Получи документы

Конспект открытого урока по изоискусству во 2 классе «Загадки узоров русских росписей»

Ольга Новосад
Конспект открытого урока по изоискусству во 2 классе «Загадки узоров русских росписей»
▼ Скачать + Заказать документы

Открытый урок

«Загадки узоров русских росписей»

по предметам «История изобразительного искусства»

и «Прикладная композиция».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись»

2 класс, преподаватели – Ольга Юрьевна Новосад и Галина Газизяновна Седова.

Время: 2 урока (80 минут).

Пояснительная записка.

Публикация «Конспект открытого урока по изоискусству во 2 классе „Загадки узоров русских росписей“» размещена в разделах

С давних времен человек привык украшать свой дом, предметы быта и для каждой страны характерно уникальное направление. Россия узнаваема во всем мире, благодаря матрёшкам, самоварам, расписным подносам и прочему. Но много ли мы знаем о том, как формировались виды росписи? Какие техники использовались умельцами? На этом уроке мы узнаем, как русские народные росписи формировались веками.

Тема урока: «Загадки узоров русских росписей»

Цели урока: рассмотреть виды русских народных декоративных росписей и создать эскиз для композиции по мотивам Мезенской росписи.

Задачи урока:

образовательные:

- владеть знаниями о видах художественных росписей.

развивающие:

- способствовать развитию творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса;

- способствовать развитию навыков самоорганизации;

воспитывающие:

- формировать интерес к истории развития изобразительного искусства;

- воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре.

Структура урока: комбинированный урок.

Формы организации работы: ознакомление, определение, сравнительный анализ, самостоятельная работа, анализ результата.

Методологический подход: групповой и индивидуальный.

Методологические принципы: принцип последовательности, наглядности и доступности, принцип «опоры на шедевры», принцип изложения материала от простого к сложному.

Методы: объяснение с элементами исследования, видео-метод, наблюдение, опорный конспект, практическое задание, анализ с элементами опроса.

Оборудование и материалы:

для педагога: опорный конспект, мультимедийная презентация, экран для демонстрации презентации, стенд для итоговой экспресс-выставки работ.

для учащегося: памятка по созданию элементов узоров Мезенской росписи, альбом для рисования, простой карандаш, ластик (клячка).

План-конспект открытого занятия.

1 урок:

1. Организационный момент – 5 минут.

2. Лекция – 25 минут.

3. Подведение итогов – 5 минут.

4. Перемена – 5 минут.

2 урок:

1. Организационный момент – 5 минут.

2. Практическая работа – 30 минут.

3. Подведение итогов – 5 минут.

1 урок.

Организационный момент:

• приветствие, рассаживание учащихся на рабочих местах;

• работа преподавателя с журналом (отмечаются отсутствующие);

• определение целей урока:

1. рассмотреть основные виды русских народных декоративных росписей;

2. узнать историю их возникновения и особенности создания узоров.

Лекция (на экране демонстрируется презентация):

(слайд 1) Учитель О. Ю. Новосад:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о видах народной декоративной росписи. Неспроста перед вами цветной расписной поезд – он является аллегорией того, как когда-то давно зародились в нашей стране эти росписи, так стремительно (как и поезд) они «примчались» в 21 век. И по сей день росписи не теряют своей популярности. Но давайте для начала разберёмся, а что вообще такое «народная художественная роспись»?

Художественной росписью принято называть узоры, нанесённые краской с целью декорирования. И это можно назвать одним из самых старинных видов народного творчества. Первые найденные предметы с элементами росписи относятся к XVIII веку. Доподлинно известно, что расписывать узорами люди умели намного раньше, так как об этом упоминается в старинных летописях.

Игрушки, кухонная утварь, сундуки, сани, да и сама изба – всё это лишь малая часть тех предметов, которые украшали народные умельцы. В старину люди были ограничены в путешествиях на дальние расстояния, техника нанесения узоров, состав красок и прочие секреты, которые мастер передавал своим ученикам, оставалась в одном отдельном регионе.

И узнавалась русская старинная роспись, характерная для этой местности, по уникальной манере рисования. Именно такая особенность дала имена всем известным на сегодня направлениям в русском народном творчестве.

(слайд 2)

Итак, первая роспись, которую мы рассмотрим – это Хохломская роспись. Она особенно узнаваема всеми.

(слайд 3)

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

(слайд 4)

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или берёзы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельём. Бельё несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в жёлтых, красных и чёрных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома, задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

(слайд 5)

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

(слайд 6)

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

(слайд 7)

Ещё один не менее узнаваемый вид росписи – это Гжельская роспись.

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из неё «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки.

(слайд 8)

В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

(слайд 9)

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нём была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой (синей) краской — до обжига она выглядит чёрной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали на изделии более 20 оттенков синего цвета.

(слайд 10)

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называют «агашками», зимние пейзажи, сцены из народных сказок, где дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу и пр. После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали, после чего розовые изделия с чёрными узорами приобретали свой традиционный бело-голубой вид.

(слайд 11)

Следующий вид росписи – это Федоскинская лаковая миниатюра.

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику.

(слайд 12)

Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

(слайд 13)

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

(слайд 14)

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

(слайд 15)

Ещё одна очень популярная роспись – Жостовская.

(слайд 16)

Она зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями.

(слайд 17)

В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

(слайд 18)

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на чёрном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень от них и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объёма. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

(слайд 19)

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Всё в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

(слайд 20)

Следующая, думаю, хорошо знакомая вам роспись – это Городецкая роспись.

Известна она со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников.

(слайд 21)

Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лён. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.

(слайд 22)

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

(слайд 23)

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати.

«Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

(слайд 24)

Палехская лаковая миниатюра.

История этой миниатюры начинается в XVIII столетии.

(слайд 25)

В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции 1917 года здесь работали иконописные мастерские.

(слайд 26)

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю».

(слайд 27)

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на чёрном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и творёным золотом (так называли золотой порошок, разведённый в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

(слайд 28)

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

(слайд 29)

Следующая очень узнаваемая роспись – Мезенская роспись.

Появилась она в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии.

(слайд 30)

Самое древнее изделие с мезенскими узорами — это расписная прялка (относится к 1815 году). Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.

(слайд 31)

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку, а потом уже наносили красные и чёрные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал всегда в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решёток.

(слайд 32)

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, а навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались: писали палочки, линии и спирали.

(слайд 33)

Вывод:

Таким образом, возвращаясь к началу сегодняшнего урока, хочется особо обратить внимание на то, что люди веками подмечали красоту окружающей природы. В силу своего особого «видения» и таланта они по-разному эту красоту изображали. Благодаря этим людям мы сегодня можем любоваться разными видами народных росписей.

Но ещё люди верили, что эти красивые рисунки не просто украшают дом или разные изделия, но и оберегают хозяев, защищают их.

Сегодня, приобретая вещь с росписью, вы покупаете не просто вещицу. Каждая из них хранит тепло рук и частичку души автора и художника, создавшего узор. Когда вы дарите кому-то такое изделие – это всегда пожелание добра, успеха, счастья. Возможно, по этой причине расписные предметы никогда не уйдут из обращения. Ведь нельзя заменить ручную работу, сделанную с душой, на промышленную штамповку.

На этом наш урок подошёл к концу. Всем спасибо, до встречи!

2 урок.

Организационный момент:

• рассаживание учащихся на рабочих местах;

• подготовка материалов для рисования;

• определение цели урока: создание композиции по мотивам Мезенской росписи.

Практическая часть. Учитель Г. Г. Седова.

Практическая работа, во время которой обучающиеся получают памятки по созданию элементов узоров Мезенской росписи. На основе этих элементов каждый из ребят создаёт свой эскиз композиции рисунка. После того, как эскиз закончен, учитель вместе с учащимися проводит небольшой анализ каждой работы.

Подведение итогов.

Учитель. Завершаем работу. На следующих занятиях мы продолжим работу с эскизом уже в материале – можно будет использовать цветные карандаши, акварель или гуашь. А на этом наш урок завершён. Спасибо!

Публикации по теме:

Фотоочерк «Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек. Часть 10 — «Загадки русских узоров»Фотоочерк «Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек. Часть 10 — «Загадки русских узоров» Вопрос приобщения детей к народному искусству постоянно привлекает к себе внимание педагогов и исследователей детского изобразительного.

Фотоотчёт о проведении открытого урока технологии «Кондитерская фабрика Пирожное «Картошка» в 4 классеФотоотчёт о проведении открытого урока технологии «Кондитерская фабрика Пирожное «Картошка» в 4 классе Проведение предметной недели начальных классов стало традицией в нашей школе. Февральская неделя бывает насыщена внеклассными мероприятиями,.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён прилагательных по падежам» Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». Цель: формировать умения определять падеж имени прилагательного;.

Конспект открытого урока в подготовительной группе «Волшебные музыкальные краски» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ - Знакомить детей со средствами музыкальной выразительности - ТЕМБРОМ. Уточнить и закрепить восприятие таких средств.

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула»План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула» Тип урока:Урок открытия новых знаний. Цель урока:Формирование умения работать с текстом. Задачи урока: -Создать условия для знакомства с сюжетом.

Технологическая карта открытого интегрированного урока окружающего мира и английского языка во 2 классе Интегрированный урок окружающего мира и английского языка, проведенного в 2 «Ж» классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н. Ф. Виноградовой,.

Конспект урока во 2 классе «Оркестр русских народных инструментов» Тема урока во 2 классе: «Оркестр русских народных инструментов» Тип урока: «Урок изучения новой темы». Цель урока: 1. 2. Знакомство с понятием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого урока по изоискусству во 2 классе «Загадки узоров русских росписей»
Опубликовано: 14 декабря 2021 в 12:43
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого урока по изоискусству во 2 классе «Загадки узоров русских росписей»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Новосад (УИ 2826130) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД