Махмудова Галина Камиловна
Конспект открытого занятия по ФЦКМ «История юрты» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста.
«История юрты»
Воспитатель: Махмудова Галина Камиловна.
Тема: История юрты.
Цель: Расширять представления о жизни кочевых народов (культура, быт).
Задачи:
Образовательные (обучающие и воспитательные) :
Публикация «Конспект открытого занятия по ФЦКМ „История юрты“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Юрта - жилище бурят
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
- познакомить с древним жилищем кочевых народов (с устройством юрты, с особенностями интерьера);
- воспитывать доброжелательное отношения к другим народам;
Развивающие:
- развивать память, внимание, наблюдательность, речевую активность;
- вызвать интерес к культуре и быту других народностей нашей страны;
- закрепление навыков рисования восковыми карандашами;
- активизация словаря: кочевые народы, юрта, войлок, купол, очаг;
Материалы и пособия: 1. Восковые карандаши, клей. 2. Презентация «Устройство юрты». 3. Макет юрты.
Ход Занятия
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам, встать полукругом и посмотреть на экран. (Слайд 1) Нам в детский сад на электронную почту пришло письмо от Маши, из мультфильма «Маша и Медведь». Давайте его послушаем (появляется Маша на слайде и голосовая запись)
Здравствуйте, дорогие ребята!
Хочу попросить у вас помощи.
У мишки в кладовке я нашла интересные и загадочные картинки с изображением предметов, помогите мне узнать к какому народу относятся эти предметы и каково их назначение? (Слайд 2- изображение кочевых народов, их ремесло- скотоводство, юрта внешний вид, юрта изнутри).
Воспитатель: Ребята, какими качествами мы должны обладать, чтобы помочь Маше? (Ответы детей)
Мне кажется, что все эти картинки имеют отношение к кочевым народам Севера. Что бы это проверить, нам нужно совершить путешествие в прошлое на машине времени, и побывать в гостях у Северных народов. Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова - вокруг себя обернись, 1,2,3 – в прошлом окажись!
(Слайд 3)
Воспитатель: Ребята кочевые народы живут на Севере, где очень суровая и морозная зима. (Слайд 4) Они разводили и пасли скот, и для его разведения им приходилось постоянно переезжать с одного места на другое, в поисках пищи- поэтому их стали называть- кочевниками. Из оленьих шкур они шьют себе одежду, такую одежду и обувь не купишь в магазине, ее шьют женщины и украшают орнаментами, поэтому она очень красивая и теплая.
У каждого народа есть дом, который называется по- разному. Посмотрите на экран (Слайд 5)
– Как вы думаете, что это и какой народ мог там жить? (Ответы детей) у русских – это изба;
у украинцев – это хата;
юрта- у народов Севера.
(Слайд 6) Юрта- это переносное жилище кочевых народов. Давайте посмотрим из каких частей состояла юрта.
Юрту легко установить и разобрать, легко перевозить на Оленях. Их могли собрать, разобрать даже женщины, потому что стенами юрты были решетки, которые сверху покрывались войлоком или шкурами животных. Войлочное покрытие юрты спасает от ветра и дождя, в знойные дни сохраняет прохладу, а в зимнее время – тепло очага.
Слайд 8 (Очаг)
В центре юрты находилось место для очага. Под отверстием в куполе юрты в земле вырывали неглубокую лунку и устанавливали подставку для котла. Лунку обкладывали камнем. Пол устилали сухой травой и шкурами. Напротив входа в углублении находилось самое почётное место, здесь принимали гостей.
(Слайд 7) Купол.
- Ребята как вы думаете. Для чего оставляли это отверстие? (Ответы детей) Отверстие на вершине купола пропускает свет и освещает юрту изнутри. Поэтому электрического освещения там не требуется. Кроме того, в это отверстие поднимается пар от готовящейся еды, и оно служит также в качестве дымохода для очага. А сейчас я вам предлагаю поиграть в национальную игру жителей Севера- Юрта. В игре участвуют две подгруппы по четыре человека, каждая подгруппа образует круг, в центре которого стоит стул с платком. Взявшись за руки, дети идут вокруг стула и поют: Мы, весёлые ребята, Собираемся в кружок. Поиграем и попляшем, И помчимся на лужок. 1.2.3 - Юрту собери! На мелодию без слов, дети встают в общий круг. По окончанию музыки дети быстро бегут к своему стулу, берут платок за концы и натягивают его над головой в виде шатра, крыши, получается – юрта. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту. Давайте вспомним, о чем же просила нас Маша? Слайд 9 (Женская и мужская половины) - Ребята, Юрта делилась на две половины, одна была женская, другая – мужской. Как вы думаете, где женская половина? Как вы это узнали? (перечисление предметов). - В женской половине находилась посуда, одежда, т. е. те вещи, которые нужны женщине. А в мужской половине что вы видите? (орудия труда, охоты). Согласно обычаю мужская половина юрты находится в правой стороне, она больше и всегда используется в качестве гостинной, а левая половина отведена для женщин, она меньше. Стены юрты украшались коврами, оружием, нарядной одеждой. Слайд 10 (Посуда) Деревянные чаши для еды различались не только по внешнему виду, но и по назначению. В одних чашах (алдыр) - подавали еду только в кругу семьи. В других (ашлау)- ели в праздники, и угощали гостей. Слайд 11 (ковровые изделия) Самыми яркими и красочными предметами юрты являются- постельные принадлежности, узорные скатерти, полотенца и ковровые изделия. Большими коврами застилали пол и занавешивали вход в юрту, одежду хранили в ковровых мешках. Коллективная работа «Украшаем юрту». Ребята, а мы сможем украсить юрту? Но каждый из вас украсит тот предмет интерьера, который угадает, внимательно слушайте загадки: 1. Меня проветривают, заворачивают, Расстилают, вешают (ковёр). 2. Внутри пустота, снаружи блестит, Много добра в себе таит (сундук).
3. Под крышей - четыре ножки, а на крышке – суп да ложки. (стол) 4. Дрова кушает, Зубов не имеет, Телом своим, Весь дом греет! (печь) 5. На чужой спине едет, а на своей груз везет. (Седло) 6. За селом в густом лесу, Встретишь зайца и лису, На охоту Дед идет, что же он с собой берет? (ружье)
7. Если ты устал играть, то ложишься на…. (кровать) 8. Когда в доме – на крючке висит, Когда из дома выйдешь – на тебе сидит. (одежда).
(Слайд Маши на экране) Вот этот плакат мы отправим Маше и она узнает много нового о жизни Северных народов. А теперь нам нужно вернуться обратно в детский сад. Садитесь в машину времени и возвращаемся- Вокруг себя обернись 1,2,3 - в детском саду окажись! Рефлексия: 1. Ребята, что сегодня было для вас интересным? 2. С какими трудностями вы столкнулись? 3. Что вы сможете рассказать дома родителям о сегодняшнем занятии?