МААМ-картинки

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Чтение стихотворений о зиме»

Горбунова Елена Анатольевна
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Чтение стихотворений о зиме»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

Задачи:

- развивать интерес к художественной литературе, способствовать формированию умения выразительно читать стихи, подбирать прилагательные к существительному;

- развивать связную, чёткую речи, внимание, память.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме, чтение художественной литературы, наблюдения за изменениями погоды с наступлением зимы, беседы о погоде.

Публикация «Конспект ООД по развитию речи в старшей группе „Чтение стихотворений о зиме“» размещена в разделах

Способы: мотивация, игровая ситуация, вопросы к детям, беседа по картине, составление рассказа по картине, чтение скороговорки, дидактические игры, чтение художественной литературы, слушание фортепианной миниатюры Чайковского «Времена года», рефлексия.

Средства: слайды презентации с грустным и весёлым Медвежонком; иллюстрации различных видов деятельности детей в зимний период; загадки о зиме; портрет Ивана Бунина (русский писатель и поэт, портрет А. С. Пушкина, портрет Сергея Есенина.

Структура занятия:

I. Вводная часть - 3 минуты.

а) мотивация;

б) беседа о зиме;

II. Основная часть - 15 минут.

а) рассматривание иллюстраций о зимнем времени года;

б) отгадывание загадок;

в) малоподвижная игра «Какой? Какая?»

г) физкультминутка;

д) чтение стихотворений о зиме;

III. Заключительная часть - 2 минуты.

а) обобщение воспитателя;

б) рефлексия.

Ход НОД

Мотивация

Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку и узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла.

Дети: зима.

Воспитатель: А какое сейчас время года?

Дети: Поздняя осень.

Воспитатель: А какое время года через несколько дней придет на смену осени?

Дети: зима.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришел медведь. Он грустный. Как вы думаете, почему он грустит?

Медведь мне на ушко сказал, что ему пора ложиться в зимнюю спячку. А он так хочет увидеть зиму, узнать о ней побольше. Ведь никогда он ее не видел.

Можем ли мы ему помочь? Как мы ему можем помочь?

Дети: Расскажем медведю о зиме.

Основная часть НОД

Воспитатель: Скажите, какие зимние месяцы вы знаете?

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Отгадайте загадки и узнаете, какие явления бывают в зимние месяца.

1) Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал…

Дети: снег

Воспитатель:

2) Наши окна — как картинки.

Кто художник-невидимка?

На стекле букеты роз

Нам нарисовал…

Дети: мороз

Воспитатель:

3) Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это — зимние…

Дети: метели

Воспитатель:

Ребята, а вы любите зиму? Почему? Рассмотрите картинку. Давайте составим маленький рассказ на тему «Пришла зима». Опишем, что произошло с природой зимой. Давайте начнем так: «Наступила зима…».

Дети: Наступила зима. На улице стало холодно. Земля окуталась снегом. Речка покрылась льдом. Перелётные птицы улетели, а с нами остались зимующие. Медведь лёг в спячку, а зайчик поменял шёрстку с серой на белую. Дети радуются зиме. Они катаются на лыжах, на санках и лепят снеговиков. Хорошо зимой!

Воспитатель: Послушайте скороговорку о зиме.

Скороговорка

Сыплет, сыплет снег с небес.

Спит под снегом зимний лес.

Сонный сад в снегу стоит.

Сад под снегом тоже спит

Давайте, повторим вместе со мной.

Дети проговаривают скороговорку.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Какой? Какая?», а медведь побольше узнает о зиме. Я буду передавать снежинку по кругу и называть предмет (явление, а вы будете его описывать, говорить, какой этот предмет.

Зима какая?

Дети: Холодная, морозная, снежная, вьюжная, красивая, пушистая, белая.

Воспитатель: Снег какой?

Дети: Белый, пушистый, холодный, мягкий, хрустящий.

Воспитатель: Зимний день какой?

Дети: Морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный.

Воспитатель: Зимняя ночь какая?

Дети: Длинная, лунная, звездная, снежная, морозная.

Воспитатель: Снежинка какая?

Дети: Красивая, холодная, резная, блестящая.

Воспитатель: Вот сколько красивых слов о зиме вы сказали. Молодцы.

Зима своим очарованием вдохновляет композиторов, художников, поэтов. Кто такой поэт?

Дети: Кто сочиняет стихи.

Очень много написано стихотворений о зиме, невозможно не восхищаться красотой этого волшебного и чудесного времени года.

Воспитатель показывает портрет И. А. Бунина.

Иван Андреевич Бунин рос в деревне, с обычными крестьянскими мальчишками он ходил пасти по ночам табуны коней и любил любоваться закатом. Послушайте, какие замечательные строки написал Иван Бунин. «Первый снег».

Воспитатель во время чтения стихотворения включает фортепианную миниатюру Чайковского «Времена года».

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглись

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

-Ребята, понравилось ли вам стихотворение? О чём оно?

Дети: О зиме, о первом снеге.

Воспитатель: Давайте скажем еще раз, как оно называется?

Дети: Первый снег.

Воспитатель: А кто его написал?

Дети: Иван Бунин.

Воспитатель: А как вы понимаете строки «Ярким пурпуром зажглись пред закатом небеса»? Что такое закат?

Дети: Небо стало красное от заходящего солнца.

Воспитатель: Когда можно увидеть закат?

Физминутка: «Зимние ветра»

Давайте представим, что мы с вами зимние ветра. Покажите, как заметает дорожки пороша: «ш - ш –ш - ш»,

(дети двигают опущенными вниз руками из стороны в сторону)

Вьюжат вьюги: «в- в- в- в», (круговые движения руками)

Кружит метель: «у- у- у- у» (дети кружатся и садятся).

Воспитатель: О зиме написал немало стихотворений великий русский писатель А. С. Пушкин.

Воспитатель показывает портрет А. С. Пушкина.

Это время года он любил, так же как любил зимние забавы: санки, катание в санях, запряженных лошадьми. Послушайте, отрывок из романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».

Вот север, тучи нагоняя

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов…

Воспитатель: Понравилось стихотворение?

А какие строчки запомнились больше всего?

Послушайте еще раз. О чем пишет Пушкин «Зима. Пришла, рассыпалась клоками, повисла на суках дубов?»

Дети: Он говорит про снег.

Воспитатель: Какой нам представляется зима в этом стихотворении?

Дети: Она изображена будто живым существом, которое все вокруг запорошило снегом.

Воспитатель: Ребята, еще мне очень нравится стихотворение о зиме Сергея Есенина «Белая береза».

Воспитатель показывает портрет С. Есенина.

Сергей Есенин родился и вырос на севере России в обычном селе и с детства любовался природой.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Воспитатель: Вам понравилось стихотворение? Кто его написал?

Дети: Сергей Есенин.

Воспитатель: О чем это стихотворение?

Дети: О зимней березе.

Воспитатель: Почему вы решили, что это стихотворение о зимней березе?

Дети: Береза принакрылась снегом, снежные ветви, горят снежинки, заря лениво обсыпает ветки новым серебром - идет снег и т. д.

Повторное чтение стихотворения Есенина «Белая береза».

Заключительная часть. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте посмотрим на Мишку, нашего гостя. Какой он стал и почему?

Дети: Весёлый, потому что многое узнал о зиме.

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались на занятии?

Дети: Составляли рассказ о зиме по картине, называли зимние явления природы, слушали стихотворения о зиме, отгадывали загадки.

Воспитатель: Какое стихотворение вам больше всего понравилось?

Ребята, представьте себя поэтом. А о чем бы написали вы в своем стихотворении о зиме?

Дети: О зимних забавах, о морозном дне, о снегопаде, о празднике Новый Год.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с Мишкой и пригласим его снова в гости после его зимней спячки.

Методическая литература:

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» : Старшая группа — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016,- 144с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке»Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке» Тема: «Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетки». Задачи: Образовательная: вызвать у детей интерес к слушанию поэтических.

Конспект НОД по развитию речи «Беседуем о зиме» в подготовительной группе Цель: активировать словарь по темам «Зима», «зимние забавы». Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному, образовывать относительные.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Федорино горе»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Федорино горе» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Алёнушка-1» Г. Ершова Саратовской области Название : Конспект НОД по развитию речи в средней.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. "Составление описательных рассказов о зиме". Цель: создавать условия для развития речи детей.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Чтение рассказа Ушинского «Дедушка»Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Чтение рассказа Ушинского «Дедушка» Автор: Матюшина Наталья Сергеевна, воспитатель МБДОУ д/с №30 г. о. Кинешма, г. Кинешма Ивановской области, год выполнения работы 2023,.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Как дикие животные готовятся к зиме?»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Как дикие животные готовятся к зиме?» Цель: развивать связную речь, познавательный интерес и любознательность, умение использовать в беседе накопленные знания. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Снегурочка» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Чтение русской народной сказки Снегурочка». В подготовительной группе. Цель: познакомить с русской.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» Задачи: Продолжать знакомство с творчеством Владимира Сутеева. Учить рассказывать о героях сказки, их поступках; передавать свое эмоциональное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Чтение стихотворений о зиме»
Опубликовано: 26 февраля 2024 в 02:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Чтение стихотворений о зиме»» (включая файлы) размещена пользователем Горбунова Елена Анатольевна (УИ 2788383) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД