Ирина Чеботарёва
Конспект ООД в подготовительной группе по теме «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД в подготовительной группе.
Тема: «Зимующие птицы».
Воспитатель: Чеботарёва Ирина Вячеславовна.
Цель: всестороннее гармоничное развитие личности, развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом детей, подготовка к обучению в школе.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе по теме „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;
Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.
Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия.
Развивать фонематический слух. Продолжать развивать навыки восприятия звуков,обогащать впечатления детей.
Совершенствование речи детей как средства общения
Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы».
Продолжать совершенствовать умение составлять описательный рассказ на заданную тему.
Согласовывать им. сущ. с глаголами.
Развитие общей моторики. Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.
Предварительная работа:
Рассматривание с детьми иллюстраций,вспомнить их названия,характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев,величина, о бережном отношении к птицам зимой. Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления
птиц на прогулке. Чтение энциклопедической и художественной литературы. Знакомство с профессией орнитолог.
Беседы о птицах; чтение произведения В. А. Сухомлинского «О чём плачет синичка?». Разучивание стихов, пословиц, поговорок, отгадывание загадок; использование настольно – печатные игр : «Разрезные картинки», лабиринты «Помоги птицам», подвижных игр («Воробушки и кот», «Перелётные птицы», «Ворон», «Птицы»)., ООД в области «Художественно- эстетическое развитие» на темы : «Птицы», «Повесим кормушку в саду», «Снегири и синицы» - использование нетрадиционной техники рисования ладошками и пальчиками, лепка зимующих птиц. Просмотр мультфильмов о жизни птиц : «Высокая горка», «Оранжевое горлышко», «Весёлый огород», «Как дед великое равновесие нарушил», презентации «Зимующие птицы». Консультации с родителями, изготовление кормушек и участие в конкурсе ДОУ «Птичья столовая».
Интеграция ОО: по
Подготовка воспитателя :
Подбор стихов, загадок, игр, картинок к презентации «Зимующие птицы», создание презентации, запись пения птиц, панно с изображением дерева, подбор и распечатка красочных картинок с изображением зимующих птиц. Создание совместно детско- родительского проекта «Поможем птицам зимой».
Материал к занятию:
Мультимидийный проектор, аудиозапись"Голоса птиц", презентация"Зимующие птицы",зимние деревья,изображения птиц, кормушка изготовленная ребенком с родителями,баночки с кормом, мяч, зимние деревья, картинки зимующих птиц,кормушка,баночки с кормом,перья птиц,весы,ноутбук.
Ход :
Воспитатель
-Ребята какое у вас настроение (хорошее,радостное,чудесное,прекрасное.)
-Давайте наше настроение,подарим нашим гостям.
К солнышку потянулись,лучики взяли,
К сердцу прижали,
Людям отдали и улыбнулись.
-Скажите ребята какое сейчас время года?месяц,день недели. (дети отвечают на вопросы)
Я предлагаю вам отправиться сегодня в зимний лес.
Закрываем глаза и считаем 1-2-3-4-5 и вот мы оказались в зимнем лесу.
Как красиво в лесу.
Воспитатель: Тишина в зимнем лесу!
-Но что там за шум?
Посмотрите здесь чьи-то следы. (дети угадывают следы,вороны,сороки,воробья)
Мы попали с вами на "Выставку птиц"
Дети рассказывают стихи о птицах,говорят интересную информацию
Как зовут нашего первого гостя? (Слайд следы воробья на снегу около жилища людей)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый.
(Воробей)
(Картинка с изображением воробья появляется на слайде.)
Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик) Воробьи – небольшие птички. Они передвигаются прыжками. Это зимующая птица. Питается овсом, пшеном, просом. Образуя стайки, воробьи легче замечают опасность, скорее находят корм. Питаются крошками, семечками, пшеном.
(На магнитную доску выставляется схема).
Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
(Ребёнок читает стихотворение.)
Чик-чирик, чик-чирик!
Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки.
По ночам кочует,
Зёрнышки ворует!
Кто же наша следующая гостья?
(Запись голоса сороки)
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой…
(Сорока)
(Картинка с изображением сороки появляется на слайде.)
Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица… (ворона).
(Картинка с изображением вороны появляется на слайде.)
Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)
Ворона – крупная птица. Перышки у неё темные, с темно-синим отливом. Клюв острый, сильный, массивный. По земле ворона шагает медленно, величественно, важно, но держится очень осторожно. Ворона всеядна. Зимой ворона разыскивает падаль, отыскивает всякие отбросы. Этим он выполняет роль санитара.
(Выставляется модель схемы на магнитную доску.)
Ворона - важная, горластая. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Воспитатель. О какой птице так говорят?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(Дятел)
Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.
Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)
Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
Ребёнок читает стихотворение.
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это.
(Снегири)
(Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.)
Воспитатель. Снегирь больше воробья. У него яркие перышки, грудка красная. У снегиря толстый короткий клюв черного цвета. Снегирь прилетает к нам зимовать. Снегирь неповоротливая, медлительная птица, но в полете очень красива. Питаются семенами клёна, любят ягоды рябины. (Выставляется схема на магнитную доску).
