Татьяна Ситникова
Конспект открытого логопедического занятия Тема: «Пропала буква в!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Родничок»
Конспект
открытого логопедического занятия
Тема : «Пропала буква В!»
Учитель-логопед
МБДОУ д/с «Родничок"
Ситникова Т. М.
г. Белгород 2013г.
Тема : «Звуки [В], [В']»
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия Тема: „Пропала буква в!“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Коррекционно-образовательные цели: Познакомить детей с характеристикой звуков [В] [В'], буквой В. Пополнить активный словарь детей словами с изучаемыми звуками. Закрепить понятия «согласный звук», «предлог», умение детей делить слова на слоги, образовывать прилагательные, составлять простые нераспространенные предложения с предлогом В.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие внимания, памяти, фонематического слуха, зрительного восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, навыков ориентировки на плоскости.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитание интереса к родному языку.
Оборудование: Телеграмма, полотно из ткани, изображение деревьев, дома, сыщика, Волшебницы, Великана, Ведьмы, предметные картинки с изучаемыми звуками, схема предлога В, схема предложений, листочки с изображением стакана и фруктов, буква В и ее образ (корабль с парусом).
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Дети, нам в детский сад пришла телеграмма. Послушайте, что в ней написано:
«Де_очки и мальчики, меня похитила злая _едьма. _аш но_ый з_ук_».
- Вы догадались, какую букву похитила злая Ведьма? Найдем ее? Надо вызвать сыщика, который нам поможет.
Логопед на доску помещает изображение сыщика и от его имени говорит.
- Здравствуйте, дети! Что случилось? (Пропала буква В.) Читаем телеграмму. Какого звука не хватает в слове _едьма? (Звука [В'].) В словах з_ук, но_ый, _аш не хватает звука [В].
II. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
- Чтобы найти звук, надо знать его приметы. Слегка дотроньтесь зубами до нижней губы и произнесите звук [В]. Какой это звук? (Согласный.) Почему? (Потому, что во рту есть преграда.) Приложите ладошку к горлу. Поет или спит голосок? (Поет.) Значит это звонкий звук. Звук [В] твердый. Произнесите звук [В']. Он какой? (Согласный, звонкий мягкий.)
- Итак, приметы мы знаем, можно отправляться на поиски. Закройте глаза, и представьте, что мы переносимся в волшебный лес.
Звучит музыка. Логопед на панно помещает изображения деревьев, дома и Волшебницы.
III. Произношение звуков в словах.
- Мы пришли в лес. Кто нас встречает в лесу? (Волшебница.) Нам нужно найти подсказки. Первая подсказка в доме Великана.
Логопед на доску помещает изображение Великана.
- Какой дом у Великана? (Высокий) Он пропустит нас к себе в дом, если мы выполним его задания.
Логопед говорит от имени Великана.
- Назовите первый звук моего имени. (Первый звук [В'].) Сколько слогов в моем имени? (Три слога.) Проходите.
Логопед открывает дверцу домика и достает первую подсказку.
IV. Составление предложений с предлогом В.
Логопед читает задание.
- Составьте предложения с предлогом В. Дети, что такое предлог? (Это коротенькое словечко.) Посмотрите на схему предлога В. Этот предлог обозначает, что предмет находится внутри чего-то.
- Давайте сядем за столы и составим схемы предложений. Где мы сейчас находимся? (Мы находимся в лесу.) Составьте схему этого предложения и обозначьте предлог маленьким прямоугольником. Сколько слов в предложении? (Четыре слова.)
Где живет Великан? (Великан живет в доме.)
Дети по картинкам составляют предложения и выкладывают схемы.
Ватрушка печется в духовке. Водитель сидит в машине. Весло лежит в лодке. Медведь спит в берлоге.
V. Физкультминутка.
Логопед говорит от имени Волшебницы.
- Молодцы, ребята! Слушайте следующее задание. Рассмотрите внимательно картинки. Разделите слова на слоги и прошагайте их.
Начинает логопед : Мы с ребятами шагаем,
Части слова мы считаем.
Ве-ник, ав-то-бус, хвост, и-ва, ди-ван, ва-за, ве-нок.
VI. Знакомство с буквой В.
- Молодцы! Мы дошагали до избушки на курьих ножках. Здесь живет Ведьма, которая похитила нашу букву.
Логопед на доску помещает изображение Ведьмы и от ее имени говорит.
- Здравствуйте дети, не бойтесь меня, я добрая старушка, просто мне стало скучно, и я устроила вам это путешествие. Выполните мое первое задание.
- Я заколдовала слова, отгадайте их:
Со-со-со, ва-ва-ва, получается. (сова).
Бук-бук-бук, ва-ва-ва, получается. (буква);
И-и-и, ва-ва-ва, получается. (ива);
Хал-хал-хал, ва-ва-ва, получается. (халва);
Ди-ди-ди, ван-ван-ван, получается. (диван).
- Ребята, какие звуки мы с вами сегодня узнали? (Звуки [В], [В']) Какой звук [В]? (Согласный, звонкий, твердый звук.) Какой звук [В']? (Согласный, звонкий, мягкий звук.) Молодцы!
- Посмотрите, а вот и наша буква В. Запомните ее. Представьте, вздувшиеся от воющего ветра паруса кораблика, который плывет по волнам.
Рисуем в воздухе эту букву, состоящую из элементов придуманного образа: черточка сверху вниз – мачта кораблика, два полукруга – верхний и нижний – паруса.
- Произносим «В-в-в…» - подражая жестами и интонацией воющему ветру.
Для закрепления образа буквы логопед читает известные пушкинские строки:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- Какие слова на звуки [В], [В'] вы запомнили в стихотворении? (Ветер, волны.) Ветер какой? (Ветер воющий.) Какие паруса? (Паруса вздувшиеся от ветра.)
- Повторите правило: Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем!
VII. Образование прилагательных.
- Молодцы! Вы любите сок? (Да.) Выполните мое второе задание, и я угощу вас соком.
Логопед раздает детям листочки с черно-белым изображением стакана и фруктов.
- Что нарисовано на листочке? (Виноград, вишня, слива). Какой сок из винограда? (Виноградный.) Какой сок из вишен? (Вишневый.) Какой сок из слив? (Сливовый.)
- Раскрасьте фрукты и нарисуйте того же цвета сок в стакане.
- Молодцы! Старушка очень рада и дает вам витаминки. Какой первый звук в это мслове? (Звук [В'].)
VIII. Итог занятия. Закрепление полученных знаний. Оценка и самооценка деятельности детей.
- Вы справились со всеми заданиями. Чтобы вернуться в нашу группу надо перепрыгнуть через речку и назвать слова на звуки [В], [В']. Молодцы!
ТЕЛЕГРАММА