Марина Морозова
Конспект открытого занятия по обучению грамоте с использованием ЦОР «Звук [Ф]» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : закрепить знания детей, умение проводить звуковой анализ слов, умение различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Закрепить правила написания предложений, умение читать предложения с разной интонацией.
Задачи :
Образовательные – продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов, продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, упражнять в словообразовании имен существительных путем сложения основ по аналогии, расширять и активизировать словарный запас, развивать слуховое внимание.
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте с использованием ЦОР „Звук [Ф]“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос полным ответом, выделять звук [ Ф ] в потоке звуков, слогов, слов, упражнять в составлении схем слов, закрепить изученные правила русского языка, развивать общую и мелкую моторику, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память.
Воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, умение слушать учителя-логопеда, желание и умение работать в коллективе.
Материал : предметные картинки: самолет, пылесос, самовар, луноход, самокат, пароход, паровоз, пулемет, полотер, картинки «Слоговая копилка», схемы звуков гласных, согласных, звонких, глухих, твердых, мягких, квадраты синие, зеленые, красные для звукового анализа слов, карточки для чтения слов по буквам и по слогам, доска, компьютер, диск «Азбука-малышка» Уроки бабушки совы.
Ход : Логопед: Ребята, сегодня мы выучим новый звук [ Ф ] и закрепим, чему научились за учебный год.
Звук [Ф] согласный, глухой, в сочетании с гласными А, О, У, Ы, Э твердый, в сочетании с гласными Я, Е, Е, Ю, И.
Вспомните что такое звук, а что буква.
Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим. Звуки бывают гласные и согласные, гласные звуки можно петь.
Логопед : Молодцы, а теперь я буду называть звуки, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук [ Ф ] : А, К, Р,Ф, П,Ф, Р,Ф, Т,Ф, М, Р,Ф З, Н, С, Р,Ф, Р, Ж,Ф, Б, Г, Ф, Ш, Р, Л, Ф.
Логопед: Молодцы, все справились отлично. А теперь я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, если услышите слог со звуком [ Ф ] : СА, ФА, КА, ТО, ФУ, НЫ, ПЫ,ФЫ, ШИ, ФО, РЫ, БА, ФА, ЛО,ФО РО, ФУ, КО, ГА, ФЫ.
Логопед: Молодцы, никто не ошибся. А сейчас я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово со звуком [ Ф ] : ФАРТУК, РАК, СОМ, ФРУКТЫ, ФИАЛКА, ПАР, РЫБА, ЖИРАФ, МАК, ФАРШ, СОК, ФОНАРЬ, КАРАНДАШ, СОБАКА, РЫСЬ, ФОТОГРАФИЯ…
Логопед: Ребята, я сейчас прочту вам сказку, а вы запомните слова со звуками [ Ф,ФЬ], которые встретятся вам в сказке.
Фокусник Федя.
В лесу появилась большущая фанерная афиша, на которой было написано: «Спешите видеть! Фокусник фазан при помощи волшебного фонарика превращает фикус в фиалку! Фонтан из пустого флакона!
Моментальная фотография без фотоаппарата!»
- Фи, - сказал филин Федя, - с волшебным фонариком каждый сможет. А я вот без фонарика те же фокусы покажу. У кого есть фикус?
- У меня,- сказала медведица и притащила фикус в горшке.
Накрыл Федя фартуком фикус и громко прошептал:
-Фабэс, мабэс, палка, фикус, стань фиалкой! – потом как сдернет фартук, фикус как грохнется об землю! Горшок вдребезги, фикус – пополам.
-Я тебе за такой фокус знаешь что сделаю? – взревела медведица. – Поучись сначала, а потом уж фокусы показывай, факир-недоучка!
Ответы детей. За каждый ответ ребенок получает фишку. В конце подсчитываем кто занял первое место, кто второе, кто третье.
Логопед: Молодцы! Давайте вспомним правило, как делить слова на слоги.
Дети: Сколько в слове гласных столько и слогов, это знает каждый из учеников.
Логопед: Правильно, сейчас я буду показывать картинки, а вы прохлопайте сколько в слове слогов и ответите полным ответом.
Дети: МА-ШИ-НА, в слове собака три слога и т. п.
Логопед: Молодцы! Ребята, перед вами лежат макеты разных звуков, эти звуки парные, вы должны правильно определить какой это звук (гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый и мягкий) и верно подставить звонкому звуку колокольчик, глухому – шляпку, гласному - красные тапочки, согласному – синий и зеленый.
Проверьте правильно ли сделали задание соседи. Молодцы! Давайте вспомним правила шипящих.
Дети : ЖИ и ШИ всегда пиши с буквой И, ЧА и ЩА всегда пиши с буквой А, ЧУ и ЩУ – пиши с буквой У.
Логопед: Правильно. А теперь скажите, что такое ПРЕДЛОЖЕНИЕ?
Дети: предложение – это законченная мысль.
Логопед: Скажите правила написания предложений.
Дети: Предложение начинается с большой буквы, каждое слово в предложении пишутся отдельно друг от друга, в конце предложения ставится точка.
Логопед: Молодцы! А какие еще знаки препинания ставятся в конце предложения?
Дети: Восклицательный и вопросительный знаки.
Логопед: Верно! Даша, иди напиши на доске предложение: Весна.
Прочитайте, а если я поставлю восклицательный знак, как оно будет читаться? Верно. А если вопросительный знак? Правильно.
Перед вами лежат квадратики красные, синие, зеленые. Что они обозначают?
Дети: красные – гласные звуки, синие – согласные твердые, зеленые – согласные мягкие.
Логопед : Верно, выложите, пожалуйста, схемы слов ЛУК, ПАПА, МИР, РАК. Проверьте правильность у соседа. Молодцы!
А сейчас я буду показывать картинки, а вы скажете как называется этот предмет.
Логопед: Дети:
Сам летает. Как называется этот предмет? Самолет.
Пыль сосет. Пылесос.
Сам варит. Самовар.
По луне ходит. Луноход.
Сам катит. Самокат.
Ходит при помощи пара. Пароход.
Возит при помощи пара. Паровоз.
Пули мечет. Пулемет.
Пол трет. Полотер.
Молодцы, ребята!
Пальчиковая гимнастика «Транспорт»
Идет на взлет, идет на взлет, винты вращая, вертолет. (Круги рукой над головой.)
Идут туда, (Правой рукой показать влево.)
Идут сюда (Левой рукой показать вправо)
По звонким рельсам поезда. (Правая рука справа, а левая – слева описывают круги от себя, руки движутся параллельно друг другу.)
И пароходы, корабли (Ладони, соединенные кончиками пальцев –«домиком», движутся вперед пальцами вверх.)
Уходят в море от земли. (Машем рукой на прощание.)
Графический диктант «Жираф»
Спряжение в настоящем времени: Я фотографируюсь с другом, ты, он, она, мы, вы, они…
Чтение слов по карточкам «Читаем по буквам», «Читаем по слогам».
Сегодня все ребята справились с заданиями, молодцы!
А теперь посмотрим мультфильм о букве Ф «Уроки бабушки совы»
Список использованной литературы :
Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа, учебно-методическое пособие «От А до Я»
Четвертушкина Н. С. Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение
Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь!
Мультипликационная «Азбука – малышка» диск
Творческое объединение «Маски» .