Елена Бабинян
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Как узнать птиц?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Как узнать птиц?».
Содержание:
- Введение
- Теоретическая часть
- Практическая часть
Введение
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитии у детей элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях.
Публикация «Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста „Как узнать птиц?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде, в той или иной форме, соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки и даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Из пристального внимания к природе и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.
Тяжелая экологическая ситуация не только в нашей стране, но и в мире целом принуждает людей занятых в сфере образования уделить особое внимание экологическому воспитанию детей.
На наших с детьми занятиях мы обратились к важной части живой природы - птицам. Закрепляем знания детей о разнообразии птичьего мира, формируем интерес и любовь к пернатым, учим выделять и называть их характерные особенности.
На участке дети могут круглый год наблюдать некоторых птиц, с помощью этих наблюдений мы закрепляем полученную информацию на занятиях.
Поздней осенью и зимой в это трудное для птиц время на участке детского сада мы установили кормушки, и я старалась привлечь детей к подкормке птиц и наблюдений за ними.
Вывод: Благодаря полученным знаниям и в непосредственном участии детей в педагогическом процессе, у дошкольников формируется задатки гуманного отношения к окружающей их живой природе.
Цель: Закрепить знания детей о птицах посредством дидактических игр и познавательно-исследовательской деятельности, формировать у детей обобщенное представление о птицах, как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение: две ноги, две крыла, клюв, перья.
Задачи:
Дидактическая:
- Развивать у детей интерес к жизни птиц;
- Познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы;
Коррекционная:
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера, доказательно строить суждение.
Воспитательная :
- Воспитывать интерес к природе;
- Воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.
Игровая:
- Игровой персонаж - Незнайка (взрослый) .
Материал :фланелеграф, картинки с изображением птиц, пища для птиц, модели ног и крыльев птиц, игрушка самолет.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за птицами на прогулке.
2. Рисование модели частей тела птиц.
3. Чтение сказок и рассказов познавательного характера.
4. Беседы на тему.
Ход занятия:
Организационный момент:
1. Д/и ""Назови лишнее"- воробей, снегирь, заяц, голубь.
2. Назовите осенние месяцы?
3. Где живет птица? (в гнезде)
4. Как называют детеныша индюка (индюшонок)
5. А теперь будем отгадывать загадки:
- Непоседа пестрая, птица говорливая, самая болтливая.
/СОРОКА/.
- На одной ноге стоит, в воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат.
/ЦАПЛЯ/.
- Кто в беретке ярко-красной
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
/ДЯТЕЛ/.
На фланелеграфе выставляются картинки с изображением различных птиц. В группу приходит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! А кто это у вас? Жуки?
Воспитатель : Ребята, что это Незнайка говорит? Разве он прав? Кто изображен на картинках?
Дети: Это птицы.
Незнайка: Ребята, как вы узнали, что это птицы? Научите меня.
Воспитатель : Ребята, давайте научим Незнайку узнавать птиц и не путать их с другими животными! Назовите, какие птицы изображены на картинках?
(Незнайка ошибается, дети его поправляют).
Незнайка: Ой, ребята! Они все такие разные. И как вы их запомнили? А я все равно не понял, почему вы их всех называете птицами?
Воспитатель : Да, Незнайка, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Но чем-то они и похожи. Давайте, ребята, расскажем Незнайке, чем отличаются птицы?
Ответы детей.
Воспитатель : А теперь по порядку расскажем Незнайке, чем все птицы похожи друг на друга. Давайте расскажем ему про ноги птиц.
(Воспитатель предлагает детям картинки с изображением разных сред обитания).
Воспитатель : Почему у цапли такие длинные ноги?
Ответы детей : (Цапля живет на болоте)
Воспитатель : Многие птицы, которые живут на болоте, имеют длинные ноги. Посмотрите на картинку.
(Воспитатель показывает модели птиц, живущих на болоте).
Воспитатель : Почему у пеликана ноги с перепонками?
Дети: Она живет на воде, плавает.
Воспитатель : Птицы, которые плавают, имеют ноги с перепонками. (Показывает модель ног птиц, живущих на болоте).
Воспитатель : Ребята, почему у попугая маленькие короткие ножки с цепкими коготками?
Дети: Потому что живет на деревьях, цепляется за ветки.
Воспитатель : Птицы, живущие на деревьях, имеют цепкие когти. (Показывает модель ног птиц, живущих на деревьях).
Воспитатель : Что еще у птиц разное?
Дети: Клювы.
Воспитатель : Почему у птиц разные клювы?
Дети: Они едят разную пищу.
(Дети подбирают картинки с птицами к картинкам с соответствующей пищей).
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, для чего пеликану такой большой клюв?
Дети: Он питается рыбой, заглатывая ее целиком.
(Дети подбирают модель клюва).
Воспитатель : Может ли у дятла быть такой маленький клюв, как у ласточки? Почему?
Дети: Длинным, сильным клювом он достает из-под коры личинок и насекомых.
Воспитатель : Почему у попугая и голубя такие крепкие загнутые клювы?
Дети: Расщелкивают клювом семечки.
Дети разбирают модель клюва.
Воспитатель : Что еще разного у птиц?
Дети: Цвет перьев.
Воспитатель : Какого цвета перья у птиц? Ответы детей. Воспитатель : Птицы умеют плавать, ходить по земле, а самое главное, летать, Что им помогает летать?
Дети: Крылья.
Физкультминутка: "Лебеди".
Лебеди летят,
Крыльями машут
Прогнулись над водой,
Качают головой
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся,
На воду сели, посидели
И снова полетели.
(Дети сопровождают текст, соответствующими действиями имитируя движение лебедей).
Воспитатель : И крылья у птиц разные - большие и маленькие.
Незнайка: Нет, так можно запутаться. Все у птиц разное, а название одинаковое - птицы.
Воспитатель : Чем похожи все птицы? Давайте объясним Незнайке.
Ответы детей.
Воспитатель : Запоминай, Незнайка! Ноги у всех птиц разные, но у всех их по две, крылья разные, но у всех по два крыла. Клювы у всех птиц разные, но клюв у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями. (Выставляются модели птиц по мере выяснения их общих признаков).
Воспитатель : Как же мы отличаем птиц от других животных?
Незнайка: Я все понял! Теперь я никогда не спутаю птиц с другими животными. Сейчас я найду птицу (выбирает самолет). Смотрите, два крыла есть, клюв есть, две ноги (шасси).
Воспитатель : Ребята, правильно? Незнайка нашёл птицу?
Дети: Нет.
Воспитатель : Чем самолет похож на птицу? (Ответы детей). Почему самолет не птица? (ответы детей).
Воспитатель : Чтобы сказать о ком-то, что это птица, надо чтобы сразу было видно: и две ноги, и два крыла, и перья, и клюв.
Незнайка: Я понял теперь, я точно все понял! Как здорово у вас, я столько узнал нового, стал таким умным! А вы мне разрешите еще прийти к вам в гости?
Дети: Да. (Незнайка прощается, уходит).
Воспитатель : А мы сейчас будем рисовать птиц.