Лучший педагог года

Конспект открытого занятия развитию речи. Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Светлана Егорова
Конспект открытого занятия развитию речи. Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Конспект открытого занятия

по образовательной области «Речевое развитие».

Тема - Пересказ сказки «У страха глаза велики».

Выполнила

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад №32 «Улыбка»

Егорова Светлана Вениаминовна

Новочебоксарск 2015

Публикация «Конспект открытого занятия развитию речи, Пересказ сказки „У страха глаза велики“» размещена в разделах

Предмет: занятие по развитию речи

Тема: пересказ сказки «У страха глаза велики»

Продолжительность: 30 минут

Группа: подготовительная к школе группа

Технологии: мультимедийное оборудование, магнитофон

Аннотация:

Закрепить умение детей пересказывать сказку, используя модели схемы. На этом занятии развивается связная речь детей, развивается память, мышление и воображение. В ходе занятия использовались мультимедийное оборудование с иллюстрациями сказок, магнитофон, технология ТРИЗ для развития воображения и мышления детей.

Конспект занятия :

Цель привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.

Задачи:

Обучающие: Формировать умение содержательно и выразительно пересказывать литературный текст. Привлечь внимание детей к выразительным средствам; развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.

Развивающие : развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные: воспитание читателя, способного испытать сострадание и сочувствие героям книги. Развитие у детей чувства юмора.

воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки, коллективизм, толерантность.

Оборудование и материалы: презентация сказки, иллюстрации к игре «Угадай сказку» на мультимедийном оборудовании, ширмы-передвижки с иллюстрациями сказок, магнитофон, схемы для пересказа сказок.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Методы и приё мы: Сюрпризный момент, беседа, чтение сказки, физкультминутка-драматизация, музыкальное сопровождение, игра «Продолжи сказку», последовательный пересказ сказки.

Ход занятия

(В костюме Сказочницы входит воспитатель.)

Сказочница : Здравствуйте, дорогие ребята. Я – сказочница. Пришла я к вам из волшебной страны сказок и очень люблю рассказывать их детям. У меня ларец, а в ларце предмет. И вы узнаете что это, как только загадку разгадаете.

Не куст, а с листочками не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)

Вот я к вам сегодня принесла книгу, не просто книгу, а с волшебными сказками.

– Скажите, любите ли вы сказки? (Ответы.)

– Вижу, все любят!

– А почему вы любите сказки? (Ответы.)

– Конечно же, интересно. Сказки – это такие произведения, которые слушают. Бабушка или мама, дедушка или папа, воспитательница в детском саду или даже артист со сцены рассказывают вам сказки вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и слушаете…

– А какие бывают сказки? (Ответы.)

– Хорошо, молодцы, много сказок знаете. Сказок очень много. Но мы сегодня с вами поговорим о русских народных сказках.

Русские народные сказки бывают волшебные, бытовые (Быт - повседневная жизнь) и сказки о животных. Я вас приглашаю попутешествовать и узнать получше о сказках. В этом нам поможет мой клубочек, он волшебный. Куда покатится сейчас узнаем.

Вот прикатился наш клубок. Что здесь у нас, давайте прочитаем: Волшебные сказки.

В волшебных сказках происходят превращения и чудеса. Например: лягушка – в царевну, волшебная палочка может исполнить любое желания, скатерть-самобранка накормить всех, шапка-невидимка сделать невидимым.

– Какие волшебные сказки вы знаете? («Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Мальчик-с-пальчик»).

Молодцы! Прекрасно знаете сказки.

Катись клубочек по дорожке.

Ну теперь мы прикатили к бытовым сказкам.

В бытовых сказках тоже происходят чудеса, но чудеса земные, которые происходят с нами, в нашей жизни. Они вызывают иронию – смех и грусть одновременно. Высмеиваются плохие черты характера, такие как трусость, жадность, глупость. А такие черты характера как находчивость, смекалка, ум - вызывают восхищение и удивление. В этих сказках описываются отношения людей.

– Какие бытовые сказки вы знаете? («Каша из топора», «Как поп работницу нанимал», «Дочь-семилетка», «Не любо – не слушай», «Про нужду», «Чего на свете не бывает»).

Вспомнили сказки, а клубочек дальше катится…

Сказки о животных.

– В сказках о животных – главные герои животные и звери. В этих сказках они часто говорят как люди, у каждого зверя свой характер: лиса в сказках всегда хитрая и лукавая, медведь – ленивый, осел – глупый. («Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Белая уточка», «Лиса и журавль», «Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей»).

– А теперь скажите, как обычно начинается сказка? Правильно, «Жили – были», «В некотором царстве, В некотором государстве…», «Жили-были дед и баба…». – А как заканчивается сказка? Правильно, если свадьба – это женятся хорошие добрые герои. А что со злыми происходит? Верно, их наказывают. А оставшиеся герои живут и поживают и…кто подскажет?. Правильно, добра наживают! Если же дело кончается пиром? Что говорит рассказчик?. Конечно: «Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Концовка сказки всегда бывает хорошая, в сказке всегда побеждает добро, а зло наказывается. Молодцы.

Я к вам пришла не с простыми руками. В моей корзиночке есть сказочные персонажи. Я их сейчас выставлю, а вы мне скажете из каких они сказок?

– В какой сказке живёт бабка? (Воспитатель достаёт рисунок бабки.)

– В какой сказке живёт внучка? (Воспитатель достаёт рисунок внучки).

– В какой сказке живёт курочка? (Воспитатель достаёт рисунок курочки).

– В какой сказке живёт мышка? (Воспитатель достаёт рисунок мышки).

– В какой сказке живёт зайчик? (Воспитатель достаёт рисунок).

– А в какой сказке эти герои живут все вместе?

Вот сегодня, ребятки, я расскажу вам сказку, где живут вместе эти сказочные герои. И называется она: «У страха глаза велики».

Чтение сказки или прослушивание аудио записи.

«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки вёдра были большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки с напёрсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из лужицы, а мышка – из следа от поросячьего копытца.

Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки – трёх! Плёх! У курочки – трёх-трёх! Плёх-плёх! У мышки – трёх-трёх-трёх! Плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп – и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашими водоносами под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабушка охает:

– Ой! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

– Бабушка, волк-то какой страшный на мен наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

– Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

– Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!».

Верно говорят: «У страха глаза велики : чего нет, и то видят».

Воспитатель: Скажите, сказка эта смешная или грустная? (Ответы.)

Смешная, потому что все герои испугались. И грустная оттого же, что все герои испугались, оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Нам жалко этих героев и смешно над ними. Ведь и бояться-то было нечего, всё началось с яблока, которое упало зайцу на голову. А затем герои сказки выдумали себе страхи, испугались того, чего нет. В жизни нашей также случаются такие истории, когда мы напрасно чего-то боимся.

Можно назвать её волшебной? (Ответы.) Да, волшебства тут никакого нет, никто на ковре – самолёте не летает, на царевне не женится. Простая бытовая сказка.

– А как начинается сказка, так называемая присказка? (Ответы.)

– Скажите, откуда брала воду бабушка? (Ответы.)

– Откуда брала воду внучка?. Не запомнили это слово «колода»? Оно и понятно. Ушло слово «колода» из современной речи. Колода – это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Не случайно внучка оттуда берёт воду – в колоде воды меньше, чем в колодце.

– А почему курочка берёт из лужицы? А мышка – из следа от поросячьего копытца? Какой он этот след? (Ответы.)

– Правильно, у них вё дра поменьше: у курочки с огурчик, а у мышки с напёрсточек. Посмотрите, какой он, этот напёрсточек. (Воспитатель показывает напёрсточек). Обычно им пользуются швеи, чтобы не уколоть палец.

