Лучший педагог года

Конспект ООД познавательное развитие (экология) для детей старшего дошкольного возраста «Природа родного края»

Богомолова Людмила
Конспект ООД познавательное развитие (экология) для детей старшего дошкольного возраста «Природа родного края»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №18 ПОС. ГИРЕЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН

Конспект организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста

(с использованием ИКТ).

Воспитатель:

Богомолова Л. М

Публикация «Конспект ООД познавательное развитие (экология) для детей старшего дошкольного возраста „Природа родного края“» размещена в разделах

Конспект организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Природа родного края».

Группа: старший дошкольный возраст

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Цель: Расширять представления детей о родном крае. Углублять знания о растительном и животном мире Краснодарского края. Закрепить знание детей о значимости Красной книги, о растениях и животных Краснодарского края, занесенных в нее.

Задачи: Формировать духовно-эстетическую культуру детей, воспитывать эмоционально-оценочное отношение к родному краю. Уметь применять народные пословицы и поговорки. Формировать представления о малой Родине. Развивать любознательность; обогащать активный словарь детей. Воспитывать желание любить и беречь природу родного края. Развивать мелкую моторику, творческую активность. Развивать детское творчество при создании и реализации замысла, как источник, доставляющий радость ребёнку и всем окружающим людям.

Материалы и оборудование: Презентация «Природа родного края», диск с записью голосов птиц, композиция Д. Дидюля «Волшебный лес», пластиковые стаканы, спил дерева, камни, палочки Кьюзенера, карточки – схемы, палочки, солома, вата, прищепки.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Растительный мир Краснодарского края», «Животный мир края». Знакомство с «Красной книгой Краснодарского края». Беседы о родном крае, заучивание стихотворений, загадывание загадок, знакомство с произведениями М. М Пришвина, чтение пословиц рассматривание картин, наблюдения в природе, беседы о правилах поведения в природе. Дидактические игры: «Что где растет», «Третий лишний», «Живая и неживая природа», «Лесник», «Природа и человек».

ХОД

Коммуникативная игра.

«Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

У всех хорошее настроение? Отлично.

Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся. Как вы думаете, какое у них настроение. А давайте им подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение. (ДЕТИ ДАРЯТ ГОСТЯМ СОЛНЫШКИ)

Воспитатель: Молодцы, а теперь подойдите ко мне и послушайте стихотворение. Воспитатель читает наизусть стихотворение:

Если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой -

Любимую планету!

Воспитатель - Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наша планета? Правильно, Земля. А почему нашу планету называют голубой? Ответы детей. Потому что большая часть нашей планеты покрыта водой – морями и океанами, реками и озерами. (синий цвет – это океаны, реки и моря, зеленый цвет это леса, коричневый это горы.) А человек может жить на Земле без природы? (нет) Что такое природа?

У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Например (север, пустыня, степь, саванна, джунгли). А как называется наша Родина? (Дети называют страну, область, город.)

Воспитатель: Ребята, а какие пословицы о родине вы знаете?

Дети:

- Нет земли краше, чем Родина наша

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Береги землю любимую, как мать родимую.

Воспитатель: Дети, как понимаете эту пословицу - Береги землю любимую, как мать родимую (нужно беречь землю так, как маму, потому что мама у нас одна и земля одна).

– Благодатна и красива природа нашего края : бескрайние поля, более 120 рек и речушек, озера, пруды, леса и рощи, живописные холмы по берегам рек, известняковые скалы и пещеры, которыми славится наш край (Рассказ сопровождается показом иллюстраций.)

– Наш край расположен в лесостепной зоне, поэтому на её территории мы можем встретить растения, животных и птиц, характерных как для лиственных лесов, так и для степи.

Воспитатель: Я предлагаю вам познакомиться с богатством природы Краснодарского края и вспомнить всё, что вы знаете о его флоре и фауне. А что такое флора (растения) и фауна (животные? (Ответы детей.)

- Мир природы – это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы – он такой многообразный и неповторимый.