Воспитатель:
Ребята, а почему их прозвали снегирями? (Они очень яркие, выделяются на фоне белого снега, прилетают к нам, когда выпадает снег) .
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке.
Ребёнок читает стихотворение.
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замёрз он на снегу. (Запись на СD-диске)
Воспитатель.
Что это за птица?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
(На слайде появляется картинка с изображением синицы.)
Ответы детей:
Синица – птичка небольшого размера. У нее желтая грудка, а на голове синяя шапочка. Это зимующая птица. Зимой она перебирается поближе к человеческому жилью. Всюду, где есть кормушки синички посещают их. Синицы очень прожорливы, они поедают за день столько, сколько весят сами. Синица – полезная птица, о ней надо заботиться. У нее сильные, крепкие ноги с загнутыми коготками. Любимое лакомство - несолёное сало.
(Выставляем схему на магнитную доску)
Это очень шустрые и бойкие птички. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко.
Ребёнок читает стихотворение.
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится –
Поёт не уставая
Синица расписная. (Запись на СD-диске).
Воспитатель. Отгадайте, о ком идёт речь?
Кто там прыгает, шуршит.
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым-
Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом.
(Клёст)
(Картинка с изображением клёста появляется на слайде.)
Клест размером с воробья. У него необычный сильный клюв крестом. Они легко шелушат шишки своим клювом, доставая оттуда семена. Клест выводит птенцов зимой. Питается еловыми и сосновыми шишками. Издаёт интересные звуки. (Запись на CD – диске)
Физминутка. "Скачет шустрая синица"
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесали клювом грудку, (встали, наклоны головы влево – вправо)
И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень – тень – тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель:
Дети, пока шла выставка, я сфотографировала птиц. Посмотрите какие фотографии получились у меня.
Давайте посчитаем,сколько птиц у меня получилось.
Дети считают птиц и называют их количество(5 воробьев. 10 дятлов и т. д.)
А сейчас мы посчитаем: сколько частей в словах (сорока,клест,воробей и т. д.)
Вы любите отгадывать загадки?тогда слушайте.
В зимний день среди ветвей,стол накрыли для гостей.
Давайте подойдем к нашей кормушке и посмотрим какие птицы к ней прилетели.
Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц.
Дети называют птиц (ворона, сорока,воробей,голубь,снегирь,синичка)
Ребенок читает стихотворение. "
Покормите птиц зимой. А Яшина.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Какое угощение принесли мы, давайте покормим наших птиц.
Пальчиковая гимнастика
«Кормушка».
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают по одному
Шесть щеглов и голубей, пальчику.)
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)
Воспитатель:
Дети, а кто такие птицы-Это животные,у которых есть клюв,2 лапки и 2 перышка,тело покрыто перьями.
Ребята, а как вы думаете, зачем птицам перья? А что помогает птицам летать? А хотите посмотреть, как крылья помогают птицам летать?
Опыт №1.
Вот посмотрите, у меня два листа, один ровный, гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Почему? А давайте проверим.
Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжелый. А гладкий лист – медленно, он легкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может лететь.
Даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом, она опирается на воздух. Вот еще посмотрите на примере веера. Так складываются и раскладываются перья, когда птица взлетает и садится. А на земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает.
Ребята, а вы хотите узнать, как устроено перо? Тогда нам надо пройти в наш центр науки.
Потрогайте перо, какое оно?
Опыт №2.
Отличаются перья чем-то друг от друга?- Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассматриваем. Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Подбросьте перо. Что вы видите? Падает медленно, плавно кружась. А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? Воздух. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
(схема пера).
Закрепляем, что это перо «маховое» А какие перья лежат у вас ещё?- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненьки ем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое) - Зачем такое перо птице? - Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.
Воспитатель:-Дети вам понравилось наше путешествие?
Дети-да понравилось. Рефлексия:
Воспитатель:- Где мы сегодня с вами побывали?
Дети-в зимнем лесу,на выставке птиц,в научной лаборатории.
Воспитатель:С какими птицами в лесу мы повстречались?
Дети-сорока,ворона,дятел,снегирь,воробей,клест,голубь,синичка.
В-почему человеку необходимо подкармливать птиц зимой?
Д- чтобы помочь им пережить холода,не дать птицам погибнуть.
В-какой корм можно использовать для подкормки?
Д- рябина,сало. семечки подсолнуха,шишки и т. д.
В-что нового вы узнали?
Д- птицам нужны перья,они помогают взлететь,держаться в воздухе,предохраняет от ушибов,
пересыхания, намокания.
В-давайте нашим гостям подарим птицу мира-голубя. (попросить детей рассказать. Что в их понятии означает слово мир)
Ответы детей:когда нет войны,когда никто не болеет,все улыбаются и т. д.
Дети дарят всем гостям голубя из бумаги (оригами).