Наталья Сейранова
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Светлая Пасха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста с применением элементов игровой образовательной и информационно-коммуникативной технологий
Тема: «Светлая Пасха»
Воспитатель МДОАУ № 3
Сейранова Н. А.
Дата проведения: 13.04.2017г
Цель: Приобщение дошкольников к народной культуре, посредством знакомства детей с православным праздником «Светлая Пасха».
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста „Светлая Пасха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Программное содержание:
Развивающие :
• Развивать интерес к традициям русского народа.
Обучающие:
• Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», его историей, обрядами, обычаями.
• познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования Пасхи.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству (роспись пасхальных яиц.)
•
Материал и оборудование:мультимедийная презентация «Светлая Пасха», выдутые яйца, гуашь, кисти по количеству детей,открытки с пасхальными мотивами.
Ход беседы:
В уголке изобразительной деятельности подготовлена предметно-развивающая среда для проявления детской инициативы. На подносе выложены яйца (пустые, гуашь, наклейки. Воспитатель декорирует макет пасхального кулича, дети проявили интерес к тому, что делает педагог. Выразили желание участвовать в работе совместно с воспитателем.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, какой необычный праздник скоро будет праздноваться у нас в каждой семье, по всей Кубани?
Рассуждения детей.
Появляется слайд с праздничной картинкой с изображением яиц, куличей, веточек вербы)
Воспитатель: Это праздник Светлой Пасхи. Кто знает, что это за праздник?
Ответы детей.
Воспитатель:Это православный праздник верующих людей. Своими корнями он уходит далеко в прошлое. И в давние времена люди свято верили в бога Христа и соблюдали определенные правила. Некоторые из них сохранились и до наших дней. Хотите узнать их?
Ответы детей
Воспитатель: Традиция, отмечать светлый праздник Пасхи, переходит к нам от наших прабабушек и бабушек, из поколения в поколение. И я хотела бы рассказать вам некоторые интересные факты. Например:одним из главных обычаев была покраска яиц. А как вы думаете, почему красили именно яйца?
Ответы детей.
Воспитатель:Потому что Яйцо является символом зарождения жизни. А как вы думаете, почему яйца красят?
Рассуждения детей.
Появляется слайд с изображением женщины в светлых одеждах с корзиной яиц.
Воспитатель: Так вот, существует такая быль, в тот день, когда одна женщина, звали ее Дева Мария, пришла к царю и сообщила ему радостную для народа весть о воскрешении Христа, царь не поверил ей. Потому как божий сын умер в страшных муках. Царь произнес: «Когда яйца в этой корзине покраснеют, тогда я поверю в твою весть!» И случилось чудо – яйца стали красного цвета. С тех пор люди на Пасху красят яйца,правда в разные цвета.
Дети делятся своими знаниями: о специальных красках, наклейках.
Воспитатель: А вот, в моем детстве бабушка собирала луковую шелуху, запаривала ее и в ней красила яйца. Еще брали листочки петрушки,прикладывали на яйцо, заворачивали в старые чулки и опускали в краски, из свеклы, моркови. Готовые яйца получались очень нарядными и разноцветными.
Дети выражают желание покрасить яйца.
Воспитатель: Здорово, давайте превратимся на время в художников, и раскрасим яйца,Но необычно. Сначала напомните мне, какие виды росписи вы знаете:
На экране появляется слайд с изделиями различных видов росписи.
Дети: Городецкая, Филимоновская, Гжельская, Хохлома.
На следующем слайде появляется изображение ювелирных яиц Фаберже.
Воспитатель:В далекой стране жил такой знаменитый мастер, француз - ювелир Фаберже. Он украшал яйца дорогими красивыми камнями. Сейчас они хранятся в музее.
Появляется следующий слайд с разноцветными яйцами.
Воспитатель: Красиво,правда?А сейчас давайте подготовим наши ручки к работе кистью.
Пальчиковая гимнастика. «Капель»
С крыши капает капель:(пальцы стучат по ладошке)
кап-кап,кап-кап (медленно)
Это к нам пришел апрель, кап-кап, кап-кап (увеличиваем темп)
Солнце припекло сильней(«солнышко» из ладошек)
И быстрей звенит капель: Кап-кап,кап-кап (в быстром темпе)
(Е. Г. Карельская)
Воспитатель:Ну что, приступаем к росписи яиц и продолжаем беседовать. (ответы детей) Только работать мы будем гуашью.
(дети начинают рисовать на пустых, заранее подготовленных яйцах).
Воспитатель:С давних времен Пасха празднуется всегда в воскресенье. Люди задолго готовятся, убирают свои дома, готовят разные угощенья, сладости, пасхальные куличи, пирожки и многое другое. А как у вас дома готовятся к празднику Пасхи?
Ответы детей.
Воспитатель:Ребята, а вы знаете, наш Кирилл посещает воскресную школу, и может рассказать нам о том, как празднуется Пасха у них в семье.
Рассказ ребенкао традицииходить к в гости к родственникам и христосоваться, т. е поздравлять с праздником. Они обмениваются яичками и говорят праздничные слова: «Христос воскрес,», а близкие отвечают «Воистину воскрес!»
Воспитатель: Это очень интересно, Кирилл. Спасибо. А я хочу добавить - Одевались люди в светлые праздничные одежды. На стол ставились сладости и обязательно Куличи- Пасочки. Вот послушайте, как писал С. Есенин в своем стихотворении о Пасхе.
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается, голос по лесам.
Тихая долина отгоняет сон
Где –то за дорогой замирает звон.
Прослушивание аудиозаписи «Благовестный звон».
Воспитатель:Везде звучал праздничный звон колоколов. Люди радовались приходу Весны, празднику Любви и Добра. Детки играли в пасхальные игры, такие как:«Катание яиц», «Под какой шапкой яйцо» и много других игр. Поиграть хотите? Только яйцо мы давайте возьмем у девочек на кухне.
На экране появляется слайд с играющими детьми в игру «Катание яиц»
(играют. Дети становятся в одну шеренгу и на перегонки катят яйца до определенного места, кто быстрее докатит тот и победил. Еще одно важное условие, при перекатывании нельзя задеть яйцо соседа, если заденет заберет яйцо себе, а игрок лишившийся яйца выбывает из игры)
Воспитатель: Вообще существует много пасхальных обычаев,например, утром умывались, а потом катали яйцо по лицу и приговаривали: «Личико будет красивым и гладким, как яичко», но есть и приметы.
АКакие приметы вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель:Люди всегда были очень наблюдательными. Все подмечали. Например: Если на Пасху пойдет дождь, то весна будет дождливая. Или вот, мороз в первый день Пасхи – к богатому урожаю.
Дети заканчивают расписывать яйца.
На экране яркий слайд корзины с пасхальными яйцами и цыпленком.
Воспитатель: Вот такой красивый и необычный праздник Весны и любви скоро мы все будем отмечать.
Рефлексия.
О чем мы сегодня с вами беседовали?
Как называется праздник, символом которого является – Яйцо?
А какие игры, приметы на Пасхувы запомнили?
Ответы детей.
Воспитатель: Ну, что ребята вот и готовы ваши расписные яйца. Рассматриваем работы. Воспитатель предлагает выложить расписные яички на блюдо. В центре, которого устанавливается макет Кулича.
Воспитатель:Очень красиво получилось. Давайте выставим наши работы к Пасхе и порадуем наших родителей, пусть оценят таланты юных художников.
Всех поздравляю с наступающим праздником Светлой пасхи!
Используемая литература:
1. Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьев «Времена года» Харьков. ,2008г
2. Интернет – ресурсы.