- Скажите, без чего не смогут жить на Земле живые существа? (без воздуха, воды, солнца)

- Ребята, а какая природа бывает. Молодцы, сейчас я предлагаю вам поигрыть в игру «Живая и неживая природа». На доске будут появляться слайды, а вы называйте к какой природе они относятся.

Дидактическая игра «Живая и неживая природа».

Молодцы правильно назвали все. А сейчас я предлагаю вам исследовать обьекы живой и неживой природы. Проходите, пожалуйста к столу под №1

Исследовательская деятельность:

Цель: Рассмотреть и сравнить свойство древесины и камня.

Ребята, у каждого из вас на столах лежит природный материал, как вы думаете что это? (древесина, камень). Итак, давайте с вами рассмотрим камень на ощупь? Какой он? (тяжелый, холодный, а теперь давайте рассмотрим древесину? Какая древесина на ощупь? (тёплая, лёгкая, жёсткая). А сейчас давайте проверим, что случится с камнем, если мы его опустим в ёмкость с водой? (тонет, а если мы опустим древесину, (плавает, не тонет, значит, древесина легче камня. Древесина – это натуральный материал, он полезный для здоровья, поэтому издавна люди широко его использовали при строительстве домов, делали мебель, тетради, карандаши и даже спички. Оглянитесь вокруг себя и назовите мне предметы, сделанные из древесины.

Воспитатель: - Ребята мы уже с вами сказали, что человек не может жить без природы. Давайте посмотрим на примере: человеку нужны носки-носки вяжут из ниток, нитки делают из шерсти, шерсть даёт овца, овца питается травой, для её роста нужна почва, вода солнце. Солнце, вода, почва-это природа.

Звучит пение птиц. Ребята, а что это за звуки. Ответы детей. А где можно услышать пение птиц, журчание ручейка? В лесу. Лес очень музыкален. Он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна.

Воспитатель Вы хотели бы оказаться в Кубанском лесу. Ответы Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. Но прежде чем мы с вами отправимся в лес, давайте вспомним правила поведения.

Слады с правилами дети называют.

Молодцы все правила назвали правильно тогда в путь. Но наша дорога буден не простая без физической подготовки ее не пройдешь. Готовы.

Дети (хором вместе с воспитателем) :

Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок.

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток.

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно.

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке.

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

Воспитатель Вот мы и пришли в лес. Как здесь красиво, какой чистый воздух. Давайте подышим им (вдох носом, выдох через рот). Глубоко вдыхаем и выдыхаем. Какой чистый воздух в лесу, правда.

-Мы наблюдали за деревьями на прогулки в разное время года, какие вы были внимательные во время наблюдений, покажет игра "Что я знаю о деревьях?"

-Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна)

-Плод, какого дерева называется желудь? (дуб)

-Какое дерево осень красит в желтый цвет? (берёза)

-У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина)

-Из плодов, какого дерева можно сделать алые бусы? (рябина)

Из цветов какого дерева можно заварить лечебный чай (липа)

-Молодцы, а скажите ребята, какую пользу приносят деревья? (чистый воздух, древесину, летом укрывают от солнца).

- Почему в лесу воздух чистый? (Там нет фабрик, машин, а есть много кислорода.) Правильно, в лесу больше кислорода, которым мы дышим. Это заслуга растений, ведь именно они выделяют кислород. Больше растений - больше кислорода.

Психогимнастика «Зернышко»

- Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза. Представь, ты — маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно. Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. И «росток» превращается в прекрасное «дерево». «Дерево «хорошеет, любуется собой, улыбается деревьям соседям, дотрагивается своими «листочками» к соседям «деревьям». И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка.

- Вот какой долгий путь проходит дерево, прежде чем вырасти большим и могучим!

Ребята, а что будет, если не будет деревьев – высохнет лесная речка, звери без питания пропадут, испортится земля и воздух. А чтобы этого не случилось, мы с вами ребята должны беречь и охранять природу нашего края.

Ой, ребята посмотрите, кто то книгу оставил на пеньке. Ребята кто, знает, что это за книга. Правильно.

- Как вы думаете, почему эту книгу назвали красной? Что означает красный цвет? (Предположения детей.) Красный цвет всегда предупреждает об опасности, о том, что все это богатство и разнообразие природы может исчезнуть.

Знакомство с понятием «Красная книга».

Воспитатель: На Кубанской земле живет много разных зверей, птиц, растений. Есть такие, которых мы видим каждый день, но есть и редко встречающиеся, их осталось очень мало. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей.) Часто люди не задумываются о хрупкости окружающей среды: неправильно ведут себя во время отдыха на природе; стремятся заготовить как можно больше ягод и грибов, не соблюдая простые правила сбора; неоправданно ломают ветки, рвут цветы и растения; разрушают птичьи гнезда; мусорят. А ведь все это ведет к нарушению среды обитания животных и птиц, к уменьшению их численности и в некоторых случаях к исчезновению. Для того, чтобы сохранить все богатство и разнообразие природы, люди создали Красную книгу. В эту книгу занесены редкие, исчезающие виды растений, животных, птиц, которые охраняются законом

– Для удобства пользования страницы у книги цветные. На красных листах помещены сведения о видах находящихся под угрозой исчезновения, на зеленных сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности, на белых сведения о редких видах, на серых о малоизученных редких видах, на желтых уязвимые виды, черными стали страницы тогда, когда с лица Земли исчезли некоторые виды.

6. Животные нашего края.

Животный мир – это шестьдесят с лишним видов млекопитающих. (Воспитатель показывает детям иллюстрации животных с разной окантовкой и предлагает им назвать тех, кого они узнали.)

– Местом обитания многих из них являются Кавказский заповедник заповедник.

Воспитатель: Что же такое заповедник?

Дети: Это леса, где живут животные и звери. Многие из них занесены в Красную книгу. Лесники о них заботятся, их охраняют.

Воспитатель: А как вы думаете как заботятся и охраняют лесники. (Ответы…Браконьеры уничтожают природу, губят. А давайте вспомним, как решил эту проблему Шарик из мульфильма. Он любил природу и не хотел никого убивать, поэтому ему купили фоторужье. И он нам прислал снимки.

Давайте посмотрим каких животных сфотографировал Шарик. Пройдите за столы №2. Работа с «Палочки Кьюзера»

Дети рассказывают, кого сфотографировал Шарик. Молодцы, ну а я предлагаю вам вернуться в лес.

Физкультминутка:

Выросли деревья в поле. (Потягивание - руки в стороны.)

Хорошо расти на воле!

Каждое старается,

К небу, солнцу тянется. (Потягивание – руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед-

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вперед, назад, вправо, влево)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся на места)

Воспитатель: А сейчас я хочу проверить насколько хорошо знаете лесных обитателей. А понять, кто живет в лесу, нам помогут ваши ответы на следующие загадки.

Отгадывание загадок

Дружбу водит он с лисой,

Для других – ужасно злой.

Все зубами щелк да щелк,

Очень страшный серый (волк)

Это что за зверь такой?

Может жить он под землей.

Норку и подземный ход

Лапками копает (крот)

На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

(муравьи)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (сорока)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный

Лепит домик под окном из травы и глины.

(Ласточка).

Воспитатель: Ребята, скажите мне на какие две группы можно разделить птиц?

Дети: Зимующие и перелетные.

Воспитатель: Каких птиц называем зимующими?

Дети: Это птицы, которые остаются с нами зимовать.

Воспитатель: А каких называем перелетными?

Дети: Птицы, которые улетают на юг осенью и прилетают к нам весной.

А что делают птицы прилетая весной к нам.

Вьют гнезда. Правильно.

Я прадлагаю вам превратить в птиц и сплести свои гнездышки, а вместо клюва у нас будут прищепки. Давайте вспомним, из чего вьют свои гнезда птицы. Ответы детей.

Молодцы ребята! Ну как трудно вить гнезда. А предлагаю вам отдохнуть.

Дыхательная гимнастика «Ворона». Ребёнок стоит, слегка расставив ноги и опустив руки. Делает вдох разводит руки широко в стороны, как крылья, на выдохе медленно опускает руки и произносит «каррр», максимально растягивая звук «р». Дракон Предлагаем ребенку представить себя драконом, который дышит

Ребята, а ворона перелетная или зимующая птица. Ответы.

Сейчас зима, назовите месяца и признаки зимы. (так как зимой птицам холодно и мы должны помогать им, делать кормушки, не забывать добавлять туда корм). Правильно ребята вы сказали птицам зимой холодно и трудно найти пищу, мы с вами должны заботиться о них. Ребята, а что мы можем насыпать в кормушку. Ответы. Молодцы, я предлагаю взять корм и на прогулке насыпать его в кормушки.

- Почему воробья назвали воробьём? (потому что, он воровал зерна, и люди кричали вора бей).

- Почему Сороку назвали сорокой (потому что на ней белое оперение похожее на сорочку).

Воспитатель: Ребята ну а нам пора возвращаться домой в свой сад. А для нашего леса мы приготовили подарки (дети по очереди дарят подарки, объясняя их значение) :

Дети: - я дарю тебе птицу – она будет тебе другом и петь тебе песни.

- я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко – ярко, согревая тебя, помогая листочкам окраситься в зеленый свет;

- я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя;

- я дарю тебе дождевого червячка – пусть он сделает землю плодородной, и она будет кормить тебя;

- я дарю тебе зеленые листочки – пусть у тебя, их вырастет много-много; они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца;

- я дарю тебе семена – пусть у тебя будет много – много семян, а из них вырастет много твоих деток.

-Лес, я дарю тебе зверей, ведь ты для них – дом

-Лес, я дарю тебе цветы, пусть они тебя украшают.

-Лес, я дарю тебе грибы, ведь ими питаются животные и очень любят собирать люди.

Заключительная часть

А теперь нам с вами пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем- «Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей».

Открываем глаза мы с вами в саду.

Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в лесу увидели много интересного. Мы говорили о том, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите. Вам понравилось? Что нового вы узнали? Вы хотите стать друзьями и защитниками природы ( дети: да)И пусть также вклад каждого из нас в дело охраны природы преобразит всю нашу планету! И тогда человек будет по-настоящему счастлив!

Не разрушайте природы дом,

Девчонки и мальчишки!

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжках

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи»Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.

Конспект ООД в ОО «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Мастерская по ремонту» Задачи: -Познакомить детей с профессиями (сапожник, часовщик, столяр). -Продолжать расширять и обогащать словарь детей. -Воспитывать трудолюбие,.

Конспект НООД для детей старшего дошкольного возраста. Игра-викторина «Что? Где? Когда?» (экология)Конспект НООД для детей старшего дошкольного возраста. Игра-викторина «Что? Где? Когда?» (экология) Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 105 ОАО «РЖД» Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности.

Моё увлечение фотографией. Часть третья  «Природа родного края»Моё увлечение фотографией. Часть третья  «Природа родного края» .

Наше участие в конкурсе детского рисунка «Природа родного края»Наше участие в конкурсе детского рисунка «Природа родного края» Доброго времени суток, друзья! 22 мая нам предложено было поучаствовать в конкурсе рисунков детей дошкольных учреждений «Природа родного.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного краяПерспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края О значении природы в развитии дошкольника писали многие великие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский настаивал на введении ребенка в мир.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Фотоотчет «Проект «Природа родного края — Северной Осетии-Алании» ПРОЕКТ В ДОУ ТЕМА «Природа родного края- Северная Осетия- Алания» Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети старшей.

Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края»Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края» Цель викторины: Создание социальной ситуации развития в познавательно-речевой деятельности. Закрепление знаний детей о родном поселке, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД познавательное развитие (экология) для детей старшего дошкольного возраста «Природа родного края»
Опубликовано: 30 сентября 2020 в 06:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД