МААМ-картинки

Конспект ООД по познанию «Знакомство с шахматами» в подготовительной группе

Елена Гапеева
Конспект ООД по познанию «Знакомство с шахматами» в подготовительной группе

Цель: Знакомство с игрой «шахматы»

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с игрой «шахматы», с названием шахматных фигур, с расстановкой фигур на шахматной доске; обогатить речь детей новыми словами.

Развивающие: Развивать речь, внимание, мышление, умение собирать целое из частей

Воспитывающие: Воспитывать интерес к игре «шахматы», желание изучить правила.

Публикация «Конспект ООД по познанию „Знакомство с шахматами“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Материал: Иллюстрации к словарной работе (ШАХ, МУДРЕЦ, ЧАРОДЕЙ, КОЛЕСНИЦА, шахматы, видеофильм, иллюстрация шахматных фигур с названиями, разрезные картинки на каждого ребёнка с изображением шахматных фигур, разрезная картинка шахматной доски на каждого ребёнка.

Ход ООД:

Дети выстраиваются в круг.

Воспитатель: Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно светло!

Воспитатель: Ребята, вы любите играть? А в какие игры вы любите играть больше всего? (Дети называют любимые игры)

Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одной интересной игрой, которая помогает развивать внимание, мышление.

Воспитатель читает стихотворение:

Шахматы — игра, но непростая!

Надо уметь мыслить головой!

И со стула долго не вставая,

Верно, точно, мудро вести бой.

Шахматы – игра, где надо думать,

Шахматы – зарядка для ума,

Это интересная, увлекательная,

Интеллектуальная игра.

- О какой игре идёт речь в стихотворении? (Об игре «шахматы»)

Воспитатель: История происхождения шахмат – это большая загадка, точный ответ на которую не может дать ни один учёный, но все же работы и исследования на эту тему ведутся. Шахматы получили своё название благодаря персидскому выражению «шах мат», что означает властитель побеждён. Некоторые учёные сходятся во мнениях и утверждают, что эта игра впервые появилась в первом веке нашей эры в Индии.

Сейчас я хочу рассказать вам сказку о том, как появились шахматы. (дети садятся на стулья). В сказке нам встретятся незнакомые слова : ШАХ, МУДРЕЦЫ, ЧАРОДЕИ, КОЛЕСНИЦА, МОЛВИЛ.

Воспитатель поясняет значение незнакомых слов, сопровождая объяснение показом иллюстраций.

Чтение сказки воспитателем

Примерно 2 тысячи лет назад в Индии жил один могущественный и невероятно богатый падишах Шеран-Шихран. Он владел сотнями дворцов и имел сильную армию, которая под его руководством совершала воинственные набеги на другие государства. Прошло время, падишах всех своих неприятелей победил и завоевал их земли, ведь у него была самая мощная армия во всем мире. Она состояла из ста тысяч воинов, десятков тысяч конных всадников с прочными доспехами, скоростных колесниц и слонов, которым не было равных, ведь в старину не было ни танков, ни самолетов.

Ни одна сила в мире не могла противостоять им – они все преодолевали и разрушали. Неприятелей не осталось – все противники были повержены. Великий падишах заскучал, так как раньше не было мультфильмов, ведь ни компьютеров ни планшетов еще не существовало. Немного развеселила великого государя царская охота, но длилось это недолго, так как все звери были пойманы и сидели на цепях. Не осталось ни одного развлечения у Шеран-Шихрана. Падишах побыл еще на троне пару недель и заорал: «Мне очень скучно! Быстро ко мне доставьте всех мудрецов и волшебников!». Все умы государства собрались перед правителем, который им сообщил: «Развеселите меня, как угодно. Придумайте интересное занятие, чтобы меня оно увлекло. Кто сможет сделать это – тому дам кучу золота, а кто нет – пеняйте на себя! Отрублю голову». Расстроились мудрецы, но стали ломать голову, как угодить великому падишаху, так как не хотели терять жизни, а времени им правитель дал всего три дня и три ночи. Срок вышел, и грозный владыка вновь созвал всех у себя во дворце. «Ну что, придумали, как развеселить меня», – грозным голосом промолвил падишах. Один волшебник достал цепочки из золота и кубики из серебра. Поиграл ними падишах несколько часов и заорал: «Вон с глаз моих долой, не хочу тебя видеть, а то отрублю голову». Хорошо, хоть не казнил чародея. Следующий мудрец вручил владыке шарики из изумрудов. Тот их покатал немного и снова прогнал мудреца. Так падишах всех выгнал из дворца, и остался единственный, самый знаменитый. Владыка задал ему вопрос: «А что ты мне приготовил?». Самый опытный мудрец достал из ларца ящик из дерева, внутри которого лежали фигурки из обычного дерева. Владыка заорал: «Что ты мне принес? Другие предлагали золотые и бриллиантовые вещи, а что это?». На что мудрец ответил: «Не все ценится, что блестит и дорого стоит». Решил владыка внимательно посмотреть на фигурки из дерева и о чудо, он узнал в них свою армию. Там были боевые кони и слоны, пехота, крепости и он сам. После мудрец вытянул из ларца доску с черными и белыми квадратами, после расположил на ней фигурки. С одного края была размещена белая армия, а с другого черная. Падишах рассмеялся: «Неужели ты считаешь, что я самый грозный полководец во всем мире не смогу победить отряд фигурок?». Мудрец рассказал правила, после чего началось сражение на доске. Спустя несколько часов индийский государь понял, что настоящими войсками управлять намного легче, а сама игра сильно увлекает.