– А есть ли в сказке повторы? Приведите примеры.

– Как вы думаете, почему у бабушки вода в вё драх плескалась так: «Трё-ё-х, плё-ё-х!», а у внучки – «Трёх! Плёх!» (Ответы.)

Физкультминутка.

– Покажите, как идёт бабушка и как идёт внучка. А кто пробежится за курочку и мышку? Как ветер подул? Как яблонька закачалась? Как зайчик прыгнул?

– Молодцы, как у вас всё хорошо получилось! Вы были как артисты.

– Скажите, для чего все наши герои носили воду? (Ответы.) Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку. У них ведь и огород был, значит, грядки надо было полить. А что растёт в огороде? (Ответы.) Правильно, и капуста, и морковка, и репка. Наверно, потому там и зайчик сидел – пришёл морковкой полакомиться.

– Кто первый испугался? (Ответы.) Верно, зайка. Его яблочко напугало, по голове стукнуло, а уж кого он испугал? (Ответы.)

Ребята, Скажите пожалуйста как бы вы поступили если бы на вас неожиданно налетел бы заяц?

Как вы думаете, а если бы зайка не испугался?

– Из сказки мы узнали, что бабушка, забежав в дом, сразу на лавку упала. И не случайно: лавка – то низенькая. Курочка взлетела на печку – на лежанку высокую, а мышка под печь схоронилась, т. е. спряталась.

– А почему внучка на печь не полезла, а за бабку спряталась? Ну, конечно, с перепугу – рядом с бабушкой не так страшно.

– А кто почудился зайке? (Ответы). Помните, как называется наша сказка? Как заканчивается?

Второе чтение.

– А теперь ребята, давайте попробуем пересказать сказку по нашей схеме, при помощи рисунков (пересказ детей 1,2 человека).

Итог занятия. Мы сегодня с вами прочитали сказку «У страха глаза велики». Что же из этого мы поняли? Чему она нас научила? Почему вы так думаете?

Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок.

Молодцы, наше занятие подошло к концу. До свидания, ребята.

Публикации по теме:

Комплексное занятие в старшей (разновозрастной) группе детского сада по русской народной сказке «У страха глаза велики» Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества. Задачи: Воспитательные: воспитывать положительные.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие». Пересказ рассказа Н. Д. Калининой «Про снежный колобок» МАДОУ ЦРР№2 «Дельфин» Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» (старший.

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Тридевятое царство» Целевые установки: формирование интереса к слову, к значению слова; развитие речи детей. Область «Развитие речи»: - формировать у детей.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Образовательная область: речевое развитие Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза вели». Программное содержание: - познакомить.

Конспект занятия по речевому развитию для детей 6–7 лет «У страха глаза велики» Конспект занятия по речевому развитию для детей 6 -7 лет Тема: «У страха глаза велики» Задачи на развитие познавательных способностей: вызывать.

Конспект занятия «Транспорт» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Цель: закреплять знания о видах транспорта, действия, которые они совершают и активизировать словарный запас по теме «Транспорт» Задачи:.

Пересказ художественного произведения. Русская народная сказка «У страха глаза велики» (старшая группа) Цель: учить понимать эмоционально-образное содержание произведения; помочь понять содержание сказки «У страха глаза велики»; обратить внимание.

Пересказ сказки «У страха глаза велики» Цель: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, используя мнемотаблицу, выразительно передавая.

Занятие по развитию речи — чтение сказки «У страха глаза велики»Занятие по развитию речи — чтение сказки «У страха глаза велики» Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики». Цель: напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой.

Занятие по развитию речи детей подготовительной группы. Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» Образовательная область: Развитие речи. Вид деятельности: непосредственно-образовательная. Возрастная группа: подготовительная. Тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия развитию речи. Пересказ сказки «У страха глаза велики»
Опубликовано: 21 ноября 2015 в 23:11
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД