Белова Оксана
Конспект занятия по формированию познавательных способностей на тему «Русское гостеприимство» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
в подготовительной группе на тему : «Русское гостеприимство»
Цель:
Формировать основы социального поведения, нравственные принципы, нормы культурного поведения в гостях.
Задачи:
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по формированию познавательных способностей на тему „Русское гостеприимство“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Воспитывать культуру поведения, доброжелательность во взаимоотношениях детей. Умение приглашать в гости, принимать гостей.
Развивающие:
Развивать интерес к истории своего народа, его традициям. Развивать устную речь, обогащать словарный запас.
Обучающие:
Познакомить с составляющими компонентами гостеприимства, народными традициями, обычаями. Дать представление об устройстве дома.
Виды деятельности:
- Игровая.
- Коммуникативная.
- Познавательная.
- Речевая.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя:
Каравай для встречи гостей.
Образцы хлеба из соленого теста.
Предшествующая работа:
Беседа на тему : «Как мы встречаем гостей?», «Правила поведения в гостях»
Сюжетно-ролевая игра «К нам пришли гости»
Мастер-класс совместно с родителями и детьми по изготовлению хлебо-булочных изделий из соленого теста
Когда утром дети идут в сад, на втором этаже в музее «Русская изба» горит свет, звучит веселая музыка.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель:
Ребята, сегодня утром мне прочитали стихотворение и я хочу, чтобы вы тоже его послушали.
(ребенок читает стихотворение)
Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час.
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.
Хлебосольством да радушьем
Знаменит родной наш край,
Здесь для вас и сказки русские,
И медовый каравай.
И места гостям приметные
За обеденным столом.
Ведь сегодня радость светлая
Вместе с вами входит в дом.
Воспитатель:
Ребята, кто из вас понял о чем это стихотворение?
(Встреча гостей)
А как называется традиция встречать гостей?
(Гостеприимство)
А что это за слово такое необычное?
Чем оно отличается от множества других слов?
Послушайте внимательно: госте-приимство.
( Состоит из двух слов: гости, принимать)
Умнички, вы правильно ответили, слово гостеприимство образовано из двух слов: гости, принимать.
Гостеприимство – это не только радушие, но и готовность принять любого гостя в своем доме, накормить и напоить его досыта.
А о чем говорит нам пословица «Что есть в печи, на стол мечи»?
(На стол выкладывали всю еду, что была в доме….)
Превосходно! На стол выкладывали все что было в доме, с гостем делились последним куском. Во время застолья хозяева уговаривали гостя съесть еще бы хоть один кусочек.
Ребята, а в нашей жизни мы сталкиваемся с гостеприимством?
(Да)
Когда?
(Когда ходим в гости)
Ребята, существует много различных правил, которые мы с вами выполняем. Интересно, а есть ли такие правила, чтобы ходить в гости? (Конечно)
А кто попробует их назвать?
(Внешний вид гостей.
Если тебя ждут, то не опаздывать.
Поздороваться.
Не разбрасывать одежду.
Без разрешения ничего трогать нельзя.
Долго не засиживаться.
Благодарить хозяина дома.
Быть вежливым и скромным).
Какие вы у меня замечательные, все-то вы знаете!
У каждого народа есть свои традиции гостеприимства. И у нас, русского народа, тоже есть свои древние традиции.
А что мы сейчас можем сделать, чтобы узнать об этих традициях?
(Сходить в гости).
Сегодня утром нас пригласили в гости. Интересно, кто-нибудь сможет отгадать, куда мы пойдем?
(В Русскую избу).
Но, прежде, чем отправиться мы должны вспомнить правила. Кто подскажет мне, какие правила мы повторяем?
(Правила безопасного поведения во время экскурсии.
Правила поведения в гостях.)
Встаем парами и идем в «Русскую избу».
На входе нас встречают двое ребят, переодетые в русские народные костюмы. Один держит в руках каравай.
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы Вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
(Один из встречающих читает стихотворение).
Ребята, о каком обычае нам рассказывает автор стихотворения?
(Встреча дорогих гостей хлебом-солью).
Правильно, это древний обычай встречать дорогих гостей хлебом-солью.
А почему гостя называли дорогим?
(Были рады каждому гостю).
Действительно, в старые времена селения находились далеко друг от друга, транспорта не было, добирались пешком и редкий путник был всегда в радость. От него и новости узнавали. В те далекие времена не было ни телефонов, ни интернета, ни телевидения, поэтому живое общение было особенно ценным.
А почему именно хлеб и соль?
(Хлеб и соль дорогие продукты, соль оберегала от злых сил)
А самым первым делом гости должны были поздороваться. Мы с вами воспитанные люди и тоже поздороваемся со всеми.
***
Физкультминутка «Здравствуйте, все!»
Ребята, а что должны были сделать гости в ответ?
(Поблагодарить).
Гости должны были поблагодарить хозяев, отломить маленький кусочек хлеба, обмакнуть его в соль и скушать.
После этого хозяйка приглашала всех войти в дом.
«Дорогие гости, милости просим в наш дом, добро пожаловать»
(Один из детей приглашает нас войти в избу).
Гости вошли в дом и хозяин усаживает гостей за стол на самые почетные места.
А где находился стол в старые времена? Стол в старые времена находился в «красном углу»
А что это за угол?
Почему его называли Красным?
(Угол называли красным, потому что он красивый)
Молодцы! «Красный» в переводе означает «красивый». А еще, в старину в этом углу, который находился на видном месте, стояли иконы и поэтому, считалось, что данный угол самый красивый в доме. Также его называли «святым», «божьим» углом.
А расположение этого угла зависело от места расположения печи.
Ребята, слово юг с чем у нас ассоциируется?
(Тепло, лето, жара)
Да, слово юг ассоциируется со словами тепло, жизнь, зарождение чего-то нового, тепло. Поэтому входную дверь всегда прорубали на южную сторону. Чтобы злые силы с севера не смогли попасть в дом.
А какие слова мы подберем с вами к слову север?
(Холод, зима….)
Я с вами согласна, север – это холод, что-то ледяное, темное, злое. И, поэтому, чтобы «обогреть» дом с северной стороны, там располагали печку – источник тепла, которая могла согреть всех своим теплом. А вот рядом с печкой с правой стороны и находился красный угол.
На стол выкладывали все лучшее, что было в доме.
А кто был самый-самый внимательный и запомнил, каким хлебом нас встречали?
(Каравай).
А это что за хлеб?
(Вкусный, ароматный….)
Каравай – красивый хлеб, праздничный.
А у нас каждый день праздник?
(Нет).
А какой хлеб кушали в обычные дни?
(Черный, ржаной….).
Молодцы!
( воспитатель рассматривает с детьми образцы хлеба из соленого теста: каравай и черный хлеб).
Вот и настала пора собираться в дорогу, в обратный путь.
А что должна сделать радушная хозяйка, кто сможет ответить?
(Хозяйка собирает угощения).
Прекрасный ответ! Хозяйка собирает гостям в дорогу гостинцы, еду. Гости встают из-за столов, благодарят хозяев дома.
А какая у нас на Руси была примета для собирающихся в дорогу? Многие из нас тоже так делают, когда надолго уезжают из своего дома.
(Посидеть на дорожку).
А кто-нибудь знает, зачем это делали?
Эта примета имеет свое объяснение:
Раньше считалось, что если собираться в дорогу «наспех», то домовой, который оберегает дом, пойдет вслед за уезжающими. Тогда дом, оставшись без его хранителя, домового, погибнет. Вот и придумали, присаживаться, тем самым делая вид, что никто никуда не собирается и не уезжает, т. е. обманывали домового.
А что значит «наспех»?
«Наспех»- быстро, торопливо.
На дорожку мы посидели, хозяйка гостинцы нам отдала.
А какими словами провожают гостей в путь-дорогу?
(Скатертью дорога).
Может быть, кто-то знает, что обозначают эти слова? С чем сравнивают дорогу?
(Дорога должна быть ровной, поэтому ее сравнивают со скатертью).
В старину асфальта не было, дороги были плохие, не ровные, во время дождей – непроходимые. И, поэтому, дорогу сравнивали со скатертью, лежащей на столе: ровной и гладкой.
Гости благодарили хозяев за оказанный прием и отправлялись в путь дорожку.
Вот и мы с вами отправляемся обратно, домой.
Встаем в пары и идем в группу.
В группе :
Русская душа всегда остается загадкой для людей всего мира. С нашим гостеприимством не сравнится ни один народ, населяющий нашу планету. Не зря, написано стихотворение, которое я вам хочу прочитать. Оно хоть и небольшое, но раскрывает сущность великой русской души. А написал его Ф. И. Тютчев
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.
Ребята, а где мы сегодня были в гостях?
А с каким обычаем мы познакомились поближе? А что вам запомнилось больше всего? Какие эпизоды нашего путешествия запали вам в душу?
По этим правилам гостеприимства жили в старину, а мы с вами можем также поступать?
Как правила гостеприимства нам пригодятся в нашей современной жизни?
Я очень горжусь вами, что вы очень добрые и воспитанные детки! И всегда будете следовать нашим русским традициям!