Получи документы

Конспект открытого занятия «Бабушкины куклы» в подготовительной группе

Ирина Созыкина
Конспект открытого занятия «Бабушкины куклы» в подготовительной группе

Конспект открытого занятия «Бабушкины куклы» в подготовительной группе

Подготовила воспитатель подготовительной группы №6 МАДОУ ДС №355 Созыкина И. А.

Цель: Познакомить дошкольников с традиционной народной игрушкой – тряпичной куклой.

Задачи:

1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения тряпичных кукол.

2. Формировать знания о разнообразии и значении традиционной русской куклы.

3. Учить детей изготавливать кукол своими руками.

Публикация «Конспект открытого занятия „Бабушкины куклы“ в подготовительной группе» размещена в разделах

4. Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа.

5. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

6. Нацелить детей на создание места, где будут храниться куклы, создать мини-музей кукла.

Ход занятия:

Тихим фоном звучит музыка, воспитатель обращает внимание детей на куклу Машу.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Посмотрите, какая меня кукла, какая она красивая, нарядная, какие у нее бантики, юбочка. Куклами очень любят играть девочки. А у вас есть любимые игрушки? Какие они?

Дети рассказывают о своих любимых игрушках.

Воспитатель: А хотели бы вы узнать, в какие куклы играли ваши прабабушки?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь.

Кукла проводит детей через волшебные ворота, на которых написано «Древняя Русь», и все попадают в русскую избу, где их встречает Марья-искусница в народном костюме.

Марья-искусница: Здравствуйте, детушки милые,

Соколики пригожие, да какие все хорошие:

Губки – ягодки, глаза – пуговки,

Щечки аленьки, все кудрявеньки.

Спасибо, что мимо не прошли, ко мне в гости зашли.

Проходите, рассаживайтесь поудобнее.

Дай Бог тому, кто к нашему дому,-

Дорогим гостям, милым детушкам.

Наделил бы нас Господь и житием, и бытием,

И здоровьицем!

А для дорогого гостя и ворота настежь.

Дети отвечают пословицами и поговорками о гостеприимстве:

- много гостей, много новостей.

- какого гостя позовешь, с таким и побеседуешь.

- гостю почет, а хозяину честь.

Марья-искусница: Ну какие же вы молодцы! Сколько мудростей народных знаете! Ну что ж, давайте знакомиться. Меня зовут Марья-искусница, а как вас зовут?

Ответы детей.

Марья-искусница: Ой, ничего не поняла. А вот мне поможет мой волшебный клубочек. Мы будем его передавать друг другу, да друг друга ласково называть.

Дидактическая речевая игра «Назови друга ласково»

Марья-искусница: Ну вот мы и познакомились. Теперь я знаю, как вас зовут, какие красивые у вас имена, как ласково вы друг друга называете. А теперь проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь, да рассказывайте, зачем ко мне в гости пожаловали.

Дети рассаживаются и говорят, что хотели бы узнать, какими игрушками играли их бабушки и дедушки.

Марья-искусница: Да, милые мои, жизнь сейчас такая быстрая и сумбурная, что многое мы забыли, многое растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. А поможет в этом нам старинный бабушкин сундук. Много в нем хранится добра, много интересного может он нам рассказать. Давайте заглянем в него и узнаем, что же в нем хранится. (открывает сундук) Ой, да здесь куклы! Да какие красивые! (рассаживает кукол). Традиционной игрушкой на Руси даже в самых бедных семьях была тряпичная кукла. Ребята, а что вы знаете об этих куклах?

Дети рассказывают о народных приметах про игру в куклы, рассказывают поговорки:

- Если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток; если же небрежно обращаются с игрушками – быть беде.

- раньше верили, что куклы приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки;

- в кукол играли мальчики и девочки, кукол им делали мамы, бабушки, старшие сестры, а с пяти лет девочки могли делать кукол сами;

- тряпичная кукла чаще всего – это изображение женской фигуры;

- кто в куклы не играл, тот счастья не знал;

- с куклами возиться - бытию учиться.

Марья-искусница: А из чего же делали кукол?

Дети отвечают на вопрос

- кукол делали из старой, уже поношенной одежды;

- использовать ножницы или иголки было нельзя;

- кукол делали безликими, чтобы у них не было души и в ней не поселились злые духи;

- девочки старались украсить своих кукол фартучком, пояском, ленточкой, бисером, вышивкой.

Марья-искусница: Правильно, касатики мои! А знаете ли вы, что кукол было много, и каждая из них имела свое предназначение? Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Далее следует рассказ о некоторых куклах и их характерных особенностях (можно поручить детям).

Кукла «Кубышка – травница». Она наполнена целебными травами. Считалось, что если кто-то в семье заболел, то с этой куклой нужно ходить по всему дому, разминать травы пальцами, тем самым оздоровляя воздух. После чего куклу клали в кровать к больному. Такая кукла не только станет отличным украшением для дома, но и будет оберегать дом от напастей. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница.

Кукла «Крупеничка». В ее основе - холщовый мешочек с гречихой, украшенный нитями, тканями. В тех местах, где с гречихи не было, ее заменяли горохом и другими крупами, и назывались уже эти куклы по-другому - Зерновушка, Горошинка). Такая кукла приманивала в дом достаток, обещала хороший будущий урожай и прибавление в семействе.

Кукла «Колокольчик» - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки, и своей формой она напоминает колокольчик. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. (Рома С.)

Кукла «Желанница» предназначалась для девочек и женщин. Эта кукла делала свою хозяйку счастливой, выполняя все ее заветные желания. Но прежде чем просить куклу о чем-то, нужно было сделать ей подарок в виде какого-либо украшения. Это могли быть ленты, бусы, колечки. После чего куклу надо было похвалить, отметив ее красоту и ладность, и только после этого можно было рассказать кукле о своей заветной мечте и попросить ее исполнить. Если все было сделано правильно, искренне и честно – то все задуманное сбудется. (Влада К.)

Марья-искусница: Молодцы, ребятушки! Все вы верно сказали. Только засиделись мы с вами что-то, надо ручки-ножки нам размять, да в игру веселую сыграть.

Игра-разминка: «Веселый хоровод»

Дети выбирают ведущего. Он становится в центр круга. Держась за руки, играющие двигаются простым шагом в правую сторону, ведущий идет им навстречу, произносят текст:

Звенит веселый хоровод,

Все шире круг у нас,

И тот, кто в этот круг войдет,

Станцует нам сейчас.

Дети останавливаются, хлопают.

Ведущий исполняет движения, которые за ним повторяют все дети. Движения могут быть различными, в зависимости от фантазии ведущего: подскоки, приседание, повороты и т. д. При повторе игры выбирается новый ведущий.

Марья-искусница: Ох и веселые же вы ребятишки! Чтобы немного дух унять, хочу я вам предложить научиться самим делать тряпичных кукол. По вечерам в деревнях девушки собирались вместе и занимались рукоделием. Вои и я приглашаю вас порукодельничать, пусть каждый из вас в память о нашей встрече сделает себе по куколке. (Дети рассаживаются за столы, на которых лежат лоскуты ткани, нитки, ножницы, технологические карты по изготовлению куклы из ткани). А чтобы работа у нас спорилась, давайте сначала мы разомнем наши пальчики (пальчиковая гимнастика «Кукла»):

Раз, два, три, четыре!

Куклу сшить себе решили.

Шили-шили, шили-шили,

Нитка длинная, игла.

Будет кукле голова,

Будет кукле платье,

Станем с ней играть мы!

Марья-искусница: А делать мы свами будем куклу «Пеленашку».

После рождения ребенка к нему в кроватку подкладывали особую куколку. Делали ее из куска ношеной домотканой одежды. Такая одежда несла в себе тепло человека, и это тепло передавалось кукле, вместе с частичкой жизненной силы человека. Такая кукла служила и оберегом от сглаза. Гости смотрели на ребенка и на куклу и говорили, обращаясь к кукле, - «Ой, до чего кукленок-то хорош!», чтобы не сглазить ребенка. «Пеленашку» нельзя было мастерить с помощью иголки или ножниц - это могло "поранить куклу" и повредить, а ведь в такую куклу вкладывалась материнская любовь и забота. Сначала такую игрушку клали в пустую колыбельку - чтобы она обжилась там. А затем укладывали ее рядом с малышом, приговаривая «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!».

Начинается процесс изготовления народной куклы, воспитатель наблюдает за работой детей, поощряет, подсказывает, тихим фоном звучит народная музыка.

Марья-искусница: Посмотрите, какие замечательные, очень красивые куклы у вас получились. Давайте поднимем их вверх и покажем друг другу.

Ребята, а ведь нелегко нам было трудиться, правда? А какие пословицы и поговорки знаете вы о труде?

Дети рассказывают пословицы и поговорки о труде:

- без труда не вытащишь и рыбку из пруда;

- долог день до вечера, коли делать нечего;

- терпенье и труд все перетрут;

- под лежачий камень и вода не течет.

Марья-искусница: Молодцы, ребятки. А я на прощанье скажу вам такие слова:

Трудись, покамест служат руки,

Не сетуй, не ленись, не трусь.

За все твои дела и муки

Тебе спасибо скажут внуки,

Тебе спасибо скажет Русь!

Воспитатель: Ну что ж, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в Древнюю Русь. Мы вернулись в XXI век. Ребята, понравилось вам наше путешествие? А что запомнилось больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель: Я рада, что вам понравилось, и куклы у вас получились просто замечательные! А напоследок я бы хотела, чтоб вы услышали стихотворение о народной кукле.

Народная кукла.

Куколка народная – чудо из чудес!

Нет тебя пригожее и милее нет.

Мама дочке делала, всё тепло вложив…

Лоскуток к лоскутику примотав, не шив.

Чтоб уколов не было от судьбы лихой.

Чтоб счастливой доченька выросла большой.

Чтоб была подруженькой кукла ей всегда

И беду и радости с ней всегда деля.

Пусть живут традиции на Руси моей!

Пусть играют в куколки доченьки детей!

Лупанчук О. Ю.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Что такое дружба?»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Что такое дружба?» Фототчет открытого занятия в подготовительной группе на тему «Что такое дружба?».Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация,.

Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы»Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы» Задачи: Обучающие: Расширять представления детей о русских народных традициях посредством кукол-мотанок. Формирование представлений у.

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Число 8 и цифра 8»Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Число 8 и цифра 8» Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Подсолнух» Воспитатель: Кварацхелия Ш. Р. Тема: Число 8 и цифра.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух».Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе "ПОДСОЛНУХ" Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза.

Конспект открытого занятия по рисованию «Весна пришла!» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по рисованию «Весна пришла!» в подготовительной группе Цель: Создание условий для развития художественно-творческих способностей детей в изображении ранней весны. Образовательные задачи: -закреплять.

Конспект открытого занятия по рисованию в ясельной группе «Ожерелье для куклы» Конспект открытого занятия по рисованию в ясельной группе "Ожерелье для куклы" Программная сущность:1. Обучать ребенка изображать нестандартным.

Конспект открытого занятия танцевального кружка для родителей в подготовительной группе Родители получают приглашения на открытое занятие кружка Тема: Познавательно-практическая совместная музыкально-двигательная деятельность.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Научная конференция»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Научная конференция» Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое.

Конспект открытого занятия на воде в подготовительной группе «Водяной у нас в гостях» .

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Скоро в школу»Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Скоро в школу» Добрый вечер, дорогие друзья! Хочу выложить конспект открытого занятия для коллег и родителей в подготовительной группе, который я недавно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Бабушкины куклы» в подготовительной группе
Опубликовано: 1 марта 2020 в 12:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД