Папки-передвижки

Конспект организованной образовательной деятельности «Эти удивительные камни»

Нина Тверскова
Конспект организованной образовательной деятельности «Эти удивительные камни»

Цель: Расширить знания детей о камнях.

Интеграция образовательных областей.

Задачи:

Познание:

• Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;

• Формировать исследовательские навыки детей через знакомство с объектами неживой природы – камнями;

• развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;

Коммуникация:

• Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Эти удивительные камни“» размещена в разделах

• Воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Социализация:

• Развивать сообразительность, умения самостоятельно решать поставленную задачу.

Безопасность:

• Закрепить правила безопасности поведения во время проведения экспериментов с камнями и изготовления «лавы»

Чтение художественной литературы:

На предварительном этапе:

• Развивать интерес детей к познавательной и художественной литературе.

Словарь: вулкан, лава, извержение, пепел.

Оборудование:

Посылка, письмо, иллюстрации гор и вулканов, свечка, спички, стекло, фломастеры, линейки, камни, гвоздики емкости с водой, карточки-схемы, макет вулкана, сухая красная краска, сода, уксус, моющая жидкость, стаканчик из под йогурта

Предварительная работа: изготовление макета вулкана, чтение сказки Бажова «Хозяйка медной горы», сбор коллекции камней, наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций с изображением гор и вулканов.

Ход:

Воспитатель: Ребята к нам пришла посылка, но открыть её можно тогда, когда отгадаем загадку.

Он может быть мелкий в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой одному не поднять.

В пыли на дороге ненужным лежать

Кто поможет предмет по приметам узнать?

Дети: Камень.

Воспитатель: Давайте проверим, (проверяем) - да здесь лежат камни и ещё записка, послушайте:

«Здравствуйте, дети! Я Хозяйка медной горы. Я узнала, что вы дети любознательные, наблюдательные и сможете помочь моей беде. Злая колдунья превратила все мои камни в стекляшки, это всё что осталось. Пожалуйста, помогите мне расколдовать их, т. е. узнать тайну камней, их свойства.

Воспитатель: Ребята, поможем Хозяйке медной горы?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию, но помните правила работы в ней.

Дети: Внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием.

Воспитатель: Возьмите из посылки по одному камню и подойдите к подносам.

Узнать свойства камней нам помогут карточки- схемы, которые лежат на столах. Вы будете отмечать свойства камней на них.

Какой знак на карточке?

1 свойство.

Дети: Имеет ли камень цвет?

Воспитатель: Имеет?

Дети: Да, (отмечают)

2 свойство.

Воспитатель: Какой формы камень? Отметьте.

А меняет ли камень форму? Как проверить?

Дети: Сжать, ударить. (Выполняют)

Камень меняет форму.

3 свойство.

Воспитатель: Камень твёрдый или мягкий? Проверьте, пожалуйста.

(Процарапывают ногтем, монеткой)

Дети: У нас камни твёрдые. Следов царапины не осталось.

4 свойство.

Воспитатель: Отметьте в карточках: ваши камни большие или маленькие?

5 свойство.

Воспитатель: Есть ли в камнях воздух? Как проверим?

Дети: Опустить в воду, и посмотреть идут ли пузырьки, (проверяем)

Воздуха в камнях нет.

6 свойство.

Воспитатель: А вода в камнях есть? (ведь многие камни лежат на дне)

Как это проверить?

Дети: Нагреть подставить зеркало или стекло – появятся ли капли?

Воспитатель: Ребята, этот опыт проведу я, почему?

Дети: Стоит знак «!»

Воспитатель: Правильно. Беру свечку, поджигаю, нагреваю камень, подношу стекло (зеркало)

- Что вы увидели?

Дети: Капелек воды нет. Значит, в камнях нет воды.

Воспитатель: Отметьте результат в карточке.

Посмотрите на карточки.

Кто хочет сделать важный вывод о свойствах камней?

(один ребёнок рассказывает о свойствах камней)

Воспитатель: Ребята, ваши карточки-схемы я отправлю Хозяйке медной горы и все её камни расколдуются.

Переходим к коллекции камней.

Воспитатель: Разные камни есть на нашей земле (показываю образцы камней)

А там, где их очень много, образуются горы (Показываю иллюстрацию, послушайте одну легенду.

«Жил на свете богатырь по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.

– Вулкан работает, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами. Выставляю картинку вулкана

Вулканы извергаются по-разному. Иногда они как будто взрываются, выбрасывая магму вверх, в стороны. Огромная гора сотрясается от грохота, столб дыма и пепла поднимается над ней. А бывает, лава вытекает спокойно.

У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке и Камчатке, Курильских островах. (Показываю на глобусе)

Кто расскажет, как происходит извержение вулканов?

(Дети рассказывают)

Воспитатель: Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами на вершине горы, а на дне - красновато оранжевая пасть – это жерло, дыра, которая уходит глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Выставляю картинки с извергающимся вулканом, и спящим.

Воспитатель: Скажите, какой формы вулкан? На что он похож?

Дети: Похож на конус, пирамиду.

Воспитатель: Вам бы хотелось взглянуть на извержение вулкана?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда, я вас снова приглашаю пройти в лабораторию.

Но нужно быть очень осторожными, т. к. здесь недавно прошло извержение вулкана, и нам нужно пройти по камушкам, не наступив на «лаву». Надеваем

воображаемые костюмы, ведь лава очень горячая, да и газы, выходящие из недр вулкана, могут быть ядовитыми.

Подошли, сняли костюмы

Посмотрите, я приготовила макет вулкана и предлагаю его вам разбудить.

Я знаю формулу приготовления лавы, внимательно следите за моими действиями.

Помещаю в банку 1 чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание!

Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком «!» Что он означает? (дети отвечают)

- Правильно, самому пользоваться нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать может только взрослый.

Добавляю 5 капель уксуса.

- Посмотрите, что происходит?

Наблюдаем извержение вулкана.

Предлагаю зарисовать вулкан.

Воспитатель: А теперь, ребята и взрослые, здесь лежат сердечки, красные и синие (можно камушки) Если вам понравилось сегодня в нашей лаборатории, возьмите красные, а если что-то не понравилось, то синие.

Мне понравилось сегодня с вами играть.

Литература:

Н. А. Рыжова «Я и природа», Москва 1996г.

А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», Москва 2007г.

Материал с сайта: МАДОУ детский сад №18 г. Печора, воспитатель Ануфриева Л. К.

Публикации по теме:

«Камни и свойство камней». Конспект НОД исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Конспект НОД непосредственной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. Тема:«Камни и свойство камней» Интеграция образовательных.

Проект «Волшебница вода» в 1 младшей группе детского садаПроект «Волшебница вода» в 1 младшей группе детского сада роект " Волшебница-вода". Цель проекта знакомить детей со свойствами воды (текучесть, прозрачность и т. д.) ; развивать навыки проведения.

Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности «Эти удивительные камни»
Опубликовано: 19 ноября 2014 в 15:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД