Лучший педагог года

Конспект открытого занятия «Тула — Родина моя». Народные промыслы и игры

Махова
Конспект открытого занятия «Тула — Родина моя». Народные промыслы и игры

Цель: Формирование осознанного отношения к ценностям материальной и духовной культуры, оставленной нам многими поколениями людей. Ознакомление детей разновозрастной группы с культурным наследием России, земли Тульской.

Образовательные задачи: расширять представления о традиционных народных промыслах Тульской области (гармонь, тульский пряник, самовар, филимоновская игрушка, оружие) ; познакомить детей с народными играми («Золотые ворота»).

Публикация «Конспект открытого занятия „Тула — Родина моя“, Народные промыслы и игры» размещена в разделах

Воспитательные задачи: воспитывать терпеливость и организованность; чувство уважения к труду, чувство гордости наследием тульских мастеров. Воспитывать духовный интерес к традициям своего народа; чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре.

Развивающие задачи: способствовать развитию образного восприятия. Содействовать становлению духовно - нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, Развивать внимание и любознательность; навыки произвольного поведения: внимания, терпения. Развивать коммуникативные навыки.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Предварительная работа:Рассматривание карты России, открыток, альбомов, разучивание игры, беседа о родном крае Тульском.

Материалы: презентация «Промыслы Тульского края», разрезные карточки для игры, самовар, Тульские пряники, филимоновские игрушки.

Ход занятия:

Воспитатель: - Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

(Входит девочка в костюме Мухи под народную музыку и находит «денежку»).

Муха: - Пойду-ка я на базар и куплю самовар.

Воспитатель: - Муха- Цокотуха, а ты нас с собой возьмёшь?

Муха: - Конечно, возьму!

(Дети вместе с Мухой-Цокотухой идут «на ярмарку», где представлены самовары, филимоновские игрушки, гармошки, тульские пряники и др. изделия народных промыслов).(Слайд №1)

(звучит русская народная музыка)

(Детей встречает на ярмарке Хозяйка в русском народном костюме).

Хозяйка: - Заходите, заходите и товар мой посмотрите.

- Здравствуйте дети! Я очень рада вас видеть! Какие вы все ладные, да складные! Наверное, в детский сад ходите? (Ответы детей)

- А где находится ваш детский сад? (В селе Мещерино).

- Знаю такое село, очень оно мне нравится. Только вот подзабыла я, в какой области ваше село находится?

- А как называется главный город вашей области?

- Вижу, вы ребята умные, всяким наукам обучены. Да и я не лыком шита. Товар в моей лавке весь в нашем Тульском крае произведен. Хотите, расскажу вам о нем? - Слушайте внимательно и для начала отгадайте загадку:

Стоит толстячок подбоченившийся бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

(Самовар)

- Ну-ка, волшебное зеркало, покажи нам, правильно ли ребята угадали?

(На экране проектора появляется самовар) .(Слайд №2)

Когда в гости придут

хорошие друзья,

Когда сияет солнце

и хмуриться нельзя!

Над белою салфеткой

клубится мягкий пар,

На стол Россия ставит

Тульский самовар.

- Вот в народе говорят : «В Тулу со своим самоваром не ездят». Да и в самом деле, и зачем? Ведь самовар для Тулы - особая гордость. За рубежом самовар называли «Русской чайной машиной», а туляки величали его «самогреем». Но позже название «самовар» понравилось больше. Потому что «сам варит».

- Самовары бывают разные - большие и маленькие, сувенирные, чайник образные и др. Самовары делают из различных металлов: из меди, латуни, серебра и даже из золота. Тульские самовары известны во всем мире и признаны одними из лучших.

(Рассказ воспитателя сопровождается показом слайда с изображением самовара).(Слайд№3)

- Сначала были жаровые самовары: в них клали дрова и разжигали, внутри кипела вода. Давайте посмотрим, как устроен старинный самовар.

(Дети рассматривают устройство самовара, пробуют заложить деревянные щепочки в топку.)

- Ребята, а как вы думаете, самовар разжигали в доме?

(Ответы детей)

-Правильно, чтобы не было беды, и не случился пожар, самовар растапливали на улице.

- На ярмарках люди в старину не только покупали товары, но и веселились от души: пели, плясали, играли в игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Золотые ворота».

Хозяйка: - Самовары хорошо, а какое чаепитие без сладостей!

- Дети, отгадайте еще одну мою загадку:

Очень ароматные,

Сладкие, печатные,

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце!

- Что это? (Ответы детей)

- Давайте посмотрим, волшебное зеркало согласно с вашим ответом (Слайд№4)

Древний пекарь отличился –Он заправил в тесто мёд. Тульский пряник получился, Полюбил его народ.

-Когда появились первые Тульские пряники, никто не знает.

- Прежде чем замесить тесто надо сделать пряничную доску - это форма для выпечки пряников.

Доски для формы вырезали из березы и груши. Высушивали от 5 до 20 лет. Сушили в специальных сараях, чтобы не попадали солнечные лучи. Когда доска готова, резчик-художник наносит рисунок и можно тесто готовить. И сейчас пряники выпекают в деревянных формах.

-Но не только пряниками и самоварами славится земля наша тульская. Отгадайте еще одну загадку:

Есть под Тулой деревушка,

Филимоново зовут.

Лепят из глины там игрушки,

И добро в дома несут!

- Что это? (Филимоновская игрушка)

Зеркало показывает правильный ответ. (Слайд№5)

Филимоновское чудо

Дарит радость,

счастье всем.

Попадаешь в сказку

Будто,от эмоций насовсем

- Как вы думаете, зачем взрослые их придумали?

- Взрослые были заняты работой, а детей надо было чем-то забавлять. Ведь детского сада раньше не было и вот в селе Филимоново Одоевского района начали делать из белой глины свистульки и другие игрушки. В народе эти игрушки называли «маленькой радугой» или «солнышком», ведь посмотрите, какие они красивые, разноцветные.

- А хотите поиграть еще в одну игру, с филимоновской игрушкой?.

Проводится игра-эстафета «Собери картинку» : дети собирают разрезную картинку (пазлы) с изображением филимоновской игрушки.

- Русские люди любят очень трудиться. А после работы и повеселиться тоже.

- Что же помогало веселиться? Отгадаете загадку - узнаете!

У нее вся душа нараспашку.

И хоть пуговки есть, но не рубашка? (Гармошка)

Зеркало показывает правильный ответ. (Слайд №6)

Когда хватит радость,

а может и грусть.

Когда пора бы песню

пшире затянуть,

Когда назреет пляска

лихая, как огонь,

Берёт Россия в руки

тульскую гармонь.

-Давным-давно, (в 1770 году) Тула стала родиной первой гармошки. Она была сделана Николаем Ивановичем Белобородовым и всегда помогала людям отдохнуть и повеселиться после тяжелого труда.

-А вы ребята веселые? Плясать умеете?

(Дети и хозяйка пляшут под перезвоны Тульской гармошки)

Хозяйка: - Да, умеете вы веселиться, но что-то я утомилась надо моим ножкам и глазкам отдохнуть. Давайте отдохнём вместе с вами.

(звучит песня «Тула- земля моя»)

Профилактическая гимнастика глаз:

Дети сидят, откинувшись на спинку стула, ноги стоят ровно на полу, руки – ладошками на коленях:

Вокруг нас красивый лес (дети выполняют круговые движения глазами)

В нём много сказочных чудес

Слева-сосны, справа - ели (движение глаз влево-вправо)

Сверху дятел тук да тук (движение глаз вверх-вниз

Ты глаза закрой - открой

И скорей беги домой…

Хозяйка:-Отдохнули мы с вами, хотите дальше послушать мой рассказ?

- Тогда отгадайте загадку:

Огнем дышит,

Пламенем пышет,

Но не печь?

(Оружие)

- Посмотрим, зеркало с нами согласно?

Зеркало показывает правильный ответ, рассказ воспитателя сопровождается слайдом с изображением тульского оружия.

(Слайт №7)

Когда нависнут тучи

с военною грозой,

Когда повеет гарью

над отчею страной,

Когда враги, как волки

ворвутся вдруг в неё,

Берёт Россия в руки

тульское ружьё.

- Да, ребята, Тула славится еще и своими оружейными мастерами. Тульское оружие не только надежное, но и красивое!

- Посмотрите!

-В Туле есть Музей оружия, где можно посмотреть, какое оружие делали в старину и какое делают сейчас на оружейном заводе.

Хозяйка: Я рассказала вам о мастерах земли Тульской, а теперь хочу узнать, что же вы запомнили.

Игра «Вопросы-ответы» : дети встают в круг и под музыку передают коробку с тульским пряником друг другу, тот, на ком музыка заканчивается, отвечает на вопрос Хозяйки:

Звучит песня»Тульский пряник»

- Почему самовар так называется?

- Из чего делают самовары?

- Что бы испечь тульский пряник, что сначала надо приготовить?

- Для чего в старину были сделаны филимоновские игрушки?

- Из чего они сделаны?

- Как называется музыкальный инструмент, которым славится Тула?

- Как называется музей, где можно посмотреть оружие?

-Молодцы, ребята, всё хорошо запомнили. Мы с вами, живём на Тульской земле, и должны гордиться мастерами нашего края. А когда вы вырастите, то вы тоже должны стать знатными мастерами своего дела!

(Звучит гимн г. Тулы) Хозяйка прощается с детьми.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Народные промыслы России» Выполнила воспитатель МБДОУ №15 «Лучик» Бородина Е. А Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление.

Конспект открытого занятия «Звени, звени златая Русь. Россия-Родина моя» МБДОУ «Детский сад № 3 «Соловушка» Конспект открытого занятия (для детей 6-7 лет нравственно-патриотическое воспитание) «Звени, звени.

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Народные промыслы» Конспект интегрированного НОД в подготовительной группе по теме: «Народные промыслы» Подготовил: Воспитатель МКОУ «Колодезянская.

Конспект НОД «Народные художественные промыслы-дизайнеры одежды» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №102 Калининского района Санкт-Петербурга Совместная деятельность.

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему: «Народные промыслы. Украсим платье»Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему: «Народные промыслы. Украсим платье» Конспект занятия по рисованию с детьми средней группы на тему: «Народные промыслы. Украсим платье». Цель: приобщать детей к декоративному.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Моя Родина — Челябинск» Конспект открытого занятия в подготовительной группе в области «Познавательное развитие» Ознакомление с предметным и социальным миром в.

НОД в старшей группе «Тула-Родина моя» Цель. Обобщить знания детей о родном городе, Туле, о его достопримечательностях. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою малую.

Конспект занятия «Народные промыслы. Фарфор Вербилок» Цель: Формирование представления детей о русских промыслах Задачи: Воспитывать уважение к труду народных мастеров. Формировать положительную.

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Россия — Родина моя» муниципальное казенное дошкольное учреждение детский сад №443 «Дельфинчик» конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию.

Конспект занятия «Экскурсия в Иваново. Народные промыслы»Конспект занятия «Экскурсия в Иваново. Народные промыслы» Воспитатель: Васильева Екатерина Евгеньевна Должность: Воспитатель Место работы: «Детский сад Краевой Центр Образования» Цель занятия: Закрепление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Тула — Родина моя». Народные промыслы и игры
Опубликовано: 3 ноября 2017 в 12:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД