Елена Кожина
Конспект ООД с воспитанниками средней группы по познавательному развитию «Птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 «Светлячок» города Галича Костромской области
Конспект организованной образовательной деятельности
с воспитанниками
средней группы общеразвивающей направленности
ОО «Познавательное развитие». Познавательное развитие
Тема: «Птицы – наши друзья».
Подготовила : воспитатель :
Елена Михайловна Кожина.
Публикация «Конспект ООД с воспитанниками средней группы по познавательному развитию „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Цель: создать условия для формирования представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие» :
- способствовать формированию и расширению знаний детей о птицах родного края;
- способствовать развитию образного мышления.
ОО «Речевое развитие» :
- упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков (в звукосочетаниях, словах);
- формировать умение детей отвечать на вопрос полным ответом;
- закреплять умение отгадывать загадки;
- обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.
ОО «Социально – коммуникативное развитие» :
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время;
- воспитывать доброжелательное отношение между детьми во время игровых действий.
Оборудование и материалы: предметные картинки по теме: «Птицы», кормушка, различные виды корма для игры, тарелочки, видеофильм, разрезные картинки с изображением птиц.
Методические приемы:
- Информационно – иллюстративный: беседа, вопрос, ответ, объяснения, уточнения, стихотворения, загадки,. картинки с изображением зимующих птиц, кормушка, корм
- Игровой –.дидактические игры «Собери птицу», «Покорми птиц зимой».
- Практический - практические действия детей в игре,самостоятельная деятельность в сборе разрезных картинок.
Предварительная работа: организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь); проведение подвижных игр «Воробьишка», «Снегири», «Воробей», пальчиковой гимнастики «Кормушка», рассматривание сюжетных картин по теме, чтение стихов, загадок, рассказов о птицах.
Ход:
«Круг добра», дети встают в круг, касаясь ладонями друг друга, и говорят ласковые слова.
Воспитатель : Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра.
Дети, послушайте загадку и отгадайте, о каком времени года говорится.
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
- Зима.
Воспитатель : Сейчас какое время года?
Ответ детей: Зима.
Воспитатель : А я считаю, что весна. Докажите, что действительно зима.
Ответ детей:
- На улице очень холодно (согласна)
- Много снега, скользко (хорошо)
- Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)
- На речках лед, рыбы легли на дно (согласна)
- Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы)
- Солнце светит, но не греет.
Воспитатель : Наступила зима
Метелица, метелица,
И кружится и стелется,
И песню напевает,
И думы навевает…
На улице стало холодно. Почувствовали приближение морозов и птицы. Некоторые улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?
Ответ детей: Перелётные.
Воспитатель : Правильно, эти птицы перелетают с одного края в другой. Ищут, где теплее. Но сегодня мы с вами продолжим знакомимся с птицами, которые никуда не улетают с приходом зимы. Они остаются зимовать с нами.
Таких птиц называют – зимующие.
Воспитатель : Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки:
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
Ответ детей: Воробей. (После правильного ответа воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)
Воспитатель : Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна.
Послушайте следующую загадку:
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня.
Ответ детей: Синичка. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)
Воспитатель : Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. Синички очень подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей.
Воспитатель : Что любят синички?
Ответ детей: Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки.
А вот ещё одна загадка:
Что за птицы? Не синицы.
Грудка алая, горит.
На снегу уселись птицы
Эти птицы.
Ответ детей: Снегири. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)
Воспитатель : Снегири очень красивые птицы. Попробуйте описать их внешний вид: цвет головки, грудки и крыльев.
Ответ детей: Головка чёрная, грудка красная, крылья серые.
Воспитатель : Молодцы. Летом снегири едят ягоды, почки, семена. А вот насекомых они не едят! Живут снегири стайками в лесу. Но в суровую холодную зиму тоже прилетают к жилью людей, чтобы полакомиться семенами и орешками.
Воспитатель : Расскажите мне про ворону. Какая она?
Дети: Это большая, черная, хитрая, важная птица.
Дети читают стихотворение.
Высоко на кроне клена
Спеть готовится ворона,
Показала певчий дар,
Прокричала громко кар-р-р.
Воспитатель : Послушайте внимательно загадку:
Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Про какую птицу загадка?
Ответ детей: Про сороку.
Воспитатель : Какая это птица? Расскажите про нее.
Ответ детей: Сорока остается зимовать вместе с нами. Она делает большое прочное гнездо из сучьев, тряпок, проволоки. Она подбирает блестящие предметы и несет их к себе в гнездо.
Сорока большая, длиннохвостая птица. Она везде летает, все слышит, обо всем знает. Она предупреждает своим стрекотанием птиц и животных об опасности.
Воспитатель : Про эту птицу вы мне сами расскажите. Кто это? Какой он?
Ответ детей: Голубь большой, воркующий, любит кушать хлебные крошки.
Воспитатель : А сейчас послушайте загадку, про какую птицу говорится в ней?
Я пациентов простучу
И от недугов излечу.
Мои всегдашние больные
Дубы и сосны вековые.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Ответ детей: Дятел.
Воспитатель : Расскажите мне про дятла, где он живет, какой он.
Ответ детей: Дятел живет в лесу, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков…
А кто знает стихотворение про дятла и сможет нам прочитать?
В чаще слышится тук-тук,
Значит с деревом недуг.
Ствол проверил, все уладил,
Помогает лесу дятел.
Воспитатель : Ребята посмотрите внимательно, что есть общего у этих птиц?
Ответ детей: Туловище, крылья, клюв, перья, лапы, хвостик.
Воспитатель : Молодцы. А чем они отличаются?
Ответ детей: Размером, окраской оперенья, формой клюва.
Физкультурная минутка
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу (руки вверх, плавное покачивание)
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу (встряхивание рук)
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят. (руки в стороны, движения вверх-вниз)
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад (присесть).
Воспитатель :А сейчас я предлагаю немного поиграть. У меня есть разрезные картинки с изображением птиц. Вам надо собрать пазлы и назвать птичку.
Дидактическая игра «Собери птицу».
Воспитатель : Молодцы дети, вы справились с заданием. Послушайте загадку:
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. /Кормушка/
Ответ детей: Кормушка.
Воспитатель показывает настоящую кормушку, рассматривает ее вместе с детьми.
Воспитатель : Как вы думаете, для чего люди мастерят кормушки?
Ответ детей: Чтобы помогать птицам, зимой им очень тяжело. Поэтому люди подкармливают птиц.
Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Морозы» :
Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в ее конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
Ведь очень голодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить.
И тогда им будет легко переносить холода.
Воспитатель : Без нашей помощи птицы не смогут пережить зиму. Я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и приготовить для них угощение.
Дидактическая игра «Покормите птиц зимой»
Воспитатель вносит в группу кормушку и раскладывает на столе варианты корма для птиц : конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, шоколад, картофель, морковь.
Воспитатель : Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку)
Воспитатель :
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
Воспитатель : Вы хорошо справились с заданием! Во время прогулки мы установим кормушку на улице.
Воспитатель : А сейчас дети я предлагаю вам посмотреть видеофильм о зимующих птицах.