Горбунова Елена Анатольевна
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Чтение стихотворений о зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.
Задачи:
- развивать интерес к художественной литературе, способствовать формированию умения выразительно читать стихи, подбирать прилагательные к существительному;
- развивать связную, чёткую речи, внимание, память.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме, чтение художественной литературы, наблюдения за изменениями погоды с наступлением зимы, беседы о погоде.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в старшей группе „Чтение стихотворений о зиме“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи о зиме. Конспекты занятий
- Темочки
Способы: мотивация, игровая ситуация, вопросы к детям, беседа по картине, составление рассказа по картине, чтение скороговорки, дидактические игры, чтение художественной литературы, слушание фортепианной миниатюры Чайковского «Времена года», рефлексия.
Средства: слайды презентации с грустным и весёлым Медвежонком; иллюстрации различных видов деятельности детей в зимний период; загадки о зиме; портрет Ивана Бунина (русский писатель и поэт, портрет А. С. Пушкина, портрет Сергея Есенина.
Структура занятия:
I. Вводная часть - 3 минуты.
а) мотивация;
б) беседа о зиме;
II. Основная часть - 15 минут.
а) рассматривание иллюстраций о зимнем времени года;
б) отгадывание загадок;
в) малоподвижная игра «Какой? Какая?»
г) физкультминутка;
д) чтение стихотворений о зиме;
III. Заключительная часть - 2 минуты.
а) обобщение воспитателя;
б) рефлексия.
Ход НОД
Мотивация
Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку и узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла.
Дети: зима.
Воспитатель: А какое сейчас время года?
Дети: Поздняя осень.
Воспитатель: А какое время года через несколько дней придет на смену осени?
Дети: зима.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришел медведь. Он грустный. Как вы думаете, почему он грустит?
Медведь мне на ушко сказал, что ему пора ложиться в зимнюю спячку. А он так хочет увидеть зиму, узнать о ней побольше. Ведь никогда он ее не видел.
Можем ли мы ему помочь? Как мы ему можем помочь?
Дети: Расскажем медведю о зиме.
Основная часть НОД
Воспитатель: Скажите, какие зимние месяцы вы знаете?
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Отгадайте загадки и узнаете, какие явления бывают в зимние месяца.
1) Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал…
Дети: снег
Воспитатель:
2) Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал…
Дети: мороз
Воспитатель:
3) Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это — зимние…
Дети: метели
Воспитатель:
Ребята, а вы любите зиму? Почему? Рассмотрите картинку. Давайте составим маленький рассказ на тему «Пришла зима». Опишем, что произошло с природой зимой. Давайте начнем так: «Наступила зима…».
Дети: Наступила зима. На улице стало холодно. Земля окуталась снегом. Речка покрылась льдом. Перелётные птицы улетели, а с нами остались зимующие. Медведь лёг в спячку, а зайчик поменял шёрстку с серой на белую. Дети радуются зиме. Они катаются на лыжах, на санках и лепят снеговиков. Хорошо зимой!
Воспитатель: Послушайте скороговорку о зиме.
Скороговорка
Сыплет, сыплет снег с небес.
Спит под снегом зимний лес.
Сонный сад в снегу стоит.
Сад под снегом тоже спит
Давайте, повторим вместе со мной.
Дети проговаривают скороговорку.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Какой? Какая?», а медведь побольше узнает о зиме. Я буду передавать снежинку по кругу и называть предмет (явление, а вы будете его описывать, говорить, какой этот предмет.
Дети: Холодная, морозная, снежная, вьюжная, красивая, пушистая, белая.
Воспитатель: Снег какой?
Дети: Белый, пушистый, холодный, мягкий, хрустящий.
Воспитатель: Зимний день какой?
Дети: Морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный.
Воспитатель: Зимняя ночь какая?
Дети: Длинная, лунная, звездная, снежная, морозная.
Воспитатель: Снежинка какая?
Дети: Красивая, холодная, резная, блестящая.
Воспитатель: Вот сколько красивых слов о зиме вы сказали. Молодцы.
Зима своим очарованием вдохновляет композиторов, художников, поэтов. Кто такой поэт?
Дети: Кто сочиняет стихи.
Очень много написано стихотворений о зиме, невозможно не восхищаться красотой этого волшебного и чудесного времени года.
Воспитатель показывает портрет И. А. Бунина.
Иван Андреевич Бунин рос в деревне, с обычными крестьянскими мальчишками он ходил пасти по ночам табуны коней и любил любоваться закатом. Послушайте, какие замечательные строки написал Иван Бунин. «Первый снег».
Воспитатель во время чтения стихотворения включает фортепианную миниатюру Чайковского «Времена года».
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглись
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
-Ребята, понравилось ли вам стихотворение? О чём оно?
Дети: О зиме, о первом снеге.
Воспитатель: Давайте скажем еще раз, как оно называется?
Дети: Первый снег.
Воспитатель: А кто его написал?
Дети: Иван Бунин.
Воспитатель: А как вы понимаете строки «Ярким пурпуром зажглись пред закатом небеса»? Что такое закат?
Дети: Небо стало красное от заходящего солнца.
Воспитатель: Когда можно увидеть закат?
Физминутка: «Зимние ветра»
Давайте представим, что мы с вами зимние ветра. Покажите, как заметает дорожки пороша: «ш - ш –ш - ш»,
(дети двигают опущенными вниз руками из стороны в сторону)
Вьюжат вьюги: «в- в- в- в», (круговые движения руками)
Кружит метель: «у- у- у- у» (дети кружатся и садятся).
Воспитатель: О зиме написал немало стихотворений великий русский писатель А. С. Пушкин.
Воспитатель показывает портрет А. С. Пушкина.
Это время года он любил, так же как любил зимние забавы: санки, катание в санях, запряженных лошадьми. Послушайте, отрывок из романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
Вот север, тучи нагоняя
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
Воспитатель: Понравилось стихотворение?
А какие строчки запомнились больше всего?
Послушайте еще раз. О чем пишет Пушкин «Зима. Пришла, рассыпалась клоками, повисла на суках дубов?»
Дети: Он говорит про снег.
Воспитатель: Какой нам представляется зима в этом стихотворении?
Дети: Она изображена будто живым существом, которое все вокруг запорошило снегом.
Воспитатель: Ребята, еще мне очень нравится стихотворение о зиме Сергея Есенина «Белая береза».
Воспитатель показывает портрет С. Есенина.
Сергей Есенин родился и вырос на севере России в обычном селе и с детства любовался природой.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель: Вам понравилось стихотворение? Кто его написал?
Дети: Сергей Есенин.
Воспитатель: О чем это стихотворение?
Дети: О зимней березе.
Воспитатель: Почему вы решили, что это стихотворение о зимней березе?
Дети: Береза принакрылась снегом, снежные ветви, горят снежинки, заря лениво обсыпает ветки новым серебром - идет снег и т. д.
Повторное чтение стихотворения Есенина «Белая береза».
Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте посмотрим на Мишку, нашего гостя. Какой он стал и почему?
Дети: Весёлый, потому что многое узнал о зиме.
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались на занятии?
Дети: Составляли рассказ о зиме по картине, называли зимние явления природы, слушали стихотворения о зиме, отгадывали загадки.
Воспитатель: Какое стихотворение вам больше всего понравилось?
Ребята, представьте себя поэтом. А о чем бы написали вы в своем стихотворении о зиме?
Дети: О зимних забавах, о морозном дне, о снегопаде, о празднике Новый Год.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с Мишкой и пригласим его снова в гости после его зимней спячки.
Методическая литература:
В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» : Старшая группа — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016,- 144с.