Елена Хомутова
Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Волшебный камень-магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебный камень-магнит
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
• Знакомство с понятием "магнит".
• Формирование представлений о свойствах магнита.
• Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
• Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
• Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в подготовительной группе „Волшебный камень-магнит“» размещена в разделах
Оборудование: коробка с магнитами, пластиковые стаканчики с водой, стеклянная банка, скрепки, бабочки на магнитах, поднос с металлическими предметами (ножницы, скрепки, детали металлического конструктора, крышка, линейка, точилка, поднос на каждого ребёнка с предметами (скрепки, детали металлического конструктора, кусок ткани, бумага, деревянная пластина, пластмассовые пуговицы, медицинские шапочки, 2 ведёрка, костюм Золушки, магнитный конструктор, снежинки, ёлочки, карета с Золушкой, листы цветного картона, пластиковые дощечки, экран, мольберт.
Предварительная работа: беседа о профессии ученый, заучивание стихотворения "Уже давно люблю магнит. ", изготовление снежинок, ёлочек, игры с магнитным конструктором.
Ход занятия: дети входят в зал и встают полукругом. Воспитатель вносит коробку с магнитом (коробка закрыта).
В. Ребята, отгадав загадку, мы узнаем, что лежит в коробке.
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Ответы детей…
Воспитатель достаёт из коробки магнит и показывает его детям.
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Магнит-это камень. Даём потрогать (Какой на ощупь? Гладкий, твёрдый, холодный, определяют вес (тяжёлый, лёгкий, цвет.
В. Ребята, вы хорошо рассмотрели магнит? (Ответы детей) Давайте расскажем, что же такое магнит.
Д. Магнит - это камень, серого цвета, поверхность его холодная, гладкая, твёрдая, магнит имеет вес.
В. Интересно, а какими ещё свойствами обладает магнит? Как вы думаете? (Ответы детей) Хотите узнать?
В. Чтобы познакомиться с удивительными свойствами магнита, приглашаю вас в научную лабораторию. На некоторое время вы станете учёными-исследователями.
Предлагаем надеть шапочки, бейджики, обращаем внимание на правила поведения в научной лаборатории.
Воспитатель выступает в роли старшего научного сотрудника. Дети - младшие научные сотрудники.
В. Вы готовы? Уважаемые коллеги, прошу пройти в лабораторию.
Экспериментальная деятельность
Дети подходят к столу "старшего научного сотрудника", на подносе лежат металлические предметы: ножницы, скрепки, детали металлического конструктора, точилка, крышка, пинцет и т. д.
В. Ребята, какие предметы вы видите на столе? (Ответы детей) Как вы думаете, что произойдёт, если к ним поднести магнит? (Ответы детей) Проводим магнитами над предметами. Что вы видите? (Ответы детей)
В. Если магнит такой сильный и притягивает предметы из металла, то может быть он притягивает и другие предметы? Как вы думаете? (Ответы детей) Чтобы проверить наше предположение, предлагаю пройти за рабочие столы. (Дети садятся за столы)
Опыт 1. "Всё ли притягивает магнит?"
В. Посмотрите какие предметы лежат у вас на подносе? ( Дети перечисляют: скрепки, детали металлического конструктора, кусок ткани, бумага, деревянная пластина, пластмассовые пуговицы).
В. Как мы проверим, всё ли притягивает магнит? (Ответы детей)
В. Да, правильно, надо провести магнитом над предметами. Приступаем! Расскажите, что вы делали? Что получилось? Какие предметы притянул магнит? (Ответы детей) А какие остались лежать на подносе? (Ответы детей) Какой можно сделать вывод?
Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.
В. Мы выяснили, что магнит способен притягивать металлические предметы через воздух. Давайте проведём эксперимент и узнаем, может ли он притягивать предметы через какую-либо преграду.
Опыт 2."Достань без помощи рук"
Важное дело - эксперимент!
В нём интересен нам каждый момент.
В. Возьмём стеклянную банку, опустим скрепку на дно. Затем притягиваем скрепку магнитом и ведём по внешней стороне банки и достаём скрепку. Ребята, какой можно сделать вывод? (Ответы детей)
Вывод: магнит действует через стекло.
В. Как вы думаете, через воду магнитные силы пройдут? (Ответы детей) Наливаем воду в банку, опускаем скрепку. Достаём с помощью магнита скрепку.
Вывод: магнитные силы действуют через воду.
Экспериментальная деятельность детей
В. Как вы думаете, действует ли магнит через пластик? (Ответы детей) Давайте проверим.
Дети достают из пластикового стакана скрепку при помощи магнита.
Вывод: магнит действует через пластик.
Опыт 3. "Взаимодействие двух магнитов"
В. А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?
Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец - северным (отрицательным) полюсом магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.
Вывод: у магнита два полюса.
Опыт 4."Бабочки на цветочных полянах"
В. Возьмите по бабочке, положите её на цветную сторону картона и попробуйте поиграть с ней с помощью магнита. Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)
Вывод: магнит действует через картон.
Физминутка
Руки вверх, руки вниз,
На носочки потянись.
Руки ставим на бочок,
На носочках скок, скок, скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли пятки.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Стук в дверь. Входит девочка в костюме Золушки с ведёрком.
В. Золушка, что ты такая печальная?
З. Сёстры и мачеха поехали на бал, а мне дали задание перебрать пшено. Да разве переберёшь? Злая мачеха смешала пшено с металлическими предметами. А я так хочу на бал!
В. Ребята, как же Золушке помочь? (Ответы детей) Насыпаем пшено в тарелки и дети группами с помощью магнитов очищают зерно от металлических предметов.
З. Спасибо вам, друзья! Теперь я успею на бал!
Воспитатель приглашает детей подойти к экрану.
В. Ребята, сегодня мы познакомились со свойствами магнита. Давайте их назовём. ( Ответы детей: притягивает металлические предметы, магнит действует через воду, стекло, пластик, картон).
На мольберте выставлены схемы-подсказки. Дети называют свойства и выбирают соответствующую схему (одновременно схемы появляются на экране).
В. Магнит используют для разных целей. Знаете ли вы в каких предметах человек использует магнит? (Ответы детей) У нас в группе есть магниты? А дома у вас?
Ребё нок читает стихотворение про магнит:
Уже давно люблю магнит.
Он и теперь меня манит
Камня маленький кусок,
Невзрачный, серенький брусок.
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
Слайды "Практическое применение магнита".
В. Я приглашаю вас встать в круг.
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И, скажу, вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья,
Умные руки умеют творить.
Чуткие руки умеют дружить.
В. Давайте мы с вами своими умными руками построим дворец для Золушки.
На фоне музыки дети строят замок из магнитного конструктора.
Танец бумажных снежинок с помощью магнита.
Итог.
Чем мы с вами сегодня занимались?
Что вы смогли понять после проделанных опытов?
Что вам понравилось больше всего?
Список литературы.
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. - М., Т. Ц. Сфера, 2010г.
2. Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. - Волгоград, Учитель, 2011г.
3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. - СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.