Светлана Лубинова
Конспект организованной образовательной деятельности «Мой дом» по формированию правового самосознания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на свой дом, который никто не вправе отобрать у него, в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка.
Задачи:
• уточнить представления детей о Земле, о различии народов её населяющих;
• закрепить знания о родной стране и её символике;
• уточнить знания о родном городе;
• закрепить знания детей о жилище, его назначении, использовании;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Мой дом“ по формированию правового самосознания старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
• воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою страну, родной город;
• формировать чувство сотрудничества, гуманного отношения друг к другу, к соседям;
• прививать правила проживания в одном доме с другими людьми.
Материал и оборудование:
• глобус, физическая карта России, схематичный план города Дубна;
• иллюстрации с изображением гербов разных стран мира;
• иллюстрации с изображением флагов разных стран мира;
• картинки с видами Кремля Москвы;
• набор фотоснимков «Город Дубна»;
• альбомные листы с заготовками для аппликации «Дома с резными ставнями»;
• аудиозапись песни М. Пляцковского «В родных местах ромашкой пахнет ветер …»
Предварительная работа:
• знакомство с глобусом; картой России;
• рассматривание схематичного плана города Дубны, нахождение известных детям объектов (домов, детского сада, школы, магазинов, мемориала);
• беседы с детьми «Путешествие по планете Земля», «Моя страна – мой дом», «Москва – столица России», «Как построить дом?»;
• экскурсия «По улицам города» с рассматриванием домов;
• рассматривание иллюстраций с изображением различных конструкций домов;
• чтение художественных произведений С. Баруздин «Кто построил этот дом», А. Барто «Про новый дом», Г. Ходаков «Моя Москва», Е. Чарушин «Кто как живёт», С. Михалков «Три поросёнка»;
• слушание песен О. Газманова «Москва», А. Петрова «Я шагаю по Москве»;
• конструирование «Такие разные дома»;
• рисование «Дом, в котором я живу».
Ход организованной образовательной деятельности :
- Ребята, я вам предлагаю размять пальчики, поиграв в игру «Домик».
Чтобы дом построить новый,
Запасают лес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
(Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх – труба, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию – балкон.)
- Как называлась игра? Вот и тема нашего занятия «Мой дом».
Воспитатель выставляет перед детьми глобус.
- Кто знает, что это такое? А что такое глобус? (Ответы детей, например, модель нашей планеты – Земли, модель земного шара) Что можно увидеть на глобусе? (Разные страны, моря, океаны, материки, горы)
- А кто из вас может показать нашу страну - Россию? (Если дети затрудняются, то воспитатель помогает им)
- Очень много стран на планете Земля. Какие страны вы знаете и можете назвать? (ответы детей)
- В каждой стране люди разговаривают на своём языке. На каком языке разговариваем мы? (на русском языке) А какие языки вы ещё знаете? (ответы детей)
Игра «Назови язык» : я начну, а вы продолжите.
В Италии разговаривают на итальянском языке.
В Испании разговаривают на … (испанском).
В Японии – на … (японском).
Во Франции разговаривают на … (французском).
В Польше – на … (польском).
В Англии – на … (английском…
- Сколько народов на планете Земля, столько и языков. Что надо сделать, чтобы понять и общаться с людьми других стран? (надо учить их языки)
- У каждой страны есть свои символы, это - герб, флаг, гимн. У меня есть иллюстрации с изображением гербов разных стран. Найдите герб нашей страны – России. (дети выполняют задание)
- А теперь попробуйте среди разных национальных флагов найти флаг России. (дети выполняют задание)
- В каждой стране есть свои деньги, они называются тоже по-разному. Как называются деньги у нас в стране? (рубли, копейки) А кто знает, как называются деньги у американцев? (доллары) Вы с родителями путешествовали в разные страны: Миша был в Италии, Саша – в Болгарии.
- Миша, как называются деньги в Италии? (лиры)
- Саша, как называются деньги в Болгарии? (левы)
- Деньги США называются доллары.
- Во Франции - франки
- Итак, очень многим отличаются народы мира друг от друга. Но у всех народов есть что-то общее. Как вы думаете, что это? (рассуждения детей) Все мы живём на планете Земля. Посмотрите на глобус - Земля очень красивая планете. И мы должны сделать так, чтобы она стала ещё краше. Мы должны беречь Землю, украшать её – строить красивые здания, сажать сады, создавать парки, стараться ничего не разрушать. Потому что наш общий дом – планета Земля.
Подвижная игра «Звериная зарядка».
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
кулачками потереть глаза
Любят долго потянуться
потянуться
Обязательно зевнуть
зевнуть, прикрывая рот ладошкой
Ну и хвостиком вильнуть
движение бедрами в стороны
А волчата спинку выгнуть
прогнуться в спине вперед
И легонечко подпрыгнуть
легкий прыжок вверх
Ну, а мишка косолапый
руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса
Широко расставив лапы
ноги на ширине плеч
То одну, то обе вместе
переступание а ноги на ногу
Долго топчется на месте
раскачивание туловища в стороны
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала!
развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх
(Воспитатель обращает внимание детей на физическую карту России.)
