Конспект занятия тифлопедагога по ознакомлению с коми культурой в подготовительной группе для детей с нарушением зрения.

Виктория Полушина
Конспект занятия тифлопедагога по ознакомлению с коми культурой в подготовительной группе для детей с нарушением зрения.

Тема: "У Марпы в гостях" (открытое НОД по ознакомлению с Коми культурой).

Тип: комплексное.

Возраст: Подготовительная группа,6 - 7 лет.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

1. Фланелеграф демонстрационный, изображения предметов мебели – шкаф, скамьи, стол кровать и т. д.

2. Два нарисованных половика с орнаментом.

3. Изображение предметов национальной Коми одежды, обуви, головных уборов.

4. Карта с изображением охотничьих угодий.

5. Пособие «Окно» с изображениями животных проживающих в Коми республике.

6. Доска с изображением боровой дичи.

7. Натуральная деревянная посуда.

Раздаточный материал:

1. Картинки-задания «Варежка» (корректурная проба,

2. Схемы-пути передвижения к охотничьему угодью.

3. Индивидуальные фонарики.

4. Карточки-задания с изображением товара и стоимости.

5. Карты-схемы с изображением кухонной утвари.

6. Индивидуальные фланелеграфы с силуэтами кухонной утвари.

7. Перфокарта с изображением деревянных ложек и кружек.

8. Листы бумаги, карандаши, подставки.

Используемая литература: Ознакомление дошкольников с народной культурой Коми (зырян) средством музейной педагогики: методическое пособие/ сост. : З. В. Остапова, Т. И. Чудова, В. А. Муравьёва, И. Н. Набиулина, Т. А. Пьянкова; ГАОУДПО (пк) С РК «Коми республиканский институт развития образования». – Сыктывкар, 2012. – 96 с.

Предварительная работа:

1. Просмотр презентации «Коми край»,

2. Беседа «История Коми костюма»,

3. Чтение Коми сказок «Мишуткины рассказы»,

4. Рассматривание иллюстраций «Флора и фауна Коми республики»,

5. Подвижные Коми игры: "Стой олень", "Мышь и угол".

Программное содержание

Цель: Содействовать развитию познавательного интереса к жизни, традициям, обычаям народов Коми.

Задачи:

Образовательные:

1. Обобщать знания детей о Коми избе.

2. Расширять представления детей о прикладном искусстве народа Коми, характер предметов (узорное вязание, ткачество, изготовление деревянной посуды).

3. Обобщать знания детей о промысловой жизни Коми мужчин.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность.

2. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, темпа, навыков координации.

3. Развитие мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение).

Коррекционные:

1. Продолжать учить различать контрастные цвета и оттенки.

2. Учить выкладывать сюжет (на фланелеграфе, на индивидуальных фланелеграфах) по словесному указанию.

3. Развивать глубину пространства, расширять способы обследования предметов.

4. Развивать зрительно-моторную координацию (навык прослеживания глазами за действием руки).

5. Развивать умение ориентироваться на фланелеграфе: находить середину, стороны (слева, справа от середины, вверху, внизу, углы (правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний).

6. Закрепить ориентировку на себе и от себя. Обучать ориентироваться в пространстве с применением схем, планов; словесно обозначать направления, обозначенные на схеме пути.

7. Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность.

8. Закрепить у детей умение работать с таблицами (находить ряды, столбцы).

9. Развивать зрительное внимание (расширять объем внимания: сосредотачивать свое внимание на тех или иных предметах, развивать умение переключать свое внимание с одного объекта на другой).

10. Активизировать зрительные функции: прослеживающую, фиксацию взора, локализацию, цветоощущение, расслабление конвергенции.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к малой родине, желание изучать историю, природу Коми республики.

Методика проведения

Ход НОД:

1. Вводная часть:

Педагог: Ой, коді тайо? (Перевод) Кто это?

Дети: Ответы детей.

Педагог: Вида оланныд, дона ёртъяс! Водз тай но локтінныд. Они на шаньга пожавны сюйи. (Перевод) Здравствуйте, дорогие друзья. Рано пришли. Только шаньги поставила печь.

Педагог: Кокныто чышкалой да пырой. (Перевод) Ноги вытирайте да проходите.

Педагог: Пуксьой лабич выло. (Перевод) Сядьте на скамейку, погрейтесь возле печки (Дети вытирают ноги и присаживаются на скамью, рядом с печкой).

Педагог: Вайлой тодмасям. Мено шуоны Марпаон. (Перевод) Давайте познакомимся. Меня зовут Марпа. А вас?

Дети: Ответы детей.

Педагог: Мед пожасьо шаньгаыс, а ме коми муйылысь висьтала. (Перевод)

Пока пекутся шаньги, я вам про Коми землю-матушку немного расскажу. Вы что-то о ней знаете?

Дети: Ответы детей.

Конспект занятия тифлопедагога по ознакомлению с коми культурой в подготовительной группе для детей с нарушением зрения.

2. Основная часть:

Педагог: Ребята, пока я рассказываю, вы разминайте руки, после улицы-то замёрзли. Погрейте возле печеньки моей любимой. Дома у Коми народа были с виду некрасивые, но очень практичные. Большой дом был разделён на теплую и холодную половину. В холодной половине жили летом, её не топили, а зимой жили в теплой половине. Соединял эти половины коридор (посводз).

Дома строили из толстых сосновых или лиственных деревьев, полы – двойные из хвойных, чтоб сохранить тепло. Хотите, я вам покажу фотографию? Ой, она порвалась. Ребята, помогите, снова её собрать.

Упр. «Фотография».

На столе находятся картинные изображения предметов быта дома и большой фланелеграф. По указанию педагога дети выкладывают картинки, чтоб получилась «фотография».

1. Дверь (одзос) прикрепите в верхнюю край, поседине,

2. Окна (ошинь)– в правый край, посередине,

3. Полки для кухонной утвари – В левый вверхний угол,

4. Печь (пачь) – ближе к левому вверхнему углу,

5. Красный угол – в правый вверхний угол,

6. Скамьи (лабичъяс) – под красным углом и возле окон,

7. Стол (пызан) – возле скамьи,

8. Кровать хозяев (кровать) – левый нижний угол,

9. Сундук (сундук) - рядом с кроватью, возле стены,

10. Люлюка (потан) –недалеко от кровати и рядом с печкой, чтоб было теплее.

Педагог: Бур, бур. (перевод) Хорошо. Хорошо.

Педагог: Ребята, а половики-то забыли. Каждая хозяйка украшала избу красивыми половиками, чтоб показать семье какая она мастерица. Посмотрите на мою работу. В этих половиках спрятала я орнаменты (пасы, которые говорят кто здесь живёт и чем занимается. Попробуйте-ка их найти?

Упр. «Половики».

На столе перед детьми выкладываются 2 половика и ребятам надо найти среди узоров знакомые пасы.

Дети: Ответы детей.

Педагог: Коми (аньяс) девушки ткали не только половики, но и ткани, а затем шили крепкие и практичные одежды. А вы какие предметы одежды знаете?

Дети: ответы детей.

1. Женщины носили – Головной убор – ныв ор, сарафан – шушун, лапти – нинком, передник – водздора, верхняя часть рубашки – сос, нижняя часть рубашки – мыт.

2. Мужчины носили – рубаху –дором, штаны – гач, вязанные чулки из шерсти – сера чувки, лапти или обувь из кожи.

3. Одежда коми охотника – шапка – уркыян шапка, обувь – кыс, пояс – тасма, накидка с отверстием для головы – лузан

4. Коми оленевода – Малица – малича, руковичка – кепысь, вверх малицы из ткани – кышед, зимняя обувь – пимы.

Зр. Гимнастика.

Педагог: может вы и в группе найдёте изображения одежды Коми народа. Но чтоб вы лучше видели, возьмите эти бинокли. И говорите кто что нашёл, по очереди (дети находят на стене картины с одеждой и называют их, а если затрудняются педагог подсказывает).

Педагог:Бур. Молодцы.

Педагог:Ребята, забыла спросить, а сколько вам лет?

Дети: Ответы детей.

А знаете ли вы, что девочек уже с 6 -7 лет учат не только шить, но и вязать. И мне тоже очень нравиться вязать. Вот бывает задумаюсь, песню «Зиль-зёль» (педагог поёт припев песни

Зиль–зёль, кнк кыл,

Зиль–зёль, вош дой,

Зиль–зёль, зиль–зёль, олм–вылм,

Талун сатин, аски ной.)

и ряд неправильно свяжу. Посмотрите, связала варежки, и, думаю, что ошибку сделала. Ребята, помогите, проверьте узор варежек. Если найдёте ошибку, обведите в кружок.

Упр. «Варежка». Корректурная проба.

Педагог: Бур. Артмис. Хорошо. Как ладно получилось. Да, бывало в детстве одену пимы, шубку да такие варежки и на улицу играть. Ребята, а какие Коми игры знаете?

Дети: Ответы детей.

Педагог: И я сейчас с вами хочу поиграть в Коми хороводную игру (Дети повторяют за педагогом все движения).

«Веськыд ки, шульга ки,

Ог кут текод бурасьны,

Косъя ворсны соседкод

Кута сыкод бурасьны».

