Папки-передвижки

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей ТНР

Наталья Хохлюк
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей ТНР

Тема: «Дифференциация звуков (Ж - З)».

[i]Задачи:[/i]

Закреплять знания о согласных звуках (Ж, З).

Закреплять произношение звуков (Ж – З) в слогах, словах, предложениях.

Закреплять понятия: звук, буква, согласный звук, слог, слово, предложение.

Дифференцировать понятия: «звук - буква», «глухой – звонкий звуки», «твёрдый – мягкий звуки».

Упражняться в звуковом анализе и синтезе слов.

Закреплять умение произносить слоги, слова, предложения чётко, выразительно.

Закреплять навык отвечать на вопросы полным ответом.

Закреплять графический образ букв: Ж, З.

Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей ТНР» размещена в разделах

Учиться навыкам сотрудничества, инициативности, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование:

Домик согласных звуков; презентация; наглядные модели для: - определения характеристики звука, - определения артикуляции звуков, - дифференциации понятий звук – буква, - закрепления правила ШИ, ЖИ; комар и жук на палочках; палочка – помогалочка; тетради; простые карандаши; буквы З, Ж; карточки со слогами; карточки «смайлики – эмоции»;.

Ход занятия.

1. Игра – приветствие (стоя в кругу).

День весенний настаёт,

Солнце яркое встаёт,

Птица ранняя поёт,

Нас на улицу зовёт:

Скорее просыпайтесь,

Бодритесь, улыбайтесь!

Быть добрыми старайтесь!

(авт. стихи)

2. Выделение звуков (Ш, С). Объявление темы.

(Презентация).

- Сегодня мы будем учиться различать звуки, а какие вы догадаетесь сами. Послушайте предложения.

1. На лужайке жук жужжит: Ж-Ж-Ж.

- Какой звук звучал чаще?

2. За берёзой комар звенит: З-З-З.

- Какой звук звучал чаще в этом предложении?

- Итак, какие звуки мы сегодня будем учиться различать? (Ж-З).

Дети приглашаются за столы.

- Игры на звуки (Ж, (З) нам принесли сегодня друзья: жук Жак и комар Захар.

3. Произнесение изолированных звуков Ж, З. Выяснение артикуляции и характеристики звуков (Ж, З).

А). – Давайте споём песенку Жака низким голосом, на одном дыхании: Ж-Ж-Ж.

- А теперь споём песенку Захара высоким голосом, на одном дыхании: З -З -З.

Б). Игра «Расскажи о звуке» (артикуляция звуков).

С помощью наглядной модели для определения артикуляции звуков.

- Ещё раз произнесите любимый звук жука Жака. Расскажите, как правильно и красиво произнести этот звук.

Губы немного вытянуты. Язык в виде чашечки поднят вверх. Боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам. Кончик языка у бугорков за верхними зубами. Между кончиком языка и бугорками образуется щель, в которую проходит воздух.

- Теперь произнесите любимый звук комара Захара. Расскажите, как правильно и красиво произнести звук (З).

Губы в улыбке. Широкий язык лежит за нижними зубами. Кончик языка упирается в нижние зубы. Воздух проходит через щёлочку, которая образуется между языком и верхними зубами.

В). Игра «Какой звук?» (определение характеристики звуков).

(С использованием наглядной модели «Определи, какой звук»).

4. Игра «Повторюшки».

- Жак и Захар предлагают вам поиграть в игру «Повторюшки».

ЗА- ЖА- ЗУ- ЖУ ЗО- ЗО-ЖО- ЗО ЖУ- ЗУ -АЖ- АЗ

ИЖ- ИЗ- ЭЗ- ЭЖ ЗЫ- ЖУ -ЖА- ЗА ИЗ- ИЖ- ЖИ- СЫ

ЗА- ЖУ- ЗЫ- ЖО ЖА- ЗА- ЗА- ЖО ЗЫ- ЖИ- ЗО -ЖУ

УЗ- ИЖ- ОЗ- ЭЖ ЖА- ЗО -ЖО -ЗА АЗ- ЫЖ- ИЗ-ОЖ

- Молодцы, вы правильно произнесли слоги.

5. Игра «Запомни - повтори».

- Я прочитаю вам рассказ о друзьях «Как комар Захар и жук Жак ходили друг к другу в гости» (авторск. ). Вы внимательно слушайте его и запоминайте слова со звуками (З) и (Ж).

Однажды жук Жак и комар Захар встретились на лужайке. Они поздоровались.

– З-З-З – сказал Захар.

- Ж-Ж-Ж – ответил Жак.

Захар зазвенел своим тоненьким голоском:

- Залетай ко мне завтра на завтрак.

- Хорошо. Ж-Ж-Ж – залечу. Спасибо за приглашение.

На следующий день жук прилетел в гости к комару и принёс ему в подарок ветку жасмина. Захар поставил её в зелёную вазу. Потом друзья стали завтракать. Комар Захар угощал друга замечательной запеканкой. А вместо чая был подан вкусный морс из земляники. Жук поблагодарил друга за вкусный завтрак и в ответ пригласил Захара в гости на ужин. Захар весело запищал: З-З-З и согласился.

Вечером комар прилетел к товарищу и тоже не с пустыми лапками. Он принёс Жаку веточку мимозы. Жак поставил мимозу в красивую жестяную баночку и принялся угощать Захара. Он красиво расставил на журнальном столике угощения: ржаные хлебцы в кружевных блюдечках и ежевичное желе в жёлтой вазочке. А в оранжевые чашки был разлит чай с жимолостью. Комар Захар поблагодарил жука за ужин и сказал: «Как хорошо дружить!»

- Назовите слова из рассказа на звук (З).

- Назовите слова из рассказа на звук (Ж).

6. Игра «Подарки друзьям».

Презентация + комар и жук на палочках.

По 1 ряду продвигается комарик, по 2 – жучок.

- У кого в руке комарик или жучок, выбирает картинку в подарок. Комарику Захару – на звук -? (З, а жучку Жаку – на звук (Ж). Обязательно говорите, где находится звук: вначале или середине слова.

Журавль, ваза, лыжи, замок, журнал, динозавр, снежинка, забор, жилет, гроза, пижама, этажерка, заяц.

Образец ответа: Я подарю Захару картинку замок. В слове з–з–замок звук (З) слышится в начале слова.

7. Игра «Запишем слова звуками».

У каждого ребёнка своё слово, изображённое на картинке. Дети выкладывают звуковую схему слов звуковыми фишками.

ВАЗА, ЖУК, ЖУКИ, ЗАМОК, ПИЖАМА, ЗАНОЗЫ, ЗОНТ, КОЗЫ, УЖИ, ПИЖАМЫ.

Взаимопроверка.

- Разделите свои слова на слоги.

- Поднимите руку, у кого в слове 1 слог. Произнесите своё слово.

- Поднимите руку, у кого в слове 2 слога. Произнесите своё слово по слогам.

- Поднимите руку, у кого в слове 3 слога. Произнесите своё слово по слогам.

8. Игры на ковре.

А). Динамическая пауза.

Золотым весенним днём

Звонко песню мы поём.

А в траве жужжат жуки,

Лезут звери из норы.

Зайка вылез из кустов,

Прыгать он всегда готов.

Выползает скользкий уж,

Жабы прыгают из луж.

Б). Игра «Поймай слово за хвост» (с «палочкой – помогалочкой», сидя на ковре.

- Захар и Жак любят играть в слова. Они предлагают вам игру «Поймай слово за хвост». Из слов убежал последний слог: из одних слов – слог ЗЫ, из других - слог ЖИ. Надо вернуть в неоконченное слово либо слог ЗЫ, либо слог ЖИ, чтобы получилось целое слово.

Н -р, берё ЗЫ, мор ЖИ.

- Я называю вам неоконченное слово, а вы должны назвать целое слово. У кого в руках палочка – помогалочка, тот и отвечает.

но – (жи)

зано –(зы)

у – (жи)

та –(зы)

гара – (жи)

по – (зы)

экипа – (жи)

ро – (зы)

пля – (жи)

гро – (зы)

лу – (жи)

ва – (зы)

ко - (зы)

В). Игра «Соберём слова из слогов».

Каждому ребёнку выдаются карточки с написанными слогами, из которых надо составить слова.

ЗОН–ТЫ, ЖАС- МИН, ПИ-ЖА-МА, ЗА-МОК, КО-ЗА, ВА-ЗА, КО-ЖА, НО-ЖИ, ЖА-БА, У-ЖИ, ТА-ЗЫ, ВА-ЗЫ, ЖА-БЫ.

9. Игра «Придумай предложение». Составление предложений по опорным словам.

Проводится на ковре, сидя на стульчиках. Каждому ребёнку устно даётся своё словосочетание + опорная картинка.

- А сейчас мы с вами покажем нашим друзьям, как научились составлять предложения.

Зелёная пижама, оранжевый зонтик, жёлтая ваза, ползут ужи, живёт заяц, крыжовник – корзина, лужок – зайцы, берёза – жук, Зоя – флажок, Женя – загорает, Захар – пижама, забавная жаба.

10. Закрепление букв З, Ж. Проводится за столами.

А). Игра «Исправим неправильные буквы».

На каждого ребёнка – лист с написанными буквами З и Ж правильными и неправильными.

- Давайте вспомним одно очень важное правило – про звуки и буквы (нагл. модель).

Мы звук произносим и слышим,

А букву мы видим и пишем.

- Вспомним, как пишутся печатные буквы Ж и З.

- Из каких элементов состоит буква З? В какую сторону пишется? (пишу под диктовку детей на доске).

- Из каких элементов состоит буква Ж? (пишу под диктовку детей на доске).

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Исправим неправильные буквы». Комар Захар и жук Жак писали буквы З и Ж, но некоторые буквы написали неправильно. Нужно зачеркнуть неправильно написанные буквы и сверху подписать правильные.

Б). Игра «Вставь пропущенную букву».

Слова написаны в индивидуальных тетрадях. Каждому ребёнку по 1 слову.

- Поможем жуку и комару восстановить слова. В этих словах не хватает буквы З или Ж. Но сначала вспомним ещё 1 правило – правило букв Ш и Ж:

ШИ, ЖИ пиши с буквой И (С использованием нагл. модели).

…УК, …ОНТ, КО…Ы, …УБ, …АБА, …ВУК, НО…И, ТА…Ы, ДО…ДИК, …УКИ, …УБЫ, …АПАХ, …АБЫ.

11. Рефлексия.

- Какие звуки мы учились сравнивать?

- Назовите слова на звук (Ж).

- Назовите слова на звук (З).

- Какая игра вам понравилась больше всего?

- Кому было сложно справляться с заданиями?

- Выберите карточку с той эмоцией, которая соответствует вашему настроению и поднимите её (у каждого ребёнка набор карточек с изображением разл. эмоций: радости, огорчения, равнодушия).

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР «Путешествие в осенний лес» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР по теме «Путешествие.

Конспект НОД по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности «Ознакомление с буквой Я»Конспект НОД по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности «Ознакомление с буквой Я» Тема: «Ознакомление с буквой –Я-» Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет) Цель: создать условия для развития фонематических процессов,.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни насекомых, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте «В поисках Азбуки» в подготовительной группе Конспект открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) «В поисках Азбуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми.

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «Моя семья» Открытая НОД на тему: «Моя семья» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут.

Конспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ё Задачи: познакомить детей с буквой Ё, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ю Задачи: познакомить детей с буквой Ю, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему «День Победы» ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «День Победы» Подготовила и провела:.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей ТНР
Опубликовано: 30 марта 2020 в 09:20
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД