Инна Осыка
Конспект ООД по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница вода»
Конспект ООД по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Формирование целостной картины мира - Ознакомление с природой
«Волшебница вода»
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Публикация «Конспект ООД по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Цели:
Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов, как человек может пользоваться водой в своей жизни, о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам.
Сформировать у детей знание о значении воды в жизни человека: вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека.
Познакомить детей со свойствами воды: прозрачность, вода – растворитель.
Развивать навыки лабораторных опытов, соблюдать необходимые меры безопасности.
Развивать связную речь: умение пользоваться сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, формирование навыков составления короткого рассказа по картинке.
Прививать бережное отношение к природе.
Организационный момент
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Загадка
Я и туча, и туман, и ручей, и океан
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу (вода)
Ребята, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир воды и узнаем много нового и интересного. Посмотрите на глобус модель Земли.
Из космоса наша планета видится голубой. Почему?
Как изображена вода на глобусе? Каким цветом?
Тоненькие линии – это реки, небольшие синенькие пятнышки – озера, большие – моря и океаны.
Какие реки и моря вы знаете?
А откуда у нас дома и в детском саду вода?
Реки рядом нет, она далеко. Мы пользуемся речной водой. Речную воду очищают в специальном месте, которое называется водоочистительным сооружением. Сначала вода проходит через специальные решетки, которые задерживают рыб, водоросли. Дальше — мелкая сетка, еще дальше — фильтры, где вода становится совсем чистой. Чистую воду насосы качают в подземные трубопроводы. Инженеры-водопроводчики построили длинный путь к каждому дому, детскому саду, школе, магазину, заводу. Вода по трубам доходит до самых верхних этажей.
Жизнь есть только там, где есть вода.
Посмотрите внимательно на картинки и расскажите для чего и кому нужна вода (плакат, как мы ее используем. Рассказы детей.
Плакат кому нужна вода?
- Кому нужна вода? (людям, животным, растениям).
- Для чего нужна вода? (готовить пищу, стирать, умываться, мыться, пить, тушить пожар).
- Для чего нужна вода животным? (пить, умываться, для жизни)
- Для чего нужна вода растениям? (для роста).
- Где можно увидеть воду? (реке, в море, в океане, в озере, в ручье, в луже, в водопроводном кране, снег, лёд, сосулька, облако, роса, иней, град, дождь).
А сейчас я предлагаю вам стать учеными и провести опыты и эксперименты с водой.
Опыт №1 «Вода прозрачная».
Перед детьми 2 стаканчика, один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустим пуговицы. В каком стакане мы видим пуговицы?
Вывод: Вода не имеет цвета, она прозрачная. Вода прозрачная, а молоко – нет.
Опыт №2 «У воды нет запаха».
Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? У воды нет запаха. Вода из водопроводного крана иногда может иметь запах, т. к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Вывод: Чистая вода не имеет запаха.
Опыт №3 «Вода – жидкая, может течь».
Два стакана, один с водой, другой пустой. Аккуратно переливают воду из одного стакана в другой. Что при этом происходит. Вода льется, потому что жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, из крана.
Вывод: Вода – жидкая, может течь.
Опыт №4 «Вода – растворитель»
Ребята, а что произойдет с водой, если добавим в нее краску. Растворилась ли краска? Сахар? Соль?
Вывод: Краска в воде растворилась и изменила цвет воды.
Опыт №5 «В соленой воде легче плавать»
А сейчас я вам покажу фокус с водой. Возьмем 2 стакана с водой, в 1 стакан положим 5 чайных ложек соли, в другой ничего. Возьмем 2 яйца и опустим в стаканы. Что происходит?
Вывод: В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.
Опыт №6 –«Вода бывает теплой, холодной, горячей»
В стаканах вода разной температуры. Дети пальчиком пробуют воду и определяют в каком стаканчике какая вода находится.
В реках, морях и озерах вода тоже бывает разной температуры: и теплая, и холодная. Одни рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. В холодных морях и реках живет меньше разных животных, чем в теплых.
Физкультминутка «Дождик»
К нам на длинной тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке. (Прыжки на одной ноге по кругу.)
В лужице – смотри, смотри!-
Он пускает пузыри. (Дети стоят лицом в круг, ритмичные приседания)
Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивания кистями)
Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу, потряхивания кистями)
Мокрый серый воробей
Сушит перышки скорей. (Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями.)
А теперь давайте вспомним и перечислим свойства воды, о которых мы узнали при проведении опытов.
Кажется, что воды на Земле много. Вон сколько голубой краски на глобусе! Сейчас в мире воды столько же, сколько было всегда. Но сегодня на планете живет людей намного больше и воды используют больше. Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную, уже использованную воду. Сколько людей должны потрудиться, чтобы опять очистить эту воду.
Выучим правила пользования водой.
1. Закрывать кран с водой.
2. Не пускать воду сильной струей.
3. Набирать столько воды, сколько необходимо, не наполнять ванну доверху.
4. Содержать реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять, (Удары по столу пальчиками. Левая начинает с мизинца, правая— с большого пальца.)
Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)
Шел неспешно, по привычке, («Шагают» средним и указательным пальчиками
А куда ему спешить? обеих рук по столу.)
Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то ладонями, то
«По газону не ходить!» кулачками по столу.)
Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши.)
— Ох! (Один хлопок.)
И ушел. (Ритмичные хлопки по столу.)
Газон засох.
Я предлагаю вам составить рассказы по картинкам. Дети делятся на группы по 2 человека, выбирают картинку и сочиняют рассказ.
Рассказы детей по серии сюжетных картинок.