Перевод:

«Левая рука, правая рука, (показывают правую и левую руку)

Не хочу с тобой дружить

Буду я играть с соседом (кружатся)

С ним и буду я дружить». (меняются парами)

Педагог: Каждая игра развивала быстроту, ловкость, внимание у детей, особенно у мальчиков. А для чего?

Педагог: Чтоб он мог прокормить семью. Лес издревле охотники разделили на угодья и нельзя было охотится на чужом угодье. А чем же разделяли угодья?

Дети: Ответы детей.

Педагог: Конечно реки условно разделяли лес. И очень интересно, если у охотника было 2 сына, место отдавалось старшему, а младший должен был искать себе новое место. Представьте, что вы охотники и вам надо пройти по схеме к вашей избушке (Вор керка). Вот вам схемы. (Передаёт каждому схему).

Упр. «Схемы». Работа по схемам и карте.

Педагог: Вот нашли вы свою избушку, что дальше будете делать? День ещё стоит.

Дети: Ответы детей.

Педагог: Конечно, ловить зверьё. Посмотрите в окно ребята, как снег валит. Ничего не видать! А может вы что – то видите?

Упр. «Окно». (На целостное восприятие предметов).

Дети: Ответы детей.

Педагог: Пушных зверей: белка, горностай, лиса, заяц, даже медведь – шатун ходит. Ребята, не советую иди в эту сторону, опасно.

Педагог: И на кого ещё охотились охотники? (Голоса птиц)

Дети: Ответы детей.

Педагог: Правильно. А вы слышите голоса птиц? Откуда они доносятся?

Дети: Ответы детей.

Педагог: Охотники в основном добывали боровую дичь: рябчик, тетерев, глухарь, куропатка; изводоплавающих: утка, гусь.

Зр. Гимнастика – «Птицы».

Педагог: Предлагаю вам взять оружия (пищали) и каждому поймать свою птицу. Иначе вы придёте домой с пустыми руками. Слушайте внимательно!

1. 1 ряд, 3 слева,

2. 2 ряд, 3 права,

3. 3 ряд, 2 слева

4. 1 ряд, посередине

5. 2ряд, 3 слева

6. 3 ряд 1 справа

(Указкой по указанию педагога находить свою птицу).

Педагог: Ой, кутшом бур. Молодцы, ваша семья будет сыта. Вы, знаете, мужчины, когда бывают дома, готовят неводы, чинят сети долгими зимними вечерами, ведь они ещё и рыболовством занимаются. Ой, не успел мой супруг невод починить. Может вы поможете?

Упр. «Невод». (Дети зашнуровывают сеть).

Педагог: Спасибо, дона ёртъяс. На Коми земле живут ещё и оленеводы. Их пастбища граничат с пастбищами оленеводов ненецкого автономного округа. Я слышала о случаях, когда Коми оленеводы, обмениваясь товарами с ненцами-оленеводами, могли и обхитрить соседей. А давайте проверим. Только мне интересно, знать, а считать вы умеете?

Дети: Ответы детей.

Педагог:На листах товар и та сумма, которую за неё заплатили. Вам в помощь 2 карточки с товаром и ценой за этот товар. Проверьте, правильно ли заплатили за товар. На листках, под каждым товаром, вы можете написать цену, затем сложить и если ваш ответ не совпадает с ответом на листке, то равно зачёркиваете. Можете даже правильный ответ.

Упр. «Продажа».

Ребята сравнивают стоимость товара с ценой, которую за неё заплатили. Если верно, то знак равно на листке оставляют, а если нет – то зачёркивают.

Педагог: Получилось, ребята! Ох, сколько я вам всего рассказала, и выпечка уже на готове. Надо на стол накрывать. Питались Коми народ три раза в день. В будни на стол подавалось 3-4 блюда, а в праздничные дни, как у царей, обед из 17-18 блюд.

Педагог: Ребята, сейчас я проверю вашу внимательность. Перед вами карточки и стол с посудой. Что я вижу? (Меняю места, дети работают по схемам).

Педагог: Посуда, у Коми народа в основном была из дерева или коры берёзы. Она была выполнена с душой. Потрогайте, ребята, какая она тёплая, ведь дерево всегда несёт тепло.

Педагог: Ребята, умеете, ли вы столы накрывать?

Педагог: Тогда, я вас научу. Садитесь за стол. И на фланелеграфах по моему указанию будете выкладывать посуду. Слушайте внимательно!

Упр. «Сервировка стола».

Педагог: Слушайте внимательно, и выкладывайте по моему указанию.

1. Посередине стола глубокая тарелка (тасьті) с супом.

2. В дальнем правом углу мелкая тарелка под хлеб (нянь доз).

3. В дальнем левом углу солонка (сов доз).

4. Ближнем правом углу кувшин с молоком.

5. Ближнем левом углу рыбник (чериняньдоз).

6. Справа от глубокой тарелки чугунок с варёной картошкой (порт).

Педагог: Зэв лосьыд. Очень здорово.

Педагог: Ребята, а как вы думаете сколько детей было в Коми семьях?

Педагог: По 8 – 12 детей, а то и больше. Давайте найдём для каждой кружки свою ложку и проведём линию.

Упр. «Ложки и кружки» (перфокарта).

Педагог:Как вы думаете у вас получилось?

Рефлексия: дети встают в круг держась за руки.

3. Заключительная часть:

Педагог: Понравился ли вам мой рассказ про Коми обычаи и традиции?

Педагог:Очень хочется вас ещё раз пригласить, гости вы мои дорогие, но вот думаю, было ли вам интересно? Или вы уже всё и так знали?

Дети: Ответы детей.

Педагог: О чём вам ещё рассказать?

Дети: Ответы детей.

Педагог: Ребята, запомните, без работы ничего не добыть (Уджтгыд нинм оз шед). Вы потрудились, мне помогли. За это вас угощу шаньгами, понюхайте. Я бы сразу дала вам, да скажу по секрету, Коми народ издревле славился чистоплотностью. Вы поняли, на что я намекаю? (Дети идут мыть руки, затем угощаются).

Публикации по теме:

«Организация игрового пространства в группе для детей с нарушением зрения.» Организация игрового пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья дело серьезное и ответственное, а особенно если это малыши.

Конспект фронтального занятия в средней группе для детей с нарушением зрения «Жук, жук, пожужжи, где ты спрятался, скажи» Конспект фронтального занятия в средней группе по разделу «Развитие зрительного восприятия» для детей с нарушением зрения по теме: «Жук,.

Фрагмент коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с нарушением зрения «Путешествие в космос» Цели • развивать умение подбирать слова-антонимы; • продолжать формировать понятия «быстро», «медленно»; • продолжать формировать обобщающие.

Игра-занятие в младшей группе для детей с нарушением зрения «Путешествие в осенний лес» ЦЕЛИ: Учить детей различать объекты по величине, формировать умение различать основные направления относительно себя, продолжать формировать.

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения средней группы «Бытовые приборы» Тема: «Бытовые приборы» Цель: дать представления о назначении бытовых приборов Задачи. -Дать представление детям о назначении бытовых.

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия величины у детей с нарушением зренияКонспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия величины у детей с нарушением зрения Тема: «Длинные и короткие дорожки». Цель: Развитие зрительного восприятия величины (вторая младшая группа). Задачи: 1. Учить выделять величину,.

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения «Откуда хлеб пришёл?» Цель: обобщить и активизировать знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. Программное содержание: Познавательное развитие: •.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детей с тяжелым нарушением зрения «Комнатные растения»Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детей с тяжелым нарушением зрения «Комнатные растения» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми в подготовительной группе с тяжелым нарушением зрения Тема: «Комнатные растения».

Конспект занятия по рисованию детьми в старшей группе с тяжелым нарушением зрения «Снегопад»Конспект занятия по рисованию детьми в старшей группе с тяжелым нарушением зрения «Снегопад» Конспект занятия по рисованию детьми в старшей группе с тяжелым нарушением зрения тема: «Снегопад» Воспитатель: Тукаева А. С. Образовательные.

Конспект занятия по рисованию детьми в старшей группе с тяжелым нарушением зрения «Снегопад» Конспект занятия по рисованию детьми в старшей группе с тяжелым нарушением зрения тема: «Снегопад» Воспитатель: Тукаева А. С. Конспект.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Конспект занятия тифлопедагога по ознакомлению с коми культурой в подготовительной группе для детей с нарушением зрения.
Опубликовано: 2 мая 2017 в 23:13
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июля. День рождения Тетриса

Тетрису уже 35 лет! Это самая распространённая компьютерная игра в мире. Она есть не только в ПК и игровых консолях, но и во многих телефонах, калькуляторах, часах, медиаплеерах, встречается даже в...

18 июля. Смотр математических игр на МААМ

Человечество начало считать еще в глубокой древности. Появление математики было вызвано жизненной необходимостью — людям приходилось измерять урожай, пересчитывать скот, производить денежные расчеты,...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике — рисование...
Цель: продолжить знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками. Образовательные: закреплять представление о строении грозди...
Русская народная игра «Горшочки» с детьми старшего дошкольного возраста
Русские народные игры несут в себе лучшие национальные традиции. В народных традициях есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и...
Сценарий развлечения с детьми 3–5 лет «Праздник цветов»
Этот цветок – самый прекрасный! Он может быть белым, а может быть красным, Может быть желтым иль розовым цветом, Словно духи ароматный при этом....