Тамила Касимова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Волшебница соль»
▼ Скачать
(Экспериментальная и познавательно -исследовательская деятельность).
В старшей группе по теме :
«Волшебница соль».
Цель образовательной деятельности:
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Цель эксперимента:
Закрепление представления детей о свойствах соли и о разных ее состояниях, встречающихся в природе и в жизни.
Образовательные задачи:
-Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Волшебница соль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
-Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом.
- Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека.
Развивающие задачи:
-Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.
-Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
-Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
-Развивать мышление, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
-Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.
-Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Словарная работа:
Обогащать словарь детей словами: «соль», «вещество», «растворить», «минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая».
Методы и приемы:
- практические: опыты с солью, аппликация с солью;
- наглядные: наблюдение;
- словесные: беседы, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.
Оборудование: Соль : поваренная, каменная, морская. Баночки с солью, ложки, яйцо, прозрачные емкости, клей, кисточки, заготовки из картона (звезды).
Ход занятия:
I этап.
Организационный момент: Детей встречает «Ученый».
Восп: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
В круг широкий вижу я встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.
Ребята а я к вам пришла из страны «Наука-ландия» принесла с собой много знаний и экспериментов. Отгадав загадку, вы узнаете, с каким веществом мы сегодня с вами познакомимся!
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук.
И становится вся пища несъедобной вдруг,
Если в ранку попадает - испытаешь боль,
Вы, конечно, догадались, ну конечно это…
Дети: Соль
Воспит: Какие вы молодцы! Да ребята, сегодня мы будем изучать с вами соль! Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль?
А для чего она нужна вам дома?
Дети: -Дома, на кухне. Для приготовления пищи.
Воспит: Но соль мы используем не только, как приправу, но и для того чтобы консервировать овощи, а еще она спасает нас от гололеда!
II этап
Основной:
Воспит: Теперь я вам расскажу немного о соли!
Соль, один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря и океаны. Так же соль находится в природе – это каменная соль. Есть много видов соли. Есть морская соль. Это соль, содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов. 8 тысяч лет люди употребляли соль в пищу.
Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц. Употребление суточного употребления соли составляет 1 чайная ложка.
-Ну а чтобы нам начать эксперименты, давайте превратимся в маленьких исследователей! (одеваем халаты).
Раз, два, три- покружились и в ученых превратились.
-Но, мало выглядеть, как ученый, нужно еще знать правила, которые нужно соблюдать в лаборатории. Подойдите к столу, перед вами карточки с картинками, в одну сторону сложите картинки, изображающие, что можно делать во время эксперимента, а что нельзя! (Перед детьми 9 карточек, изображающие действия: кричать, трогать, нюхать, пробовать, баловаться, болтать, помогать друг другу, думать, задавать вопросы. Задача воспитанников разложить их в 2 группы, что делать можно, а что нельзя. Карточки пробовать, нюхать, трогать окажутся между этими двумя группами, нужно объяснить что не все вещества во время эксперимента можно трогать, нюхать и пробовать).
Хорошо теперь мы можем приступить к экспериментам!
Опыт 1:
Давайте рассмотрим соль, перед вами поваренная, морская и каменная соль. Рассмотрите,чем они отличаются и чем похожи.
Отдельно останавливаемся на поваренной!
Перед вами баночки с поваренной солью, внимательно рассмотрите ее. Давайте попробуем описать наше вещество.
Какого цвета соль?
Дети: белого
Какую имеет структуру?
- У морской более крупные частицы.
На что похожи ее частички?
Дети: - На кристаллы
Возьмите ваши баночки с солью и поднесите к носу. Имеет ли запах соль?
Дети: нет
Теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой?
Давайте возьмем щепотку соли и пересыпаем ее обратно в баночку! Какая соль
Сыпучая не сыпучая?
Давайте сделаем вывод, соль она какая?
Дети: Она соленая.
Он сыпется, значит она сыпучая.
Белая, соленая, не имеет запаха, сыпучая.
Опыт 2.
Перед вами стоят стаканчики с жидкостью, предлагаю вам попробовать и ответить что за вещество у вас в стаканчике. (дети пробуют воду).
Так что вы попробовали?
Дети: -Воду.
Имеет ли она вкус?
Дети: нет
Теперь давайте попробуем растворить соль в воде. Погружаем одну маленькую ложку соли в стакан с водой, и размешиваем! Смотрим, растворилась или нет!
Дети: -Соль исчезла, растворилась
Пробуем на вкус, какой стала вода?
Дети: -Соленой.
А какой была? Делаем вывод.
Без вкуса, соль сделала воду соленой.
Опыт 3:
(Перед детьми в миске лежат куриные яйца, и стоят 1л банки: 4 с водой, 4 с соленным раствором).
Скажите, что вы видите перед собой?
Дети: Куринные яйца.
-Банки с водой
Погружаем яйцо в банку и наблюдаем.
Что произошло?
Дети: У меня яйцо утонуло, а у меня нет.
А как вы думаете, в какой воде яйцо не утонуло?
Дети: -В соленой.
Правильно, соленая вода, более плотная чем пресная, по этому вытолкнула яйцо на поверхность. Те, кто был на море, наверняка заметили, что в морской воде плавать легче, чем в пресной, морская вода вас держит на плаву.
Давайте подведем итог, что мы узнали о соли?
Дети: - Она белая, без запаха, имеет вкус, растворяется в воде, делает воду плотной и соленой.
А теперь давайте немного отдохнем.
Физминутка:
Мы не будем торопиться
Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)
Раз-два-три-четыре-пять,
Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть?
Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)
III этап
Заключительный, рефлексия.
Ребята, любите ли вы аппликацию?
Дети: да
Какие материалы вы используете для создания аппликации?
Дети: -Картон, бумага, ножницы, клей.
Сегодня нам с вами поможет соль, что бы выполнить аппликацию, проходите за столы, каждый выбирайте себе звезду (Перед детьми разные заготовки звезд из картона).
Для того что бы выполнить аппликацию необходимо нанести клей на поверхность нашей с вами звезды, а затем засыпать ее солью. Прижмем соль к картону используя салфетку.
Посмотрите, какие прекрасные звезды у нас получились! Теперь мы их сможем прикрепить на небо. (На доске заготовка из ватмана, изображающая небо).
Мы с вами украсили небо, посмотрите, каким звездным оно получилось!
Каждый зажег свою звезду!
Рефлексия:
-Расскажите мне, пожалуйста, какое вещество мы изучали?
Дети: соль
-Какие свойства у этого вещества?
-Чем мы занимались?
-Что было вам трудно?
-А что было легко?
-Что нового изучили? Чему научились?
Ответы детей ….
-Вам понравилось экспериментировать? Тогда я вам предлагаю, продолжить опыты, я оставлю вам стаканчик с соляным раствором, в нем стоит карандаш, вам нужно поставить его на окно, где часто бывает солнышко и немного подождать и пронаблюдать, что произойдет когда вся вода испариться!
Ну а мне пора в свою страну «Науку-ландию», спасибо до свидания!