Получи документы

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство с русской печью»

Султанова Наталья
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство с русской печью»

Цель: создание социальной ситуации развития воспитанников в процессе формирования у детей представлений о русской печи.

Задачи:

1. Создать условия для ознакомления детей с видами печей.

2. Создать условия развития поисковой активности детей (познавательное развитие)

3. Создать условия для побуждения детей к речевой активности.

4. Создать условия для развития навыков взаимодействия.

5. Дать детям представление о том, для чего нужна печь.

Демонстрационный материал: иллюстрации разных печей

Публикация «Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности „Знакомство с русской печью“» размещена в разделах

Словарная работа: камин, вьюшка, ухват, полати.

Предварительная работа: чтение сказок «По щучьему велению», «Каша из топора».

Воспитатель: Детки, смотрите, а кто это к нам в гости пришёл? Предположения детей.

Так это же Емеля, приехал к нам на печи. Давайте с ним поздороваемся. Дети здороваются.

Емеля: Здравствуйте дети, я приехал к вам в гости на своей печи, посмотреть, как вы тут поживаете.

Воспитатель: У нас всё очень хорошо, мы с ребятами: играем, лепим, рисуем, поём, танцуем, и много ещё чем занимаемся. А у тебя Емеля как дела?

Емеля: У меня тоже всё хорошо, только немного кушать хочется.

Воспитатель: Так, а почему же ты не приготовишь еду в своей печи?

Емеля: Как так в печи, я на ней езжу, а разве можно в ней что-то готовить?

Воспитатель: Ребята, оказывается, Емеля совсем не знает, для чего ему печь то нужна! Расскажем Емеле про печь русскую? Ответы детей.

Раньше, когда у наших мам и бабушек не было электрических плит, готовили еду в печах. Разведя в печи огонь, в отверстия свода вставляли горшок и варили пищу, как на плите. Естественно, вьюшка или задвижка во время розжига должна была быть открыта. Необходимый для горения дров воздух поступал через нижнюю часть устья печи, а продукты горения и дым, двигались к верхней части устья. Преодолев порог устья, дымовые газы уходили в трубу. Когда прогорали дрова, оставшиеся угли выгребали на шесток. Пища получалась удивительно вкусной и питательной. Секрет заключается в том, что жар печи распределяется равномерно и температура долго не менялась. Посуда с пищей не имела прямого контакта с огнём, позволяя содержимому прогреваться со всех сторон равномерно, не пригорая. Кстати, посуда для приготовления пищи в русской печи постепенно приняла форму, в наибольшей степени отвечающую особенностям очага. Керамические горшки и металлические чугуны выпуклы и округлы именно потому, что нагрев в печи осуществлялся с боков. Дно горшка, стоящего на поду, нагревался очень слабо, вследствие чего его делали совсем небольших размеров. Да и ухватом поддевать горшок с таким дном было гораздо легче.

Для томления щей, каш угли оставляли в топке и после установки чугунков угли придвигали к ним, распределяя равномерно по кругу, чтобы чугунки разогревались равномерно. (Воспитатель показывает на рисунке).

Печь располагалась обычно в углу самой главной комнаты и могла обогревать помещение, размером с нашу группу. Фундаментом для русских печей сначала служили хвойные или дубовые толстые брёвна, но из-за их частого возгорания настил стали делать из камня или битых кирпичей. На него клали основание печи, причё м материалом служили любые доступные в те времена материалы: глина, камни, древесина. В печке устанавливали «подпечек» – место для печных инструментов и инвентаря. При всех неоспоримых достоинствах классическая русская печь имела важный недостаток – она прогревалась только с уровня шестка (шесток – площадка перед устьем печи). Всё, что находилось ниже, оставалось холодным. От этого зимой в избах спали на полатях, а по полу ходили в валенках. Место на печи – самое тёплое в доме, поэтому оно по праву принадлежало малым детям и старикам.

Наконец, русская печь использовалась как баня. Делали это так. Из разогретой печи удаляли угли, под хорошо подметали и устилали соломой. Ставили чугун с горячей водой, забирались в печь и ложились на солому так, чтобы голова выглядывала из устья. Сбрызгивали свод горнила настоем душистых трав или квасом, отчего в нем резко повышалась влажность воздуха и температура.

Вот, какая универсальная вещь твоя печь Емеля. А пока я вам рассказывала, наша няня испекла нам пироги в печи. Хотите их попробовать?

Емеля: Вот спасибо, какие вкусные пироги получились, я теперь поеду к своим друзьям и всех

накормлю. До свидания, ребята!

До свидания, Емеля! Ребята, скажите мне, пожалуйста, о чём мы с вами сегодня разговаривали?

А для чего служит русская печь? Молодцы. Дома спросите у ваших мам и бабушек, знают ли они про печь, а если нет, то обязательно им расскажите.

Публикации по теме:

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «О дружбе и друзьях» Конспект ООД по развитию познавательно-исследовательной деятельности На тему «О дружбе и друзьях» Подготовила воспитатель Пономарева.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности по ПДД «Путешествие Незнайки по улицам города»Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности по ПДД «Путешествие Незнайки по улицам города» Познавательно-исследовательская деятельность по ПДД «Путешествие Незнайки по улицам города" Цель: Подведение детей к осознанию необходимости.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Почему не тонут айсберги»Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Почему не тонут айсберги» Конспект ООД по Познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Конспект ООД воспитателя с учетом интеграции образовательных.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Изготовление цветных льдинок»Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Изготовление цветных льдинок» Цель: знакомство детей с процессом изготовления цветных льдинок. Задачи: ОО «Познавательное развитие»: • формировать представления о том,.

«Молоко и молочные продукты». Конспект по ООД «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» Конспект по ООД «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» в подготовительной группе «А» «Молоко и молочные продукты» Подготовила:.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в лес» Организационный момент. 1. Воспитатель. Утром встали малыши, В детский садик все пришли. Вам мы рады как всегда. Гости здесь у нас с утра,.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды» Тема: «Знакомство со свойствами воды» Воспитатель: Aбдуллаева Елена Цель: познакомить детей со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета,.

Мастер-класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство с листом Мебиуса» Цель: Познакомить педагогов с математической технологией «Лента Мебиуса». Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в развитие.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами воды» Непосредственно Образовательная Деятельность. Занятие познавательно – исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами воды» младшая.

ООД познавательно-исследовательской деятельности с использованием методов ТРИЗ-технологий «Огонь и вода — всему голова» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кораблик» Конспект познавательно-исследовательской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство с русской печью»
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 17:44
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД