МААМ-картинки

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей ТНР

Наталья Хохлюк
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Дифференциация звуков (Ж - З)».

[i]Задачи:[/i]

Закреплять знания о согласных звуках (Ж, З).

Закреплять произношение звуков (Ж – З) в слогах, словах, предложениях.

Закреплять понятия: звук, буква, согласный звук, слог, слово, предложение.

Дифференцировать понятия: «звук - буква», «глухой – звонкий звуки», «твёрдый – мягкий звуки».

Упражняться в звуковом анализе и синтезе слов.

Закреплять умение произносить слоги, слова, предложения чётко, выразительно.

Закреплять навык отвечать на вопросы полным ответом.

Закреплять графический образ букв: Ж, З.

Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей ТНР» размещена в разделах

Учиться навыкам сотрудничества, инициативности, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование:

Домик согласных звуков; презентация; наглядные модели для: - определения характеристики звука, - определения артикуляции звуков, - дифференциации понятий звук – буква, - закрепления правила ШИ, ЖИ; комар и жук на палочках; палочка – помогалочка; тетради; простые карандаши; буквы З, Ж; карточки со слогами; карточки «смайлики – эмоции»;.

Ход занятия.

1. Игра – приветствие (стоя в кругу).

День весенний настаёт,

Солнце яркое встаёт,

Птица ранняя поёт,

Нас на улицу зовёт:

Скорее просыпайтесь,

Бодритесь, улыбайтесь!

Быть добрыми старайтесь!

(авт. стихи)

2. Выделение звуков (Ш, С). Объявление темы.

(Презентация).

- Сегодня мы будем учиться различать звуки, а какие вы догадаетесь сами. Послушайте предложения.

1. На лужайке жук жужжит: Ж-Ж-Ж.

- Какой звук звучал чаще?

2. За берёзой комар звенит: З-З-З.

- Какой звук звучал чаще в этом предложении?

- Итак, какие звуки мы сегодня будем учиться различать? (Ж-З).

Дети приглашаются за столы.

- Игры на звуки (Ж, (З) нам принесли сегодня друзья: жук Жак и комар Захар.

3. Произнесение изолированных звуков Ж, З. Выяснение артикуляции и характеристики звуков (Ж, З).

А). – Давайте споём песенку Жака низким голосом, на одном дыхании: Ж-Ж-Ж.

- А теперь споём песенку Захара высоким голосом, на одном дыхании: З -З -З.

Б). Игра «Расскажи о звуке» (артикуляция звуков).

С помощью наглядной модели для определения артикуляции звуков.

- Ещё раз произнесите любимый звук жука Жака. Расскажите, как правильно и красиво произнести этот звук.

Губы немного вытянуты. Язык в виде чашечки поднят вверх. Боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам. Кончик языка у бугорков за верхними зубами. Между кончиком языка и бугорками образуется щель, в которую проходит воздух.

- Теперь произнесите любимый звук комара Захара. Расскажите, как правильно и красиво произнести звук (З).

Губы в улыбке. Широкий язык лежит за нижними зубами. Кончик языка упирается в нижние зубы. Воздух проходит через щёлочку, которая образуется между языком и верхними зубами.

В). Игра «Какой звук?» (определение характеристики звуков).

(С использованием наглядной модели «Определи, какой звук»).

4. Игра «Повторюшки».

- Жак и Захар предлагают вам поиграть в игру «Повторюшки».

ЗА- ЖА- ЗУ- ЖУ ЗО- ЗО-ЖО- ЗО ЖУ- ЗУ -АЖ- АЗ

ИЖ- ИЗ- ЭЗ- ЭЖ ЗЫ- ЖУ -ЖА- ЗА ИЗ- ИЖ- ЖИ- СЫ

ЗА- ЖУ- ЗЫ- ЖО ЖА- ЗА- ЗА- ЖО ЗЫ- ЖИ- ЗО -ЖУ

УЗ- ИЖ- ОЗ- ЭЖ ЖА- ЗО -ЖО -ЗА АЗ- ЫЖ- ИЗ-ОЖ

- Молодцы, вы правильно произнесли слоги.

5. Игра «Запомни - повтори».

- Я прочитаю вам рассказ о друзьях «Как комар Захар и жук Жак ходили друг к другу в гости» (авторск. ). Вы внимательно слушайте его и запоминайте слова со звуками (З) и (Ж).

Однажды жук Жак и комар Захар встретились на лужайке. Они поздоровались.

– З-З-З – сказал Захар.

- Ж-Ж-Ж – ответил Жак.

Захар зазвенел своим тоненьким голоском:

- Залетай ко мне завтра на завтрак.

- Хорошо. Ж-Ж-Ж – залечу. Спасибо за приглашение.

На следующий день жук прилетел в гости к комару и принёс ему в подарок ветку жасмина. Захар поставил её в зелёную вазу. Потом друзья стали завтракать. Комар Захар угощал друга замечательной запеканкой. А вместо чая был подан вкусный морс из земляники. Жук поблагодарил друга за вкусный завтрак и в ответ пригласил Захара в гости на ужин. Захар весело запищал: З-З-З и согласился.

Вечером комар прилетел к товарищу и тоже не с пустыми лапками. Он принёс Жаку веточку мимозы. Жак поставил мимозу в красивую жестяную баночку и принялся угощать Захара. Он красиво расставил на журнальном столике угощения: ржаные хлебцы в кружевных блюдечках и ежевичное желе в жёлтой вазочке. А в оранжевые чашки был разлит чай с жимолостью. Комар Захар поблагодарил жука за ужин и сказал: «Как хорошо дружить!»

- Назовите слова из рассказа на звук (З).

- Назовите слова из рассказа на звук (Ж).

6. Игра «Подарки друзьям».

Презентация + комар и жук на палочках.

По 1 ряду продвигается комарик, по 2 – жучок.

- У кого в руке комарик или жучок, выбирает картинку в подарок. Комарику Захару – на звук -? (З, а жучку Жаку – на звук (Ж). Обязательно говорите, где находится звук: вначале или середине слова.

Журавль, ваза, лыжи, замок, журнал, динозавр, снежинка, забор, жилет, гроза, пижама, этажерка, заяц.

Образец ответа: Я подарю Захару картинку замок. В слове з–з–замок звук (З) слышится в начале слова.

7. Игра «Запишем слова звуками».

У каждого ребёнка своё слово, изображённое на картинке. Дети выкладывают звуковую схему слов звуковыми фишками.

ВАЗА, ЖУК, ЖУКИ, ЗАМОК, ПИЖАМА, ЗАНОЗЫ, ЗОНТ, КОЗЫ, УЖИ, ПИЖАМЫ.

Взаимопроверка.

- Разделите свои слова на слоги.

- Поднимите руку, у кого в слове 1 слог. Произнесите своё слово.

- Поднимите руку, у кого в слове 2 слога. Произнесите своё слово по слогам.

- Поднимите руку, у кого в слове 3 слога. Произнесите своё слово по слогам.

8. Игры на ковре.

А). Динамическая пауза.

Золотым весенним днём

Звонко песню мы поём.

А в траве жужжат жуки,

Лезут звери из норы.

Зайка вылез из кустов,

Прыгать он всегда готов.

Выползает скользкий уж,

Жабы прыгают из луж.

Б). Игра «Поймай слово за хвост» (с «палочкой – помогалочкой», сидя на ковре.

- Захар и Жак любят играть в слова. Они предлагают вам игру «Поймай слово за хвост». Из слов убежал последний слог: из одних слов – слог ЗЫ, из других - слог ЖИ. Надо вернуть в неоконченное слово либо слог ЗЫ, либо слог ЖИ, чтобы получилось целое слово.

Н -р, берё ЗЫ, мор ЖИ.

- Я называю вам неоконченное слово, а вы должны назвать целое слово. У кого в руках палочка – помогалочка, тот и отвечает.

но – (жи)

зано –(зы)

у – (жи)

та –(зы)

гара – (жи)

по – (зы)

экипа – (жи)

ро – (зы)

пля – (жи)

гро – (зы)

лу – (жи)

ва – (зы)

ко - (зы)

В). Игра «Соберём слова из слогов».

Каждому ребёнку выдаются карточки с написанными слогами, из которых надо составить слова.

ЗОН–ТЫ, ЖАС- МИН, ПИ-ЖА-МА, ЗА-МОК, КО-ЗА, ВА-ЗА, КО-ЖА, НО-ЖИ, ЖА-БА, У-ЖИ, ТА-ЗЫ, ВА-ЗЫ, ЖА-БЫ.

9. Игра «Придумай предложение». Составление предложений по опорным словам.

Проводится на ковре, сидя на стульчиках. Каждому ребёнку устно даётся своё словосочетание + опорная картинка.

- А сейчас мы с вами покажем нашим друзьям, как научились составлять предложения.

Зелёная пижама, оранжевый зонтик, жёлтая ваза, ползут ужи, живёт заяц, крыжовник – корзина, лужок – зайцы, берёза – жук, Зоя – флажок, Женя – загорает, Захар – пижама, забавная жаба.

10. Закрепление букв З, Ж. Проводится за столами.

А). Игра «Исправим неправильные буквы».

На каждого ребёнка – лист с написанными буквами З и Ж правильными и неправильными.

- Давайте вспомним одно очень важное правило – про звуки и буквы (нагл. модель).

Мы звук произносим и слышим,

А букву мы видим и пишем.

- Вспомним, как пишутся печатные буквы Ж и З.

- Из каких элементов состоит буква З? В какую сторону пишется? (пишу под диктовку детей на доске).

- Из каких элементов состоит буква Ж? (пишу под диктовку детей на доске).

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Исправим неправильные буквы». Комар Захар и жук Жак писали буквы З и Ж, но некоторые буквы написали неправильно. Нужно зачеркнуть неправильно написанные буквы и сверху подписать правильные.

Б). Игра «Вставь пропущенную букву».

Слова написаны в индивидуальных тетрадях. Каждому ребёнку по 1 слову.

- Поможем жуку и комару восстановить слова. В этих словах не хватает буквы З или Ж. Но сначала вспомним ещё 1 правило – правило букв Ш и Ж:

ШИ, ЖИ пиши с буквой И (С использованием нагл. модели).

…УК, …ОНТ, КО…Ы, …УБ, …АБА, …ВУК, НО…И, ТА…Ы, ДО…ДИК, …УКИ, …УБЫ, …АПАХ, …АБЫ.

11. Рефлексия.

- Какие звуки мы учились сравнивать?

- Назовите слова на звук (Ж).

- Назовите слова на звук (З).

- Какая игра вам понравилась больше всего?

- Кому было сложно справляться с заданиями?

- Выберите карточку с той эмоцией, которая соответствует вашему настроению и поднимите её (у каждого ребёнка набор карточек с изображением разл. эмоций: радости, огорчения, равнодушия).

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР «Путешествие в осенний лес» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР по теме «Путешествие.

Конспект НОД по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности «Ознакомление с буквой Я»Конспект НОД по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности «Ознакомление с буквой Я» Тема: «Ознакомление с буквой –Я-» Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет) Цель: создать условия для развития фонематических процессов,.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни насекомых, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте «В поисках Азбуки» в подготовительной группе Конспект открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) «В поисках Азбуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми.

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «Моя семья» Открытая НОД на тему: «Моя семья» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут.

Конспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ё Задачи: познакомить детей с буквой Ё, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ю Задачи: познакомить детей с буквой Ю, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему «День Победы» ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «День Победы» Подготовила и провела:.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей ТНР
Опубликовано: 30 марта 2020 в 09:20
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Хохлюк (УИ 1323314) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД