Елена Серафимовна Ганус
Конспект организованной образовательной деятельности «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно - исследовательской деятельности.
Тема: "Воздух - невидимка".
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Цель: Систематизация знаний детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Программные задачи:
Образовательные : Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
Активизировать лексический запас; упражнять в правильном согласовании существительных и прилагательных; развивать связную, грамматически правильную речь, ввести в активный словарь детей слова: прозрачный, невидимый, безвкусный.
Развивающие: Развивать интерес к исследовательской деятельности, способность делать умозаключение, анализировать и сравнивать.
Развивать любознательность и познавательную активность в процессе экспериментирования.
Воспитательные: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, воспитывать у детей доброжелательные отношения друг к другу, вызывать радость от открытий, полученных в результате опытов.
Предварительная работа: наблюдения за ветром, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека, рассматривание картинок с изображением свойств воздуха.
Словарная работа: невидимый, прозрачный, безвкусный, невидимка.
Методы и приемы:
- практические: экспериментирование, игровое упражнение, физкультминутка «Ученые»; упражнение на восстановление дыхания.
- наглядные : рассматривание картин-символов,
-словесные: чтение стихотворения, загадка, рассказ воспитателя, вопросы, обсуждения.
Материалы и оборудование: «воздушный шар», знаки - символы «свойства воздуха», воздушные шарики,стаканы с водой и трубочки для сока, полиэтиленовые пакеты, вееры, апельсиновая корка.
Ход.
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
1. Введение в игровую ситуацию:
В. : Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в научное путешествие. Хотите?
А отправимся мы с вами в него на воздушном шаре. А чтобы нам взлететь, нужно сказать волшебные слова:
На большом воздушном шаре
Край родной мы пролетали
Шар воздушный как земля
Где живем и ты и я.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
В. : Ребята, вот и приземлился наш воздушный шар прямо в научной лаборатории. А кто работает в научной лаборатории?
Д. : ученые.
В. : а вы мне не подскажете, кто такие ученые?
Д. : это изобретатели, люди, которые делают открытия, изучают науки.
В. : а вы хотите что - нибудь исследовать? И я очень хочу. Тогда давайте превратимся в ученых.
Эни, бени, бумс!
Вы теперь ни девочки и мальчики, а ученые.
Все ученые - сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения. Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус. Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место. Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
А вот что мы с вами будем сегодня исследовать, вы сейчас узнаете из моей
загадки:
Невидимка озорной,
Живет рядышком с тобой
Он не видим и не слышен,
И куда мы не пойдем,
Невидимку мы найдем.
Д. : воздух.
В. : Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
Воспитатель: Я хочу вам предложить с помощью разных предметов, доказать, что невидимка воздух находиться вокруг нас. Для этого мы с вами проведем несколько опытов.
3. Открытие нового знания.
В. : посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Вы видите воздух?
Д. : воздух мы не видим.
В. : Значит, какой вывод можно сделать?
Д. : Воздух невидимый или прозрачный.
Опыт №2
В. : а теперь попробуйте поймать воздух ртом. Почувствовали вы, какой он на вкус?
Д. : Воздух на вкус безвкусный.
4. Выполнение пробного действия в аналогичной ситуации:
В. : Юные ученые, предлагаю пройти и занять свои рабочие места, сесть правильно.
Опыт №1
В. : Посмотрите, я принесла вот такие шарики. Какого они цвета?
Д. : шарики красного и синего цвета.
В. :А как называются эти шарики?
Д. : воздушные
В. : а вы знаете, почему они называются воздушными?
Д. : потому, что внутри шарика есть воздух.
В. : откуда воздух появился в шариках?
Д. : он там появился, когда шарик надували.
В. : значит, в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим.
Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой?
Д. : выходят пузырьки.
В. : пузырьки? Как они там оказались? Пузырьки – э то и есть воздух, который находится внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Физкультминутка «Ученые»
Мы ученые устали
И со стульев дружно встали
Руки вверх мы поднимаем
А потом их опускаем
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни,
Раз, два, три, четыре, пять
Постучали, повертели
И работать захотели.
Опыт №2
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А имеет ли он форму?
Д. :воздух не имеет формы.
В. : правильно, зато он может принимать форму тех предметов, в которых находится.
Опыт №3
В. : Мои юные исследователи, давайте все вместе сделаем глубокий вдох через нос. Вы сейчас чувствуете какой-нибудь запах?
Д. : Нет.
В. : Значит какой можно сделать вывод?
Д. : Воздух не имеет запаха.
В. : Я возьму корочку апельсина и помну её. Чем пахнет?
Д. : Апельсином.
В. : правильно вы отметили, что воздух не имеет запаха, но зато он может переносить запахи других предметов.
Опыт №4
В: Ребята, а какое свойство мы ещё мы не проверили?
А сейчас отгадайте загадку:
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задевает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет. (ветер)
В: Ребята, а вы знаете, что такое ветер?
Ветер это движение воздуха в природе.
Возьмите вееры и подуйте ими на себя. Что вы почувствовали?
Д. : мы почувствовали ветер.
В: Какое последнее свойство мы исследовали?
Д: Движение воздуха. Когда воздух движется, мы его чувствуем.
5. Рефлексия
В. : Ребята вам понравились опыты с воздухом? А кому, какой опыт понравился больше всего? А что для вас было трудным? А что было самым легким?
Ответы детей.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы работали. О каких свойствах воздуха узнали?
Когда вы сегодня придете домой, то расскажите своим родителям о том, что вы сегодня узнали нового и интересного.
Спасибо, ребята! Мне было очень приятно и интересно с вами общаться. Занимаем места в воздушном шаре и возвращаемся в детский сад. Я предлагаю вам сейчас сходить на улицу – подышать свежим воздухом! До свидания! А на память о нашем исследовании я хочу подарить вам всем в беседке по воздушному шарику!