людмила шумкина
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: Мечта - крылья для полёта
Цель: создание условий для формирования понятия «мечта»
Задачи:
* показать, что умение мечтать и воображать помогает человеку в делах и устремляет к действиям,
* развивать умение извлекать нравственный урок из услышанного произведения,
* создать ситуации для развития психических процессов (воображения, восприятия, мышления,
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
* вызвать эмоциональный отклик на художественное произведение,
* воспитывать культуру речи.
Ход деятельности:
1. Организационно-мотивационный этап
Под музыку читаю стихотворение О. Бардаковой «Детские мечты»
Светлые-пресветлые детские мечты!
Дотянуться запросто в детстве до звезды!
В корабле космическом Землю облететь,
на Луне, презапросто наследить успеть.
Вылечить простуженных кукол, а потом
замок им построить
иль из брёвен дом!
С садом и с бассейном,
с крышею и печкой,
с берегом кисельным
и с молочной речкой!
Принцем стать иль маршалом,
Мир завоевать,
взять полцарства приданным,
а потом – отдать!
Стать большим волшебником
иль магистром стать!
Главное, чтоб с возрастом
продолжать мечтать!
- О чём это стихотворение?
- По вашему мнению, что такое мечта?
- Мечту можно увидеть?
Неожиданно для детей появляется большой шар, наполненный гелем, в образе девушки- мечты.
- Как вы думаете, что это? (предположения детей) На кого он похож? Кто-нибудь догадался?
- А зачем люди мечтают? (размышления детей) По-моему, когда мы мечтаем, мы становимся чуточку волшебниками.
- Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы осуществилась мечта?
Приглашаю детей послушать историю, в которой герой пытался предпринять усилия для осуществления своей мечты и что из этого получилось.
2. Чтение отрывка сказки С. Козлова «Снежный цветок» с использованием приёма- остановки
Читаю сказку до слов «…и вдруг»
- Как вы думаете, что произошло дальше? (предположения детей)
- Хотели бы вы узнать, что произошло на самом деле?
Читаю сказку до конца.
3. Нравственный урок
- О чём мечтал Ёжик?
- Какая она, мечта Ёжика?
- Трудно ли было Ёжику осуществить свою мечту? Объясните почему.
- Были ли у кого-то из вас подобные мечты?
4. Работа с поговоркой
-Наша сказочная история, как и многие другие рассказы, притчи содержит народную мудрость.
-Давайте побудем с вами мудрецами.
-Чему эта история нас учит? (размышления детей)
-Давайте попробуем вместе составить поговорку о мечте и подарить её друг другу.
(для этого использую презентацию «Мечта- крылья, незнающие усталости»)
На первом слайде читаем: «Мечта-, незнающие …» .
-Догадайтесь, что мы должны сделать? (вставить пропущенные слова)
На втором слайде показаны картинки с изображением «крыльев», «рук человека», «ветки дерева», «облаков».
Задание: выбрать картинку, подходящую по смыслу к первому пропущенному слову в поговорке.
Включая третий слайд: «Мечта- крылья, незнающие…», мы убеждаемся в правильном выборе слова.
На четвё ртом слайде написаны слова: усталости, полёта, границ.
Задание: выбрать подходящее по смыслу слово.
Если все дети выбрали слово «усталости», открываем следующий пятый слайд, на котором записана поговорка «Мечта- крылья, незнающие усталости».
Если будут другие варианты, рассматриваем все.
-Ребята, не забудьте подарить эту мудрость.
5. Творческое задание:
-Ребята, мечту можно нарисовать? Давайте попробуем это сделать.
(Для этого заранее приготовлены листочки в виде облачка и карандаши. Каждый ребёнок изображает свою мечту)
-Если мечта каждого из нас - это крылья, которые будут без устали трудиться, может ли она оставаться на месте?
Если дети догадались, что можно сделать с облачками, мы кладём их в конвертик.
Если не догадались, то обращаю внимание детей на конверт в виде облака, прикреплённый к нитке шара-мечты.
-Теперь куда мы отпустим шар с нашими мечтами?
Отпускаем шар-мечту в небо, наслаждаясь красотой полёта.
-Мои пожелания вам:
Мечтай каждый день, каждый час и минуту!
