детей восприятия и представлений, так как интерес к окружающему миру у детей двух-четырёх лет велик. Если время упущено, то тогда все упущения в духовной жизни ребёнка, в эстетической сфере воспитания невозможно возместить в зрелые годы.
Как сделать выполнение учебных задач осмысленным и интересным? Для этого ребёнку нужно знать, что он трудиться не напрасно, что то, что он делает, кому – то необходимо. Не обязательно самому. Может быть сказочным персонажам или любимым игрушкам?
Объединяя богатый и разнообразный мир игры с обучением, мы приобретаем возможность сделать осмысленным и интересным выполнение любых бесполезных, с точки зрения ребёнка учебных заданий. Введение в процесс обучения игры позволяет вызвать у детей желание овладеть предполагаемым учебным содержанием; создавать игровую мотивацию учебной деятельности; осуществлять в игровой форме руководство их работой и её оценку; доставлять ребёнку удовольствие от полученного результата, а также от возможности использовать его в игре по окончании НОД.
Показ способов лепки мы осуществляем по традиционной методике обучения детей изобразительной деятельности (см. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду; Казакова Т. Г. Развивайте у малышей творчество).
Организация последующей игры после НОД благоприятствует тому, чтобы после выполнения детьми задания, игра продолжалась и развивалась. То обстоятельство, что дети играют в рамках общего сюжета, способствует заимствованию друг у друга разных игровых действий, в конечном итоге в развитию игры. Педагогу легко включиться в такую игру в качестве равноправного с другими её участниками партнёра. Взяв на себя аналогичную роль, воспитатель увлечённо участвует в игре, на личном примере показывая детям образцы ролевого поведения.
При проектировании НОД предусмотрены индивидуальные беседы с детьми (3-4 беседы в течение одного занятия). Такие беседы очень нужны для установления доверительных отношений между педагогом и воспитанниками.
Так как продолжительность занятия невелика, то целесообразно проводить беседы в то время, когда большая часть группы занята игрой (на глазах воспитателя).
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Разновозрастная группа: младшая и вторая группа раннего возраста.
ЛЕПКА: «Колобки».
Цели:
• продолжать воспитывать доброжелательное отношение у детей к игровым персонажам, вызвать сочувствие к ним и желание помогать;
• учить лепить колобок;
• детей 2 лет продолжать учить скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями;
• детей 3 лет упражнять в скатывании пластилина между ладонями круговыми движениями;
• продолжать развивать интерес к лепке;
• развитие диалогической речи.
Материал:
• Сундучок с настольным театром к сказке «Колобок», пластилин, доски.
Предварительная работа:
• чтение русской народной сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к ней, игры с объёмной игрушкой, лепка колобка из песка.
Интеграция образовательных областей по ФГОС:
Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Актуальность : «Чтобы открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателя в детском саду, родителей дома и учителей в школе. Она тем более необходима, что все упущения в духовной жизни ребёнка, и особенно в сфере эстетического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более в зрелом возрасте. Если любовь к природе и восторг перед её красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не приходят потом, сколько ни бейся, или эти эмоции носят поверхностный, умозрительный характер» (Смольников И. Ф. Природа в эстетическом воспитании).
• Развивающая предметная среда:
• Книги с русскими народными сказками, объёмная игрушка Колобок, настольный театр, мозаика «Лиса и колобок».
Развёрнутое содержание непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель вносит в групповое помещение красивый сундучок, обращая внимание детей на него. Объясняет, что сундучок непростой, а с секретом.
Воспитатель спрашивает детей : «Ребята, хотите узнать, что в сундучке?»
Дети соглашаются, тогда педагог предлагает детям занять места на стульчиках и рассказывает сказку:
«Жили-были старик со старухой. Захотелось им чего-то вкусненького. Испекла старуха колобок и поставила остывать его на подоконник. А колобок из дома убежал. Он от бабушки ушёл, он от дедушки ушёл и от зайца ушёл, от медведя ушёл… Почему ушёл? (вопрос к детям) Да они его ведь все съесть хотели. Так и говорят ему : «Колобок, Колобок, я тебя съем!»
Колобок и рад бы найти себе друга. Ему грустно и скучно одному. Хочется с кем-то поиграть или хотя бы поговорить. Очень хочется, чтобы его кто-то полюбил, пожалел. А уж он в ответ готов расстараться! Он же весёленький, колобок, и бесстрашный, даже медведя не испугался. Песенки петь умеет, и сказки рассказывать. А как интересно было бы с ним в прятки поиграть. Или в догонялки!
Вот колобок всё катится, катиться, ищет себе верного друга. А ему вместо приветливого слова каждый встречный норовит сказать: «Колобок, колобок, я тебя съем!»
Руководство выполнения задания и последующей игрой
Показ способов лепки проводит воспитатель, потом демонстрирует, как с помощью стеки сделать глаза и рот. Когда дети закончат работу, педагог может предложить покатать колобков на машине и научить вождению, чтобы они могли уехать от всех, кто захочет их съесть или просто обидеть.
Подсказать, что в первую очередь надо научить заводить машину и познакомить с правилами дорожного движения (не ездить на красный свет).
Когда игра будет развёрнута, воспитатель беседует с несколькими колобками индивидуально (отвечать будут дети). Содержание беседы примерно такое. Педагог спрашивает, рад ли колобок тому, что у него есть настоящий друг, как зовут друга, мальчик он или девочка, может ли катиться по дорожке, что ещё умеет делать, чему научился у своего друга, не боится ли он, что его обидят.
По окончании игры воспитатель предлагает детям уложить колобков спать, а вечером взять их домой.
Список используемой литературы:[/i][/i]
• Примерная ООП ДО ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ под редакцией
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Пилотный вариант;
• Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду;
• Казакова Т. Г. Развивайте у малышей творчество;
• Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.