Падишах сидел за этой игрой дни и ночи напролет, его соперниками были все придворные и мудрецы, но он научился так играть, что никто не мог его победить. Мудреца, который придумал это увлечение, великий владыка щедро наградил золотом и бриллиантами. Когда падишах доходил до неприятельского короля, то кричал: «Эй, шах!». А когда тот был сражен на поле боя, владыка произносил: «Шаху мат», так как поединок на этом заканчивался. С тех пор игра так и называется «ШАХМАТЫ», что означает король погиб!

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка? Посмотрите, ребята, у меня тоже есть игра «шахматы». Давайте посмотрим из чего состоит эта игра.

Игра состоит их деревянной доски, которая состоит из из 64 клеток, светлых и темных, чередующихся по цвету. Доска поделена на восемь столбцов и восемь рядов. Столбцы имеют буквенное обозначение ( слева направо: a, b, c, d, e, f, g и h, ряды - числовое ( сверху вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8). Сюда же входят 16 белых и 16 чёрных фигур.

А сейчас ребяткам дружно

Отдохнуть немножко нужно.

Физминутка

Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)

Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)

Только в бой им всем охото – (бег на месте)

Начинается игра – (прыжки на месте).

Воспитатель: Отдохнули, размялись, теперь давайте посмотрим видеофильм, из которого мы узнаем о том, как называются шахматные фигуры и о том, как правильно расставлять их на шахматном поле. (Демонстрация видеофильма)

После видеофильма воспитатель называет фигуры, показывает на иллюстрации, дети повторяют названия фигур.

Д/И «Покажи шахматную фигуру» (Дети проходят к столам)

После того, как воспитатель прочитает стихотворение о шахматной фигуре, дети находят карточку с нужной фигурой и показывают её.

Король.

Вот король – он войском правит,

Соблюдает много правил:

Он не ходит далеко

Шаг лишь делает всего.

Встаёт рядом он на клетку,

Отдаёт приказы метко.

Лишь дебют закончит ловко

Может сделать рокировку.

А без войска остаётся,

То врагам он не сдаётся.

В рукопашную идёт,

Лично всем отпор даёт.

Ферзь.

Представляю вам ферзя –

Он помощник короля.

У него своя игра:

Под контролем вся доска.

Но вступать в бой не спешит-

За позицией следит.

После конницы, слонов

Он начать войну готов.

Конь.

Конь – коварная фигура.

У него своя натура.

Прыг да скок, и сразу в бок,

Через головы прыжок!

Делает такой кульбит-

Взвиться в небо норовит!

Вот стоял на поле белом,

Перепрыгнул между делом-

Поле чёрное под ним.

За конём следи чужим!

Слон.

Слон и воин на спине

Важны в шахматной игре.

Белопольный, чернопольный

Слон, конечно, подневольный.

Ходит он наискосок,

Делает большой бросок.

Но слонов двоих пути

Пересечься не должны.

Ладья.

А ладья – то тяжела.

Раньше башнею была.

Сверху лучник там стоит,

Королевство сторожит.

Ходит вдоль и поперёк.

Шаг ладьи тяжёл и строг.

Может сделать рокировку –

Короля упрятать ловко.

Будет домик охранять,

Часовым в дверях стоять.

Пешка.

А пехота, как всегда,

Впереди идёт она!

Пешка с пешкою плечом

Движутся всегда ладком.

Все мечтают, как одна,

Дослужиться до ферзя!

Одному лишь я не рад –

Ей нельзя ходить назад.

Ходит прямо, рубит в бок,

Не бывает ход широк.

Лишь однажды, первым ходом,

Через клетку переходит.

На проходе может сбить.

Будут знать куда ходить!

Д/И «Собери пазл» Дети собирают шахматную доску из частей.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы немного познакомились с игрой «шахматы». Я предлагаю сейчас стать в круг и, передавая фигурку короля друг другу, сказать, хотели бы вы научиться играть в шахматы. Если «да», то почему, если «нет», то тоже почему?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по познанию в подготовительной группе «Путешествие по островам знаний»Конспект интегрированного занятия по познанию в подготовительной группе «Путешествие по островам знаний» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по островам знаний» Вид: образовательная деятельность Тип.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Знакомство с цифрами 7 и 8» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему «Знакомство с цифрами 7 и 8».Задачи. Познакомить с составом чисел 7 и 8 из единиц,.

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой»Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой». Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью.

Конспект НОД «Знакомство с цифрой «6» в подготовительной к школе группеКонспект НОД «Знакомство с цифрой «6» в подготовительной к школе группе Конспект НОД «Знакомство с цифрой 6» в подготовительной группе Цель: Создать условие для ознакомления с цифрой 6. Задачи: - активизировать.

Конспект ООД во второй младшей группе по познанию на тему: «Весна».Конспект ООД во второй младшей группе по познанию на тему: «Весна». Конспект ООД во второй младшей группе по познанию на тему: «Весна». Цель: расширить и закрепить представление детей о весне, об изменениях,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М» Задачи: -Знакомство с буквой М; -формирование навыка чтения слогов,слов,предложений; -составление предложения. Ход занятия 1. Организационный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы» Программное содержание: -познакомить с буквой Ы; -учить составлять предложения из трех слов, обозначать их полоской, делить слова на слоги,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Задачи: -Познакомить с гласной буквой У;.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Знакомство с буквой И»Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Знакомство с буквой И» Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Знакомство с буквой И» Цель: Познакомить с гласной буквой И. Задачи: -закрепление знаний.

Конспект НОД по познанию в средней группе «Пасха»Конспект НОД по познанию в средней группе «Пасха» НОД по познанию в средней группе. «Пасха» В преддверии Пасхи решила провести занятие по познанию на эту тему. Люблю заканчивать занятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по познанию «Знакомство с шахматами» в подготовительной группе
Опубликовано: 19 января 2020 в 17:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД