МААМ-картинки

Конспект открытого занятия по ФЦКМ «История юрты» для детей старшего дошкольного возраста

Махмудова Галина Камиловна
Конспект открытого занятия по ФЦКМ «История юрты» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект открытого занятия по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста.

«История юрты»

Воспитатель: Махмудова Галина Камиловна.

Тема: История юрты.

Цель: Расширять представления о жизни кочевых народов (культура, быт).

Задачи:

Образовательные (обучающие и воспитательные) :

Публикация «Конспект открытого занятия по ФЦКМ „История юрты“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

- познакомить с древним жилищем кочевых народов (с устройством юрты, с особенностями интерьера);

- воспитывать доброжелательное отношения к другим народам;

Развивающие:

- развивать память, внимание, наблюдательность, речевую активность;

- вызвать интерес к культуре и быту других народностей нашей страны;

- закрепление навыков рисования восковыми карандашами;

- активизация словаря: кочевые народы, юрта, войлок, купол, очаг;

Материалы и пособия: 1. Восковые карандаши, клей. 2. Презентация «Устройство юрты». 3. Макет юрты.

Ход Занятия

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам, встать полукругом и посмотреть на экран. (Слайд 1) Нам в детский сад на электронную почту пришло письмо от Маши, из мультфильма «Маша и Медведь». Давайте его послушаем (появляется Маша на слайде и голосовая запись)

Здравствуйте, дорогие ребята!

Хочу попросить у вас помощи.

У мишки в кладовке я нашла интересные и загадочные картинки с изображением предметов, помогите мне узнать к какому народу относятся эти предметы и каково их назначение? (Слайд 2- изображение кочевых народов, их ремесло- скотоводство, юрта внешний вид, юрта изнутри).

Воспитатель: Ребята, какими качествами мы должны обладать, чтобы помочь Маше? (Ответы детей)

Мне кажется, что все эти картинки имеют отношение к кочевым народам Севера. Что бы это проверить, нам нужно совершить путешествие в прошлое на машине времени, и побывать в гостях у Северных народов. Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова - вокруг себя обернись, 1,2,3 – в прошлом окажись!

(Слайд 3)

Воспитатель: Ребята кочевые народы живут на Севере, где очень суровая и морозная зима. (Слайд 4) Они разводили и пасли скот, и для его разведения им приходилось постоянно переезжать с одного места на другое, в поисках пищи- поэтому их стали называть- кочевниками. Из оленьих шкур они шьют себе одежду, такую одежду и обувь не купишь в магазине, ее шьют женщины и украшают орнаментами, поэтому она очень красивая и теплая.

У каждого народа есть дом, который называется по- разному. Посмотрите на экран (Слайд 5)

– Как вы думаете, что это и какой народ мог там жить? (Ответы детей) у русских – это изба;

у украинцев – это хата;

юрта- у народов Севера.

(Слайд 6) Юрта- это переносное жилище кочевых народов. Давайте посмотрим из каких частей состояла юрта.

Юрту легко установить и разобрать, легко перевозить на Оленях. Их могли собрать, разобрать даже женщины, потому что стенами юрты были решетки, которые сверху покрывались войлоком или шкурами животных. Войлочное покрытие юрты спасает от ветра и дождя, в знойные дни сохраняет прохладу, а в зимнее время – тепло очага.

Слайд 8 (Очаг)

В центре юрты находилось место для очага. Под отверстием в куполе юрты в земле вырывали неглубокую лунку и устанавливали подставку для котла. Лунку обкладывали камнем. Пол устилали сухой травой и шкурами. Напротив входа в углублении находилось самое почётное место, здесь принимали гостей.

(Слайд 7) Купол.

- Ребята как вы думаете. Для чего оставляли это отверстие? (Ответы детей) Отверстие на вершине купола пропускает свет и освещает юрту изнутри. Поэтому электрического освещения там не требуется. Кроме того, в это отверстие поднимается пар от готовящейся еды, и оно служит также в качестве дымохода для очага. А сейчас я вам предлагаю поиграть в национальную игру жителей Севера- Юрта. В игре участвуют две подгруппы по четыре человека, каждая подгруппа образует круг, в центре которого стоит стул с платком. Взявшись за руки, дети идут вокруг стула и поют: Мы, весёлые ребята, Собираемся в кружок. Поиграем и попляшем, И помчимся на лужок. 1.2.3 - Юрту собери! На мелодию без слов, дети встают в общий круг. По окончанию музыки дети быстро бегут к своему стулу, берут платок за концы и натягивают его над головой в виде шатра, крыши, получается – юрта. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту. Давайте вспомним, о чем же просила нас Маша? Слайд 9 (Женская и мужская половины) - Ребята, Юрта делилась на две половины, одна была женская, другая – мужской. Как вы думаете, где женская половина? Как вы это узнали? (перечисление предметов). - В женской половине находилась посуда, одежда, т. е. те вещи, которые нужны женщине. А в мужской половине что вы видите? (орудия труда, охоты). Согласно обычаю мужская половина юрты находится в правой стороне, она больше и всегда используется в качестве гостинной, а левая половина отведена для женщин, она меньше. Стены юрты украшались коврами, оружием, нарядной одеждой. Слайд 10 (Посуда) Деревянные чаши для еды различались не только по внешнему виду, но и по назначению. В одних чашах (алдыр) - подавали еду только в кругу семьи. В других (ашлау)- ели в праздники, и угощали гостей. Слайд 11 (ковровые изделия) Самыми яркими и красочными предметами юрты являются- постельные принадлежности, узорные скатерти, полотенца и ковровые изделия. Большими коврами застилали пол и занавешивали вход в юрту, одежду хранили в ковровых мешках. Коллективная работа «Украшаем юрту». Ребята, а мы сможем украсить юрту? Но каждый из вас украсит тот предмет интерьера, который угадает, внимательно слушайте загадки: 1. Меня проветривают, заворачивают, Расстилают, вешают (ковёр). 2. Внутри пустота, снаружи блестит, Много добра в себе таит (сундук).

3. Под крышей - четыре ножки, а на крышке – суп да ложки. (стол) 4. Дрова кушает, Зубов не имеет, Телом своим, Весь дом греет! (печь) 5. На чужой спине едет, а на своей груз везет. (Седло) 6. За селом в густом лесу, Встретишь зайца и лису, На охоту Дед идет, что же он с собой берет? (ружье)

7. Если ты устал играть, то ложишься на…. (кровать) 8. Когда в доме – на крючке висит, Когда из дома выйдешь – на тебе сидит. (одежда).

(Слайд Маши на экране) Вот этот плакат мы отправим Маше и она узнает много нового о жизни Северных народов. А теперь нам нужно вернуться обратно в детский сад. Садитесь в машину времени и возвращаемся- Вокруг себя обернись 1,2,3 - в детском саду окажись! Рефлексия: 1. Ребята, что сегодня было для вас интересным? 2. С какими трудностями вы столкнулись? 3. Что вы сможете рассказать дома родителям о сегодняшнем занятии?

Публикации по теме:

Фотоотчёт открытого занятия «В гости к Маше и медведю» для детей старшего дошкольного возраста.Фотоотчёт открытого занятия «В гости к Маше и медведю» для детей старшего дошкольного возраста. Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт открытого занятия. Перед началом занятия. Начало занятия. 1 задание. Составление.

«Зимний лес полон чудес» — конспект НОД по ФЦКМ (аппликация) для детей старшего дошкольного возраста«Зимний лес полон чудес» — конспект НОД по ФЦКМ (аппликация) для детей старшего дошкольного возраста .

Конспект НОД по ФЦКМ «Подарок папе к 23 февраля» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по ФЦКМ «Подарок папе к 23 февраля» для детей старшего дошкольного возраста Цели и задачи: I. Изготовление подарка папе. II. Расширение кругозора детей о празднике День защитника Отечества и о истории возникновения.

Конспект ООД по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста  «Волшебница вода» Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Формирование целостной картины мира - Ознакомление.

Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем Машеньке»Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем Машеньке» Цель: формировать у детей элементарные математические представления с помощью заданий по математике и развитию речи. Приоритетная образовательная.

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия для детей c ФФНР старшего дошкольного возраста Конспект открытого коррекционно - логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну «Нехочухия».

Конспект открытого музыкального занятия «Путешествие по волшебным островам» для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по волшебным островам» Цель: Развивать восприятие музыки и творческие способности детей, через интеграцию различных видов.

Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес»Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес» (Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.

Конспект открытого занятия «В гости к Маше и медведю» для детей старшего дошкольного возраста. 1. Цель занятия: дать новые знания и выявить полученные знания, представления, умения детей по блоку «Считалочка». 2. Программное содержание:.

Конспект занятия по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста «Лес. Грибы и ягоды» "Лес. Грибы и ягоды". Цель:продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов и ягод и месте их произрастания; Задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по ФЦКМ «История юрты» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 апреля 2020 в 17:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД