Папки-передвижки

Конспект ОД по речевому развитию «Дикие животные» в старшей группе. Составление синквейна

Галина Горбань
Конспект ОД по речевому развитию «Дикие животные» в старшей группе. Составление синквейна
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование умения составления дидактического синквейна.

Задачи:

1. Образовательные задачи: пополнять и активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные», работать над семантической стороной речи; упражнять в выделении наиболее главных качеств предмета; формировать умение составлять синквейн.

Публикация «Конспект ОД по речевому развитию „Дикие животные“ в старшей группе, Составление синквейна» размещена в разделах

2. Развивающие задачи : развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, слуховое внимание, ориентировку по схеме и в пространстве, согласование речи с движениями, совершенствовать мелкую моторику путем проведения пальчиковой гимнастики.

3. Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к ответам товарищей, умение слушать собеседника не перебивая, формировать чувства партнерства и сотрудничества.

Оборудование: алгоритм для синквейна (дерево, пчелка, бейджики для детей, книжки с алгоритмами маленькие (8 шт.) и 1 большая, белка, шишки – 9 шт., грибы – 9 шт., елка, карточки по наглядному моделированию, сорока, филин, колонка с записью голосов, картинка для определения обобщающего слова, кочки, ткань для болота, цветы на кругах, 2 пня, 2 корзины, травка, указка, картинка белки.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

-Проходите, дети, встаньте около снежинок, возьмитесь за руки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и гостям.

-Какое сейчас время года?

-1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю погулять,

Но не весной, не осенью

Вы только представьте это,

Приглашаю я вас в лето.

Вы на месте покрутитесь,

На полянке летней очутитесь.

- Вы любите лето?

-Тогда переверните круги, на которых стоите.

-Посмотрите, какая красивая поляна у нас получилась.

-Я нашла на полянке вот этот красивый цветок (взять колонку задекорированную под цветок).

II. Основная часть

1. Сообщение темы.

-Ой, дети, вы что-нибудь слышите?

(слышны звуки леса)

-Какие прекрасные звуки у лета.

-Вы что-нибудь слышите? (привлечь внимание детей)

(жужжание)

-Кто может так жужжать? (пчела)

-Где она? (находят пчелу)

-Это же любознательная пчела Жужжа. Она всегда спешит туда, где интересно.

-Куда же ты направляешься, Жужжа?

(«Я спешу к мудрому филину. Сегодня проходит конкурс на лучшее стихотворение о себе. Я уже придумала. Послушайте.

Пчела.

Трудолюбивая, полосатая.

Летаю, собираю, тружусь.

Трудолюбивая, полосатая пчела собирает нектар на поляне.

Насекомое.)

-Какое необычное стихотворение. Строки в нем не рифмуются. Такое стихотворение называется Синквейн.

-Садись, Жужжа, ко мне на плечо, отдохни. (встать ближе к белке)

(слышен плач)

-Кто это плачет? (находят белку около елки)

-Ты чего плачешь?

(«Я тоже хочу к филину рассказать о себе стихотворение,

но я собирала шишки и грибы

и не усела научиться сочинять такое стихотворение»)

-Ребята, что же делать? Хотите помочь белке?

-Поможем белке и научимся составлять необычное стихотворение.

-Белочка, не переживай, мы тебе поможем. А много ли ты собрала шишек? (находят шишки около елки)

-Мы поможем перенести их к тебе в дом. А где живет белка? (в дупле)

-Дети, возьмите по одной шишке.

-Найдите дерево на поляне.

2. Активизация словаря.

-Вот это дерево, в дупле которого живет белка. Посмотрите, какое оно красивое. Оно-то нам и поможет составить необычное стихотворение о белке.

-Фотографию белки мы поместим в дупло дерева (выставляется картинка белки в нижний карман)

-Посмотрите, какую корзинку для запасов приготовила белка (обратить внимание на корзину)

-Кладем шишку в нее и говорим, какая белка? (называют слова-признаки)

-Какие слова мы сейчас называли? Слова-предметы или слова-признаки?

-Какой линией на шишке обозначены такие слова? (волнистой)

-Значит, при составлении стихотворения слова-признаки обозначим волнистой линией (выставляются карточки в карманы)

-Скажите, сколько волнистых линий на дереве? (2)

-Значит, в стихотворении нужно сказать о белке всего 2 слова, но очень важных.

(звуки трещания сороки)

одновременно появляется сорока, прикрепляется к дереву

-Вы слышали, как весело трещала сорока?

3. Работа по методу наглядного моделирования.

-Посмотрите, что сорока на хвосте принесла (карточки по наглядному моделированию)

-Как думаете, какие слова-признаки обозначают эти картинки?

-Каких 2 слова больше всего подходят для белки? (картинки вставляются в карманы модели алгоритма - дерево)

-Молодцы, вы подобрали самые правильные слова о белке.

4. Активизация глагольного словаря.

-Кто помнит, что еще собирала белка? (грибы)

-Белка мне шепнула на ухо, что грибы собраны за болотом. Нам нужно осторожно добираться по кочкам, чтобы не промочить ноги.

(проходят по кочкам)

-Что белка делала с грибами? (собирала, складывала)

-Какие это слова? (слова-действия)

-Какие еще действия может совершать белка? Называем слово и кладем гриб в корзинку (варианты ответов детей)

-Сколько прямых линий на шляпке грибов? (2)

-Такими линиями обозначены слова-действия на дереве (поставить карточки с полосками)

-Сколько таких слов будет в стихотворении? (3)

-Посмотрите на картинки, которые принесла сорока на хвосте. Какие слова-действия они обозначают?

-Какие 3 важных слова подходят для белки? (отбирают картинки и вставляют их в карманы на модели алгоритма - дерева)

-Вы молодцы, определили самые важные слова-действия.

5. Физминутка. Пальчиковая гимнастика.

-Хотите поиграть с белкой? Вставайте в круг.

Рыжая белка на ветке сидит,

Влево и вправо с ветки глядит.

Лапки поднимет, прыгнет. И вот

Рыжая белка орешки грызет.

С шишки большой чешуйки снимает,

Лакомство там – белочка знает.

Сгрызла орешки белка. И вот

С веточки снова прыгнет вперед.

6. Работа по составлению предложения.

-Посмотрите на дерево. Что обозначает полоса с точкой? (предложение)

-Чтобы составить предложение о белке для нашего необычного стихотворения, нам помогут карточки с дерева.

-Кто хочет составить предложение? (ребенок выходит к дереву)

-Возьми карточку. С этим словом составь предложение.

-Молодцы, какие разные и красивые предложения у вас получились.

7. Подбор обобщающих слов.

-А какое последнее слово будет в необычном стихотворении, в этом нам поможет разобраться картинка.

(Игра «Четвертый лишний»)

-К какой группе животных относится белка? (белка относится к диким животным)

-Значит словосочетание «Дикие животные» - это общие слова для каждого животного из этой группы, это обобщающее понятие (показ руками круга в воздухе) (На схеме выставляется круг)

-На нашей схеме круг – это обобщающие понятие. Говоря про белку, мы называем ее «Дикое животное»

-Молодцы, теперь вы знаете, что последнее слово в необычном стихотворении - это обобщающее слово.

-Ой, я что-то слышу (прислушиваются)

8. Исправление синквейна.

( слышен голос сороки:

«Ха, как же просто рассказывать про белку. Я уже придумала стихотворение. Слушайте.

Белка.

Трудолюбивая, злая.

Заготавливает, собирает, нападает

Трудолюбивая белка складывает шишки в теплую норку.

Дикое животное»)

-Дети, все ли верно в этом стихотворении? (исправляют ошибки)

-Молодцы, вы верно исправили ошибки.

-Послушайте, пчела Жужжа хочет о чем-то сказать (привлечь внимание)

9. Составление синквейна.

( голос пчелы: «Сегодня последний день конкурса на лучшее стихотворение. Надо успеть.»)

-Дети, позовем, мудрого филина.

(посадить филина на дерево)

-Здравствуй, мудрый филин. Белка очень хочет участвовать в конкурсе, дети ей помогали подготовиться. Послушай стихотворение.

(белочка молчит)

-Белка, наверное, стесняется.

-Дети, можно я первая расскажу стихотворение?

Белка.

Запасливая, ловкая.

Собирает, заботиться, перепрыгивает.

Запасливая, ловкая белка быстро складывает шишки и грибы в свое дупло.

Дикое животное.

-Дети, кто будет использовать другие слова, у того получится свое необычное стихотворение (к дереву приглашается желающий ребенок, в руки берет указку)

-Кто еще хочет рассказать свое стихотворение?

-Вот оно, необычное стихотворение. И у нас оно получилось.

-Какие молодцы, у вас получились замечательные синквейны – нерифмованные стихотворения.

( филин: «Дети, а вы хотите попасть на конкурс? Приглашаю вас принять участие в следующий раз. А пока у вас есть время подготовиться. Дарю вам в помощь книги для составления синквейна, а большая книга для ваших друзей, научите их этому. Книги вы найдете под большой кочкой нашего лесного болота.

До встречи, друзья!»)

(дети находят книги)

-Что мы скажем филину за подарок? (спасибо)

-А ты, белочка, не расстраивайся, поучаствуешь с нами в конкурсе в следующий раз.

-Нам пора возвращаться к своим друзьям. Скажем всем до свидания.

III. Итог:

-Встаньте в круг на волшебной полянке.

-Чему вы научились, гуляя по летнему лесу? (составлять необычные стихотворения, синквейн)

-А теперь на месте повернись, покружись

Снова в зимушку вернись. (снять цветок и пчелу)

-Переверните круги.

-Вот мы и вернулись из лета в зиму. Мудрый филин подарил нам книги. Пойдемте, покажем их детям и научим составлять необычное нерифмованное стихотворение? (дети уходят)

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Дикие животные» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Дикие животные» в средней группе Цель: расширение представления о диких животных. Задачи: Образовательные: использовать в речи предлоги и описательные прилагательные;.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Дикие животные» Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников. Задачи: 1. Закрепление в речи названий диких.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Дикие животные» Конспект НОД по речевому развитию. Возрастная котегория: 5-6 лет Тема:«Дикие животные» Образовательная область: речевое развитие. Цель:.

Конспект НОД по речевому развитию составление рассказа по картинкам «Купили щенка» Конспект НОД по речевому развитию На тему: составление рассказа по картинкам «Купили щенка» Воспитатель: Белоусова Е. А. Цель: развитие.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗКонспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: формировать умение составлять по образцу простые.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Дикие животные наших лесов»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Дикие животные наших лесов» Ц ль. Продолжать развивать у детей умение составлять описательный рассказ о диких животных, используя в речи образные сравнения, определения.

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Дикие животные» Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи по теме «Дикие животные» Задачи: - обогащать словарный запас детей; - развивать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные наших лесов» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Дикие животные наших лесов.» Цель: Углублять знания детей о диких животных.

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему»Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему» Тема: Составление рассказа на предложенную тему. Задачи: учить детей составлять рассказ на предложенную тему; учить сравнивать предметы,.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Дикие животные. Лиса» Конспект занятия в подготовительной группе по НОД «Речевое развитие» : «Дикие животные. Лиса» Цель: Расширять знания о жизни, среде обитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по речевому развитию «Дикие животные» в старшей группе. Составление синквейна
Опубликовано: 3 декабря 2021 в 20:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОД по речевому развитию «Дикие животные» в старшей группе. Составление синквейна» (включая файлы) размещена пользователем Галина Горбань (УИ 1039816) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД