Ковалева Ирина
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животный и растительный осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Животный и растительный осенний лес» в старшей группе.
Цель: Учить детей бережно относиться к живой природе.
Задачи: Расширить представления детей о разнообразии растительного мира. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе на тему „Животный и растительный осенний лес“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Предварительная работа. Беседа, чтение художественных произведений о природе. Дидактические игры. Отгадывание загадок. Беседа о правилах поведения в лесу. Разучивание физкультминутки «Наш лесочек так хорош!».
Материал и оборудование: ноутбук; интерактивная доска; слайды с изображением леса, лиственных и хвойных деревьев, кустарников, грибов, ягод и травянистых растений; раскраски с деревьями и листьями, презентация.
Ход НОД:
В: Когда я сегодня пришла утром в детский сад, увидела послание от нашего друга. А от кого вы узнаете, отгадав загадку.
Звучит аудиозапись звуков леса. Воспитатель загадывает загадку:
Он зелёный и густой,
Он высокий и большой,
То – еловый, то – дубовый,
То – осиново-сосновый.
У него полно плодов,
Ягод, шишек и грибов.
И протоптанной тропинкой
По нему идут с корзинкой. ( Дети: Лес)
В: Вы узнали от кого послание? ( Дети: Нет)
Тогда отгадайте следующую загадку.
Он не зверь, не человек,
А в лесу живет весь век.
Нос из шишки, сам – коряга,
Глуп, как пень, тот бедолага.
Дружит с Бабушкой Ягой.
Кто, ребята, он такой? ( Дети: старичок - Лесовичок)
В: Правильно, это наш друг старичок – Лесовичок. И мы сегодня вспомним все, что знаем про лес. А для чего человеку нужен лес? (Ответы детей)
В: И так, вы готовы увидеть послание от нашего друга? ( Дети: Готовы).
Воспитатель включает интерактив.
1слайд:
Животный и растительный лес.
2 слайд:
Лес дружелюбно и приветливо принимает всех в своих владениях: защищает от палящих лучей солнца, раскрывает множество загадок, угощает лесными дарами.
3слайд:
Лес — это среда обитания многих лесных зверей и птиц. Это их дом, где они выводят потомство, находят корм и защиту.
4 слайд:
Лес —верный друг человека. Прогулки по лесу очень важны для здоровья людей.
5 слайд:
Лес —родной дом животным и растениям. Лес —друг земледельца. Лес —украшение планеты!»
6 слайд
Воспитатель обращает внимание детей на то, что на пеньке лежит письмо, адресованное им, от старичка Лесовичка. Читает письмо вслух:
7 слайд:
«Дорогие ребята старшей группы! Пишет вам старичок Лесовичок. Я живу в лесу и буду очень рад, если вы придете ко мне в гости. Лес я очень люблю и гостям всегда рад! С уважением, старичок Лесовичок».
8 слайд
Предлагает детям вспомнить правила поведения в лесу и отправиться на прогулку. Воспитатель: У меня есть специальные знаки. Я буду показывать карточки со знаками, а вы расскажите, как надо вести себя в лесу.
- Нельзя топтать растения.
- Нельзя ворошить муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
- Нельзя топтать грибы даже ядовитые, т. к. ими лечатся лесные животные.
- Нельзя ловить животных и уносить их домой.
- Нельзя ловить насекомых.
- Не стоит подходить и трогать гнёзда птиц и птенцов.
- Нельзя обрывать в лесу паутину.
- Нельзя мусорить в лесу.
- Нельзя включать громкую музыку.
- Нельзя разжигать костёр.
- Нельзя ломать деревья и кусты.
- Нельзя баловаться с огнём.
Ребенок 1:
Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай,
что в лесу нельзя шуметь. даже очень громко петь!
испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
ветки ели не ломай. и почаще вспоминай:
Ребенок 2:
Мусор с травки убирать! зря цветы не надо рвать!
из рогатки не стрелять, ты пришел не убивать!
бабочки пускай летают, Ну кому они мешают?
здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость. Здесь хозяин – ель и лось.
Их покой – побереги, Ведь они нам – не враги!
В: Ребята, старичок Лесовичок приглашает нас сегодня отправиться на прогулку в лес. - Надевайте пуховики, шапки-ушанки. - Что такое? (У нас нет пуховиков, тёплых шапок.). - Почему? (Тепло). - А что мы должны надеть? (Куртки, вязаные шапки). - Какую одежду? (Осеннюю). - Из обуви? (Резиновые сапоги, кроссовки). - А валенки, для какого времени года? (Для зимы). Ну, что оделись? (Да). А на чем нам лучше добираться в лес? (Идет обсуждение проблемы. Приходим к выводу, что велосипед-лучший транспорт для прогулки, т. к. бесшумный, не загрязняет воздух, легко объезжать препятствия.) Садимся на велосипеды. (дети имитируют движения езды на велосипеде). На экран проецируется картинка леса.
9 слайд
Воспитатель читает:
Наш лесочек так хорош!
Лучше леса не найдешь!
Есть у нас в лесу дела,
Нам без леса никуда.
Будем лес мы охранять И всем дружно помогать,
И зверям, и птицам Помощь пригодится.
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
В: Обратите внимание, как красиво и тихо в лесу.
10 слайд
Давайте пройдемся по тропинкам. Сначала пойдем глазками по синей дорожке, потом по красной, повернули и идем по зелёной.
11 слайд (Назовите знакомые лиственные деревья)
12 слайд
Спрашивает, как называется лес, где растут березы, клены, дубы, рябины? Обобщает ответы детей: «Такой лес называется лиственный потому, что в нем растут лиственные деревья и кустарники».
Педагог спрашивает, какие еще виды деревьев знают дети. Обобщает ответы детей:
13 слайд (Какие хвойные деревья вы знаете)
14 слайд
«Хвойные деревья —это сосна, кедр, ель, пихта и другие. Такой лес называют хвойным».
Педагог спрашивает:
15 слайд
«Как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья? В каком лесу мы гуляем? Лиственные и хвойные деревья растут в смешанном лесу, мы гуляем в смешанном лесу. Педагог подводит детей к пониманию того, что, сохраняя чистоту и порядок в лесу, мы тем самым помогаем растениям и животным.
На экран проецируется картинка смешанного леса.
Воспитатель: Прогулки в лесу очень полезны для здоровья. Давайте погуляем на полянке.
16 слайд
Физкультминутка.
Мы корзиночки возьмем,
В лес по ягоды пойдем. (Дети шагают по кругу друг за другом.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем ягоды искать. (Останавливаются, выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.)
Пробежимся по дорожке, (Бегут по кругу.)
Перепрыгнем через лужи. (Прыгают на двух ногах.)
Под листочки мы заглянем— (Приседают.)
Ягод соберем на ужин: (Имитируют сбор ягод.)
Ежевики и малины,
Голубики и калины. (Шагают на месте.)
Гроздья спелые брусники
И немного земляники. (Выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.)
17слайд
Педагог спрашивает: «Чем отличаются деревья от кустарников? Верно,
18 слайд
у дерева от корня отходит один ствол, а у кустарника несколько довольно тонких стеблей — стволиков.
19 слайд
Какие кустарники вы знаете? Расскажите о кустарниках —боярышнике, ежевике, облепихе, сирени, шиповнике и других. (Ответы детей.)
20 слайд (Какие ещё ягоды вы знаете)
Малина и смородина —это тоже кустарники. Они растут и в лесу, и на даче. Плоды (ягоды) этих кустарников очень вкусные и полезные. Какие еще ягоды растут в лесу? (Земляника, черника, голубика, брусника.)
21 слайд
Педагог спрашивает: «Какие еще растения есть в лесу? Правильно, грибы. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Грибники аккуратно срезают их ножом, чтобы не повредить корень (грибницу). Тогда на этом месте еще вырастут грибы. Грибами питаются люди и обитатели леса. Особенно любит грибы белка. Она даже сушит их на зиму и складывает себе в дупло».
22 слайд
Педагог спрашивает: «Какие еще растения есть в лесу? (Ответы детей.) У травянистых растений, одуванчика, подорожника, колокольчика, стебли мягкие, сочные. В лесу много красивых травянистых растений, которые очень красиво цветут!»
23 слайд
Педагог обращает внимание детей, что на пеньке снова лежит письмо от старичка Лесовичка, и зачитывает его:
24 слайд
«Ребята! Как же вы меня порадовали —соблюдали все правила поведения в лесу. Я хочу вам подарить картинки с изображением деревьев леса. Предлагаю раскрасить все деревья и вместе с взрослыми оформить книгу «Деревья леса». Эта книга поможет вам еще лучше узнать удивительный мир природы. А я всегда жду вас в гости. Прогулки по лесу очень полезны детям и взрослым! Всего вам доброго! С уважением, старичок Лесовичок».
Педагог предлагает детям в свободное время раскрасить картинки с изображением деревьев и оформить книгу «Деревья леса».
25 слайд (Спасибо за внимание).