Ирина Ячменева
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Детям о войне 1812 года» (ФЦКМ)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования представления об Отечественной войне 1812 года.
Задачи.
Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества, как люди чтят память о них
Познакомить детей с некоторыми моментами отечественной войны 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа
Познакомить детей с некоторыми памятниками героям Отечественной войны 1812 года
Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию
Предварительная работа.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Детям о войне 1812 года“ (ФЦКМ)» размещена в разделах
- Бородинское сражение, 7 сентября
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Совместное (родители, дети, педагоги) создание альбома «Памятники защитникам Отечества»; беседы «Защитники Отечества», «Памятники защитникам Отечества»
Изучение материала по теме, создание конспекта НОД, презентации «Детям о войне 1812 года»
Используемый материал. Проектор, ноутбук, слайды презентации «Детям о войне 1812 года»; ширма, атрибуты для театрализации.
Ход занятия
Весь рассказ сопровождается показом слайдов презентации.
Слайд 1 Заставка «Детям о войне 1812 года»
Ребята, в прошлом месяце мы создали с вами вот такой замечательный альбом, в котором собраны иллюстрации…(дать возможность детям самим сказать, что за иллюстрации собраны в альбоме). Да, здесь собраны изображения памятников защитникам Отечества разных времен и сегодня я хотела бы еще раз обратить ваше внимание на один из этих памятников.
Слайд 2 Памятник М. И. Кутузову перед зданием Бородинской панорамы в Москве
Слайд 3 Кто помнит, что это за памятник? Кого изображает этот памятник? Какому событию/ человеку он посвящен? (При необходимости попросить ребенка, который готовил с родителями сообщение об этот памятник, повторить свой рассказ).
Ребята, сегодня я хотела бы вам рассказать о том, что же это была за война, почему она произошла, о ее событиях и героях.
А чтоб наши глазки все хорошо видели, мы сделаем небольшую гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз
Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед, сделать выдох. Повторить 5-6 раз
Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем- против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.
Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. Повторить 5-6 раз.
Закрыть веки, в течении 15-20 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.
Слайд 4 Изображение императора Наполеона
Итак… В далекой стране Франции, более 200 лет назад, появился новый император. Звали его Наполеон. Это был человек маленького роста, все его генералы были выше его на целую голову. Но его иначе как «великий император», «великий полководец» не называли. Захотелось Наполеону стать властелином всей Земли. И начал он воевать.
Слайд 5 Много государств покорилось ему – он завоевал почти все страны Европы. Но ему этого было мало. Огромные просторы России манили императора Наполеона. И вот напал он на Россию.
Слайд 6 Но не покорились ему земля русская, не покорился ему народ смелый. Стеной встал он на защиту Родины и дал отпор врагу. Война с Наполеоном, с французской армией получила название Отечественной, так как все русские люди: и бедные, и богатые, и горожане, и крестьяне – поднялись на защиту своего Отечества. Когда французы подходили к какому – нибудь селению, люди уходили из него, сжигали свое имущество, дома, чтобы врагу негде было жить и нечем питаться.
Слайд 7 Одна простая женщина, Василиса Кожина, подняла на борьбу с врагом женщин и даже детей, и они смогли взять в плен много французов.
Слайд 8 Возглавил русскую армию полководец Михаил Илларионович Кутузов.
М. И. Кутузов участвовал во многих военных походах. Однажды он получил ранение в голову, и его правый глаз перестал видеть. Поэтому он носил черную повязку.
Солдаты уже давно его знали и любили. Они говорили: "Приехал Кутузов бить французов!"
Кутузов после многочисленных боев остановил русскую армию возле села Бородино под Москвой, где произошло самое знаменитое сражение той войны. Врагов было в два раза больше, но русские люди сражались не на жизнь, а на смерть.
Слайд 9 Это было страшное сражение! Только темная ночь остановила бой. Наполеон потом сказал: «Самое страшное сражение из всех моих сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы!».
Слайд 10 Русское войско было намного меньше, чем французское, и Кутузов, после Бородинского сражения, приказал отступить, оставить Москву, чтобы сохранить войска и потом вновь ударить по врагу. «С потерей Москвы ещё не потеряна Россия, а с потерей армии Россия потеряна» - эти слова Кутузова вошли в историю.
Ребята, как вы думаете, что значит эта фраза? (Рассуждения детей. Необходимые пояснения педагога.)
А сейчас я предлагаю вам встретиться с простым русским солдатом, который когда – то участвовал в Бородинском сражении.
Педагог отодвигает ширму, за которой «на поляне у костра» сидит солдат. Дети вместе с педагогом потихоньку рассаживаются вокруг «костра». Взрослый надевает военную накидку, головной убор.
Вот так собирались на привале солдаты у костерка, чистили свое оружие, чинили одежду и вели неторопливые разговоры, порой вспоминая дела давно минувших лет. Педагог начинает разговор с солдатом.
В. - Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
С. Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали…
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений.
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
Солдат читает отрывок стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».
В. А что ж русскому солдату помогало перенести все тяготы этой трудной войны?
С. Русский солдат – самый лучший в мире. Потому, как семь заповедей солдат знает и выполняет.
Первая заповедь - простая самая: «Смелость города берёт». Это значит, что солдат должен быть храбрым. Смелого пуля боится, храброго штык не берёт.
Вторая заповедь: «Враг боек, а наш народ стоек». Это значит, что солдат должен быть очень ловок и умел, чтобы преодолеть любое препятствие. Любую преграду. А для того, чтобы приобрести сноровку, нужна, ребята, тренировка.
А вот вы, смотрю, уж слишком долго сидите. Ручки – ножки уж поди ослабли. А, ну-ка, добры молодцы да красны девицы, поднимайтесь! Потренирую я вас маненько по-нашему, по-солдатски.
Солдат отдает»приказы», а дети под его шутки – прибаутки выполняют соответствующие движения.
Равняйсь! Смирно! На месте шагом марш!
Раз. Два! Раз, два! 1,2,3,4,5!
Будем мир мы защищать!
На месте стой! Раз, два. Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и прижаты к поясу. Шаг – выпад вперед, руки вперед, исходное положение. Шаг другой ногой – выпад вперед, руки вперед. Исходное положение.
И раз, два! Раз, два! На границе встанем, всех врагов достанем!
А теперь вместе со мной! (повороты вправо – влево)
Будем дом свой охранять,
Будем мир мы защищать!
Ну вот, тело ваше мы укрепили, можно и разговор продолжить. Присаживайтесь к «костерку». Все снова рассаживаются вокруг «костра».
Говорили мы с вами о заповедях солдатских. И третья заповедь: «Жить – Родине служить». Ведь каждому мила родная сторона.
Четвёртая заповедь в русской армии всегда бытовала: «Сам погибай, а товарища выручай». Никогда русский солдат своего раненого товарища на поле брани не бросит, придёт на помощь, на себе вынесет.
Пятая заповедь: «За правое дело сражайся смело." Если правда на нашей стороне, то и сражается легче. Не зря говорили: «Знали, кого били, потому и победили». Хорошо сражались русские войска и на суше, и на море. В бой шли пехота, бравые гренадёры, скакали гусары, драгуны.
Шестая заповедь: «Честь солдата береги свято». Русский солдат никогда не предаст, армия заменяет ему семью и родню. Армия охраняет покой русских людей.
А седьмую заповедь всяк знает: «Смекалка солдата везде выручает».
Вот так – то, ребятки… Солдат задумывается…
Воспитатель. Шепотом. Задумался солдат. Видно вспоминает опять войну, своих боевых товарищей… Давайте с вами вернемся к экрану и посмотрим, что же произошло после Бородинской битвы и после того, как русские люди оставили Москву.
Переходят к экрану, садятся на стулья.
Слайд 11 Гордо вошёл Наполеон в Москву и стал ждать, когда к нему явятся русские люди и отдадут ключи от города в знак своей покорности. Но никто к нему и не думал идти на поклон. Москва была пуста. Жители ушли из нее.
Слайд 12 Город горел. Наполеон смотрел на пылающую Москву и готов был подписать мир. Но никто ему мира не предлагал. Французам нечего, было, есть, они мёрзли, и тогда Наполеон решил уйти из Москвы, так и не дождавшись покорности русского народа.
Слайд 13 Кутузов заставил Наполеона идти по той же дороге, по которой Наполеон пришел в Россию. А там все было разрушено и пусто. Французские солдаты мёрзли, голодали. Во время одного из боев на реке Березине Наполеон чуть не попал в плен. И тогда он бросил своё войско и убежал во Францию.
Слайд 14 Русская армия не просто выгнала армию Наполеона из России, но и гнала ее до самой Франции.
И в 1814 году русские войска вступили в Париж. Так и не удалось Наполеону и его армии покорить Россию!
Мы с вами говорили о том, что люди во все времена чтят память тех, кто защищал свою страну. Так, сразу после Отечественной войны 1812 года русские люди стали собирать деньги на постройку храма в честь победы над французами. Этот храм построили в Москве и назвали его храм Христа Спасителя, Слайд 15 потому что люди верили, что Бог им помог, и праздновали русские люди победу над Наполеоном в день рождения Христа – на Рождество.
Слайд 16 А вот здесь можно увидеть, как проходило знаменитое Бородинское сражение. Это Бородинская панорама, очень большая картина, но она не висит на стене, а расположена по кругу. По этому кругу художник Рубо нарисовал всё сражение. Зрители проходят по кругу, как бы находясь на поле сражения вместе с русскими солдатами и командирами.
Слайд 17 А перед зданием Бородинской панорамы стоит уже известный нам памятник Михаилу Илларионовичу Кутузову.
Слайд 18 Рядом с Бородинской панорамой можно увидеть Триумфальные ворота. Через эти ворота проходили русские войска, возвращавшиеся с победой из Франции. Триумф – это значит победа. Поэтому ворота так и называются – Триумфальные.
Во время войны с французами было много героев и народ увековечил память некоторых из них назвав именами этих людей улицы и проспекты. Так, в Москве есть улица Василисы Кожиной, в честь Кутузова назван проспект, где расположена Бородинская панорама.
У Кутузова были помощники – талантливые маршалы и генералы. Их именами тоже названы улицы – улица Барклая, улица Багратионовская. Есть улица Дениса Давыдова – смелого гусара тех лет.
Слайд 19 – 21 На этих слайдах вы можете увидеть портреты героев Отечественной войны 1812 года.
Об этой войне было сложено много песен и стихов. Отрывок стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» мы сегодня с вами слышали в рассказе солдата.
Вот так помнит Россия, помнит русский народ тех, кто защищал свое Отечество, свою Родину.
Понравилось вам наше сегодняшнее историческое путешествие? А как вы думаете, вы внимательно слушали мой рассказ? И рассмотрели все иллюстрации? А вот это мы сейчас и проверим.
Я запомнила слова разминки, которую проводил с вами русский солдат, а вот запомнили ли вы движения, которые при этом выполняли? Давайте проверим!
Педагог проговаривает слова разминки, а дети вспоминают и выполняют соответствующие движения.
Молодцы! Справились. А теперь задания посложнее.
Слайд 22 Д/и «Где Наполеон?» - детям предлагается определить, на каком из трех портретов изображен император Наполеон Бонапарт.
Слайд 23 Д/ задание: определите, на какой из этих фотографий мы видим Михаила Илларионовича Кутузова?
Слайд 24 Задание: найдите фотографию с изображением Триумфальных ворот в Москве.
Почему эти ворота так называются?
Слайд 25 Война с французской армией под предводительством императора Наполеона 1812 года называется «Отечественная», потому что…
- у всех людей было отчество
- все русские люди поднялись на защиту своего отечества
- каждый человек хочет жить в своем отечестве
Слайд 26 Д/и «Какая солдатская заповедь верна?»
- сам убегай и друга забирай
- сам убегай, а товарища бросай
- сам погибай, а товарища выручай
Правильно, молодцы! И мне бы очень хотелось, чтобы вы были умными, отважными и дружными, всегда и во всем помогали своим товарищам.
Слайд 27 Спасибо за внимание