Светлана Пантелеева
Конспект занятия по чтению художественной литературы для детей младшей группы «Рассказ Николая Носова «Живая шляпа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по чтению художественной литературы для детей младшей группы о том, что прежде чем чего-то бояться сначала надо разобраться с использованием технологии продуктивного чтения-слушания на примере рассказа Николая Носова «Живая шляпа».
Цель: восприятие нового художественного произведения, ознакомление детей с новым рассказом Н. Носова, понимание идеи рассказа, его смысла.
Задачи:
Обучающие:
• Ввести в круг чтения детей новое авторское произведение;
Публикация «Конспект занятия по чтению художественной литературы для детей младшей группы „Рассказ Николая Носова „Живая шляпа“» размещена в разделах
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Носов Н.Н.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- «Живая шляпа», Носов Н.Н.
- Темочки
• Формировать основы внимательного слушания текста;
• Углублять знания детей о предметах обихода, их функциональными значениями (комод, кочерга);
• Способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, эмоционально реагировать на литературное произведение;
• Побуждать детей пересказывать любимый эпизод рассказа, опираясь на иллюстрацию.
Развивающие:
• Развивать интерес и любовь к книге;
• Продолжать формировать умение слушать новое произведение, побуждать детей высказывать свои мысли;
•Обогащать активный словарь посредством знакомства детей с рассказом;
• Развивать общую моторику и координацию движений.
Воспитательные:
• Формировать у детей нормы нравственности (доброту, смелость, решительность);
•Формировать умение различать разные эмоции (страх, удивление, радость);
•Обращать внимание детей на оформление книги, иллюстраций.
Материалы и оборудование: книга Н. Носова, иллюстрации к произведению, портрет автора, посылка (ящик, шляпа, игрушка котёнок, карточки с изображением эмоций (страх, удивление, радость, поднос для карточек.
Планируемые результаты: стараются пересказывать запомнившийся эпизод рассказа, опираясь на иллюстрации, определяют с помощью воспитателя главную мысль и идею автора рассказа, анализируют поступки героев, предполагают, чем могут помочь главные качества героев в жизни.
Виды детской деятельности: коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); восприятие художественной литературы (художественно – эстетическое развитие, двигательная (физическое развитие,игровая.
Ход деятельности.
1. Организационный момент
.[/b] Вводное слово воспитателя.
Приветствие.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица?
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбку друг другу.
- А теперь, подарим свои улыбки друг другу (дети улыбаются друг другу).
2. Основная часть
.[/h3]
В: ребята, обратите внимание на эту детскую книжку. Она вам знакома? Вы помните, кто её автор? Верно, автор этой книги Николай Носов. Как вы думаете, почему я её сегодня взяла? (дети предполагают).
Сюрпризный момент.
Стук в дверь. В группу вносят посылку.
В: ребята, давайте заглянем в нее (достаём из посылки игрушку котёнка и шляпу).
Дети удивляются.
В: ребятки, посмотрите на эти предметы: это шляпа и котёнок. Как вы думаете, почему они оказались у нас? (дети предполагают).
В: ребята, а хотите узнать, как эти все предметы связаны друг с другом?
В: я вам сегодня хочу рассказать очень смешную историю про котёнка и шляпу и называется она «Живая шляпа». Как думаете, почему «Живая»? Разве шляпа может быть живой? (дети отвечают-нет). А в этой истории шляпа вдруг окажется «живой». Хотите узнать, как это произошло? (дети отвечают). Тогда садитесь поудобнее и слушайте внимательно.
3. Первичное слушание произведения.
[/b](С показом иллюстраций к рассказу, диалогом с автором).
«Шляпа лежала на комоде, (Это низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и мелких вещей)котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. (Вовка и Вадик мальчики).
Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. (Как вы думаете, что это? -дети предполагают). Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу. (Вот оказывается что упало с комода)
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:
— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону. (Почему он закричал? - дети предполагают)
— Чего ты? — спрашивает Вадик.
— Она жи-жи-живая! (Что значит живая! –дети удивляются)
— Кто живая?
— Шля-шля-шля-па. (Шляпа живая, разве так может быть, дети)
— Что ты! Разве шляпы бывают живые? (Вадик не поверил Вовке)
— По-посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. (т. е. очень испугались мальчики) Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.(Дети, как это может быть! – дети предполагают)
— Ай! Ой! — закричали ребята.
Соскочили с дивана — и бегом из комнаты.
Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.
— Куда?
— Пойду к себе домой. (Правильно поступит Вовка, если уйдёт?- дети предполагают)
— Почему?
— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила. (дети, а вы такое видели когда нибудь!-ответы детей)
— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает? (А может и правда)
— Ну, пойди, посмотри.
— Пойдем вместе. (Правильно мальчики решили идти вместе?-ответы детей) Я возьму клюшку. (Клюшка –это палка для игры в хоккей) Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну. (Т. е ударит по ней сильно)
— Постой, я тоже клюшку возьму.
— Да у нас другой клюшки нет.
— Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
— Где же она? — спрашивает Вадик. (Мальчикам было любопытно)
— Вон там, возле стола.
— Сейчас я ее как тресну клюшкой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая! (Почему бродяга, дети?- ответы детей)
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась. (Что же с ней случилось, как думаете)
— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам. (Так ли это)
— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.
Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:
— Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
— Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка. (Как вы думаете, хорошо мальчики придумали?-ответы детей)
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять (т. е. кидать) ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. (Что же сейчас произойдёт) Шляпа как подскочит кверху!
— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил. (Так вот, оказывается, кто был под шляпой)
— Васька! — обрадовались ребята.
— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка. (Дети, вы тоже так подумали)
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать! (Любит котёнка значит)
— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал? (Как вы думаете, Васька им ответил)
Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света. (Потому что под шляпой котёнку было темно)»
Музыкальная физкультминутка
«Жил на свете умный кот»
(дети повторяют движения под музыку)
4. Беседа по тексту
.[/b]
В:- Понравился вам рассказ?
-Смешная это история или печальная?
-Вспомните, как звали мальчиков? Чем они занимались?
-Почему мальчики решили, что шляпа «живая»?
-Чем кидали мальчики в неё?
-Кто сидел под шляпой?
-Как звали котёнка?
-Дети, что вам понравилось больше всего в рассказе? Расскажите мне!
-Какие новые слова нам встретились в рассказе? (комод, кочерга)-показываю иллюстрации.
5. Работа по содержанию
.[/b]
В: ребятки, подходите к столику, на нём лежат карточки с различными настроениями. Я вам предлагаю взять по карточке и посмотреть, какое настроение на ней изображено.
В: давайте вспомним, что почувствовали мальчики, когда шляпа поползла? (страх). Покажите, у кого из вас карточка, где изображён страх? (дети показывают).Сможете и вы изобразить испуг, страх? (дети изображают).
В: ребята, а какое чувство возникло у ребят, когда они увидели под шляпой котёнка? (удивление). У кого из вас такое настроение, покажите карточку (дети показывают).
В: дети, вспомните, какое чувство пришло на смену удивлению, когда мальчики увидели котёнка? (радость). Покажите, у кого карточка, где изображена радость? (дети показывают).
Молодцы! Хорошо изображали эмоции!
В: ребятки, мне интересно, как вы поступите, если вдруг увидите что нибудь необычное? Испугаетесь как мальчики или по-другому себя поведёте? (ответы детей)
Дети, запомните, что не всегда необычное это значит что-то страшное, и сначала надо разобраться стоит бояться или нет.
Дети, для вас на другом подносе приготовлены небольшие подарки, подходите! Эти подарки вам приготовил котёнок Васька из рассказа (дети замечают раскраски с изображением котёнка)