- Ребята, что это? (ответы детей) Как узнать, где именно начинается и заканчивается наша страна? (при затруднении детей, воспитатель приходит на помощь: надо прочитать название и найти границы страны)
- Кто может показать границы нашего государства, нашей страны – России? (2-3 ребёнка показывают границы)
- Ребята, вспомните, пожалуйста, что вы узнали о России, когда рассматривали эту карту. (Россия – большое государство, в России много городов, морей, рек, лесов, полезных ископаемых)
- Давайте узнаем, как называют людей, живущих в разных городах России. Я буду называть город и бросать мяч, а тот, кто поймает мяч, называет жителя этого города.
В Москве живут москвичи.
В Воронеже живут … (воронежцы).
В Ярославле живут … (ярославцы).
В Астрахани - … (астраханцы).
В Перми - … (пермяки).
В Дубне - … (дубненцы).
- А что означают голубые пятна на карте? (моря, озёра) Какие моря, озёра вы знаете? Что дают они человеку? (рыбу, водоросли, соль)
- Что означает зелёный цвет? (леса) Что дают леса человеку? (ответы детей)
- Что означает коричневый цвет на карте России? (горы) Что дают горы? ( полезные ископаемые: уголь, железо, мрамор, золото, алмазы)
- Что означает жёлтый цвет на карте? (пустыни) Чем богаты пустыни? (песком)
- Ребята, очень большая наша родная страна Россия. Она наша большая Родина, наш большой дом. А раз так, то мы должны любить этот дом, защищать его, заботиться о нём, делать его богаче и сильнее.
Пальчиковая игра «Мы по городу шагаем» :
Мы по городу шагаем,
Много видим, называем:
Светофоры и машины,
Ярмарки и магазины,
Скверы, улицы, мосты,
И деревья, и кусты.
(Дети «шагают» пальцами по поверхности стола. Загибают поочерёдно пальцы на обеих руках.)
- А теперь мы пойдём в галерею. Как вы думаете, что такое «галерея»? (ответы детей)
(Воспитатель с детьми рассматривают фотографии с видами родного города.)
- Ребята, о чём рассказывают эти фотографии? Видели ли вы где-нибудь что-нибудь похожее? (ответы детей)
- Да, это снимки нашего города. Как называется наш город? (Дубна) Город Дубна, ребята, это наша малая родина. Любите ли свой город?
(Воспитатель подводит детей к плану города Дубны)
- Что это? Какие объекты вы узнаёте? Расскажите, что вы знаете о Дубне. (рассказывают с помощью наводящих вопросов воспитателя, постепенно подходя к строительству домов)
- Ребята, куда вы идёте вечером после детского сада? (домой)
- Где находятся ваши дома? Какие они? (2-3 ребёнка рассказывают о своё м доме: какой дом, на каком этаже, сколько комнат, какие помещения ещё есть)
- А есть ли у вас соседи по дому? Как надо жить с соседями, чтобы было всё мирно и дружно. (воспитатель помогает детям наводящими вопросами)
- Ребята, вы любите свой дом? За что? (ответы детей) Родительский дом – начало начал. Именно в нём вас учат доброте, красоте, порядку. Всё самое хорошее человек берёт из своего дома, из детства.
- Я покажу знакомый вам документ: вспомните, как он называется? (Конвенция о правах ребёнка) Верно, в этом документе записано ваше право иметь свой дом, в который никакой чужой человек не может проникнуть без вашего разрешения.
- Давайте вспомним номера телефонов экстренных служб, которые быстро придут на помощь нам: 01 – пожарная часть; 02 – полиция; 03 – скорая помощь.
Загадывание загадок. Ребята, отгадайте, какую сказку я загадаю:
1. Вот лисичка-рыжий хвостик,
К зайчику идёт поближе.
Ведь у зайчика избушка
Не растаяла весной,
Стоит крепко под сосной.
(«Заюшкина избушка)
2. Поросята всё играли,
Песни пели и плясали.
Но как волка увидали,
Испугались, задрожали.
Разбежались по домам,
Затаились под диван.
Домик из соломы,
Другой из веток был.
Волк дунул по три раза –
И все их развалил.
(«Три поросёнка»)
3. Стоял в поле терем-теремок,
Был не низок, не высок.
Все зверушки прибегали
И квартирки занимали.
В доме места мало было
И медведю не хватило.
От обиды заревел,
И на крышу дома сел.
Теремочек затрещал, зашатался –
И упал.
(«Теремок»)
4. Девочка-малышка внутри цветка жила,
Пока её лягушка в болото не снесла.
Бабочка и рыбки на помощь ей пришли,
От лягушки с сыном они её спасли.
Девочка-малютка крошечной была
И домик свой цветочный найти так не смогла.
(Дюймовочка»)
- Какая беда объединила всех этих героев? (остались без дома) Как им помочь справиться с бедой? (построить, сложить или нарисовать новые дома)
- Хотите ли вы помочь героям сказок? (да)
- Я предлагаю после небольшого отдыха приступить к постройке новых домов (аппликация «Дома с резными ставнями»)
- Вот и закончилось наше занятие? Вам было интересно? Вспомните, о чём мы говорили? (о земном шаре, о России, о Дубне, о своём доме)
- Что нового вы узнали? (ответы детей)
- Спасибо вам за активность, внимание.