С улыбкой и храбро тянись за мечтой,
Ты сможешь, я знаю! И пусть будет трудно,
Заветную цель ты достанешь рукой!
-Всем большое спасибо за совместный поиск!
Отрывок из сказки С. Козлова «Снежный цветок»
А снег всё падал и падал. И лес был такой пушистый, такой лохматый и меховой, что Ё жику захотелось вдруг сделать что-то совсем необыкновенное: ну, скажем, взобраться на небо и принести звезду.
И он стал себе представлять, как он со звездой опускается на Большую поляну и дарит Ослику и Медвежонку звезду.
«Возьмите, пожалуйста», — говорит он. А Медвежонок отмахивается лапами и говорит: «Ну, что ты? У тебя ведь одна.» И Ослик рядом кивает головой — мол, что ты, у тебя ведь всего одна! — а он всё-таки заставляет их послушаться, взять звезду, а сам снова убегает на небо.
«Я вам пришлю ещё!» — кричит он. И когда уже поднимается совсем высоко, слышит еле доносящееся: «Что ты, Ёжик, нам хватит одной?.»
А он всё-таки достаёт вторую и вновь опускается на поляну — и всем весело, все смеются и пляшут.
«И нам! И нам!» — кричат зайцы.
Он достаёт и им. А для себя ему не надо. Он и так счастлив, что весело всем.
«Вот, — думал Ёжик, взбираясь на огромный сугроб, — если б рос где-нибудь цветок "ВСЕМ-ВСЕМ ХОРОШО И ВСЕМ-ВСЕМ ВЕСЕЛО", я бы раскопал снег, достал его и поставил посреди Большой поляны. И зайцам, и Медвежонку, и Ослику — всем-всем, кто бы его увидел, сразу стало хорошо и весело!»
И тут, будто услышав его, старая пушистая Ё лка сняла белую шапку и сказала:
— Я знаю, где растет такой цветок, Ёжик. Через двести сосен от меня, за Кривым оврагом, у обледенелого пня, бьет Незамерзающий Ключ. Там, на самом дне, стоит твой цветок!
— Ты мне не приснилась, Ёлка? — спросил Ёжик.
— Нет, — сказала Ёлка и снова надела шапку.
И Ёжик побежал, считая сосны, к Кривому оврагу, перебрался через него, нашёл обледенелый пень и увидел Незамерзающий Ключ.
Он наклонился над ним и вскрикнул от удивления.
Совсем близко, покачивая прозрачными лепестками, стоял волшебный цветок. Он был похож на фиалку или подснежник, а может быть, просто на большую снежинку, не тающую в воде.
Ёжик протянул лапу, но не достал. Он хотел вытащить цветок палкой, но побоялся поранить.
«Я прыгну в воду, — решил Ёжик, — глубоко нырну и осторожно возьму его лапами».
Он прыгнул и, когда открыл под водой глаза, не увидел цветка. «Где же он?» — подумал Ёжик. И вынырнул на берег.
На дне по-прежнему покачивался чудесный цветок.
— Как же так. — заплакал Ёжик. И снова прыгнул в воду, но опять ничего не увидел.
Семь раз нырял Ёжик в Незамерзающий Ключ.
Продрогший до последней иголки, бежал он через лес домой.
«Как же это? — всхлипывал он. — Как же так?» И сам не знал, что на берегу превращается в белую, как цветок, снежинку.
И вдруг…
… Ёжик услышал музыку, увидел Большую поляну с серебряной ёлкой посредине, Медвежонка, Ослика и зайцев, водящих хоровод.
«Тара-тара-там-та-та.» — играла музыка. Кружился снег, на мягких лапах плавно скользили зайцы, и сто рыжих лампочек освещали это торжество.
— Ой! — воскликнул Ослик. - Какой удивительный снежный цветок!
Все закружились вокруг Ёжика и, улыбаясь, танцуя, стали любоваться им.
— Ах, как всем-всем хорошо и весело! — сказал Медвежонок. — Какой чудесный цветок! Жаль только, что нет Ёжика.
«Я здесь!» — хотел крикнуть Ёжик.
Но он так продрог, что не мог вымолвить ни слова.