Папки-передвижки

Конспект занятия по формированию познавательных способностей на тему «Русское гостеприимство» (подготовительная группа)

Белова Оксана
Конспект занятия по формированию познавательных способностей на тему «Русское гостеприимство» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

в подготовительной группе на тему : «Русское гостеприимство»

Цель:

Формировать основы социального поведения, нравственные принципы, нормы культурного поведения в гостях.

Задачи:

Воспитательные:

Публикация «Конспект занятия по формированию познавательных способностей на тему „Русское гостеприимство“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Воспитывать культуру поведения, доброжелательность во взаимоотношениях детей. Умение приглашать в гости, принимать гостей.

Развивающие:

Развивать интерес к истории своего народа, его традициям. Развивать устную речь, обогащать словарный запас.

Обучающие:

Познакомить с составляющими компонентами гостеприимства, народными традициями, обычаями. Дать представление об устройстве дома.

Виды деятельности:

- Игровая.

- Коммуникативная.

- Познавательная.

- Речевая.

Материалы и оборудование:

Для воспитателя:

Каравай для встречи гостей.

Образцы хлеба из соленого теста.

Предшествующая работа:

Беседа на тему : «Как мы встречаем гостей, «Правила поведения в гостях»

Сюжетно-ролевая игра «К нам пришли гости»

Мастер-класс совместно с родителями и детьми по изготовлению хлебо-булочных изделий из соленого теста

Когда утром дети идут в сад, на втором этаже в музее «Русская изба» горит свет, звучит веселая музыка.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром мне прочитали стихотворение и я хочу, чтобы вы тоже его послушали.

(ребенок читает стихотворение)

Мир вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час.

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

Хлебосольством да радушьем

Знаменит родной наш край,

Здесь для вас и сказки русские,

И медовый каравай.

И места гостям приметные

За обеденным столом.

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с вами входит в дом.

Воспитатель:

Ребята, кто из вас понял о чем это стихотворение?

(Встреча гостей)

А как называется традиция встречать гостей?

(Гостеприимство)

А что это за слово такое необычное?

Чем оно отличается от множества других слов?

Послушайте внимательно: госте-приимство.

( Состоит из двух слов: гости, принимать)

Умнички, вы правильно ответили, слово гостеприимство образовано из двух слов: гости, принимать.

Гостеприимство – это не только радушие, но и готовность принять любого гостя в своем доме, накормить и напоить его досыта.

А о чем говорит нам пословица «Что есть в печи, на стол мечи»?

(На стол выкладывали всю еду, что была в доме….)

Превосходно! На стол выкладывали все что было в доме, с гостем делились последним куском. Во время застолья хозяева уговаривали гостя съесть еще бы хоть один кусочек.

Ребята, а в нашей жизни мы сталкиваемся с гостеприимством?

(Да)

Когда?

(Когда ходим в гости)

Ребята, существует много различных правил, которые мы с вами выполняем. Интересно, а есть ли такие правила, чтобы ходить в гости? (Конечно)

А кто попробует их назвать?

(Внешний вид гостей.

Если тебя ждут, то не опаздывать.

Поздороваться.

Не разбрасывать одежду.

Без разрешения ничего трогать нельзя.

Долго не засиживаться.

Благодарить хозяина дома.

Быть вежливым и скромным).

Какие вы у меня замечательные, все-то вы знаете!

У каждого народа есть свои традиции гостеприимства. И у нас, русского народа, тоже есть свои древние традиции.

А что мы сейчас можем сделать, чтобы узнать об этих традициях?

(Сходить в гости).

Сегодня утром нас пригласили в гости. Интересно, кто-нибудь сможет отгадать, куда мы пойдем?

Русскую избу).

Но, прежде, чем отправиться мы должны вспомнить правила. Кто подскажет мне, какие правила мы повторяем?

(Правила безопасного поведения во время экскурсии.

Правила поведения в гостях.)

Встаем парами и идем в «Русскую избу».

На входе нас встречают двое ребят, переодетые в русские народные костюмы. Один держит в руках каравай.

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы Вам подносим,

Поклонясь, отведать просим.

(Один из встречающих читает стихотворение).

Ребята, о каком обычае нам рассказывает автор стихотворения?

(Встреча дорогих гостей хлебом-солью).

Правильно, это древний обычай встречать дорогих гостей хлебом-солью.

А почему гостя называли дорогим?

(Были рады каждому гостю).

Действительно, в старые времена селения находились далеко друг от друга, транспорта не было, добирались пешком и редкий путник был всегда в радость. От него и новости узнавали. В те далекие времена не было ни телефонов, ни интернета, ни телевидения, поэтому живое общение было особенно ценным.

А почему именно хлеб и соль?

(Хлеб и соль дорогие продукты, соль оберегала от злых сил)

А самым первым делом гости должны были поздороваться. Мы с вами воспитанные люди и тоже поздороваемся со всеми.

***

Физкультминутка «Здравствуйте, все!»

Ребята, а что должны были сделать гости в ответ?

(Поблагодарить).

Гости должны были поблагодарить хозяев, отломить маленький кусочек хлеба, обмакнуть его в соль и скушать.

После этого хозяйка приглашала всех войти в дом.

«Дорогие гости, милости просим в наш дом, добро пожаловать»

(Один из детей приглашает нас войти в избу).

Гости вошли в дом и хозяин усаживает гостей за стол на самые почетные места.

А где находился стол в старые времена? Стол в старые времена находился в «красном углу»

А что это за угол?

Почему его называли Красным?

(Угол называли красным, потому что он красивый)

Молодцы! «Красный» в переводе означает «красивый». А еще, в старину в этом углу, который находился на видном месте, стояли иконы и поэтому, считалось, что данный угол самый красивый в доме. Также его называли «святым», «божьим» углом.

А расположение этого угла зависело от места расположения печи.

Ребята, слово юг с чем у нас ассоциируется?

(Тепло, лето, жара)

Да, слово юг ассоциируется со словами тепло, жизнь, зарождение чего-то нового, тепло. Поэтому входную дверь всегда прорубали на южную сторону. Чтобы злые силы с севера не смогли попасть в дом.

А какие слова мы подберем с вами к слову север?

(Холод, зима….)

Я с вами согласна, север – это холод, что-то ледяное, темное, злое. И, поэтому, чтобы «обогреть» дом с северной стороны, там располагали печку – источник тепла, которая могла согреть всех своим теплом. А вот рядом с печкой с правой стороны и находился красный угол.

На стол выкладывали все лучшее, что было в доме.

А кто был самый-самый внимательный и запомнил, каким хлебом нас встречали?

(Каравай).

А это что за хлеб?

(Вкусный, ароматный….)

Каравай – красивый хлеб, праздничный.

А у нас каждый день праздник?

(Нет).

А какой хлеб кушали в обычные дни?

(Черный, ржаной….).

Молодцы!

( воспитатель рассматривает с детьми образцы хлеба из соленого теста: каравай и черный хлеб).

Вот и настала пора собираться в дорогу, в обратный путь.

А что должна сделать радушная хозяйка, кто сможет ответить?

(Хозяйка собирает угощения).

Прекрасный ответ! Хозяйка собирает гостям в дорогу гостинцы, еду. Гости встают из-за столов, благодарят хозяев дома.

А какая у нас на Руси была примета для собирающихся в дорогу? Многие из нас тоже так делают, когда надолго уезжают из своего дома.

(Посидеть на дорожку).

А кто-нибудь знает, зачем это делали?

Эта примета имеет свое объяснение:

Раньше считалось, что если собираться в дорогу «наспех», то домовой, который оберегает дом, пойдет вслед за уезжающими. Тогда дом, оставшись без его хранителя, домового, погибнет. Вот и придумали, присаживаться, тем самым делая вид, что никто никуда не собирается и не уезжает, т. е. обманывали домового.

А что значит «наспех»?

«Наспех»- быстро, торопливо.

На дорожку мы посидели, хозяйка гостинцы нам отдала.

А какими словами провожают гостей в путь-дорогу?

(Скатертью дорога).

Может быть, кто-то знает, что обозначают эти слова? С чем сравнивают дорогу?

(Дорога должна быть ровной, поэтому ее сравнивают со скатертью).

В старину асфальта не было, дороги были плохие, не ровные, во время дождей – непроходимые. И, поэтому, дорогу сравнивали со скатертью, лежащей на столе: ровной и гладкой.

Гости благодарили хозяев за оказанный прием и отправлялись в путь дорожку.

Вот и мы с вами отправляемся обратно, домой.

Встаем в пары и идем в группу.

В группе :

Русская душа всегда остается загадкой для людей всего мира. С нашим гостеприимством не сравнится ни один народ, населяющий нашу планету. Не зря, написано стихотворение, которое я вам хочу прочитать. Оно хоть и небольшое, но раскрывает сущность великой русской души. А написал его Ф. И. Тютчев

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить.

Ребята, а где мы сегодня были в гостях?

А с каким обычаем мы познакомились поближе? А что вам запомнилось больше всего? Какие эпизоды нашего путешествия запали вам в душу?

По этим правилам гостеприимства жили в старину, а мы с вами можем также поступать?

Как правила гостеприимства нам пригодятся в нашей современной жизни?

Я очень горжусь вами, что вы очень добрые и воспитанные детки! И всегда будете следовать нашим русским традициям!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Семёновская матрешка» (подготовительная группа)Конспект занятия «Семёновская матрешка» (подготовительная группа) Цель: Познакомить детей с Семеновской матрешкой - народным промыслом Нижегородского Края, процессом ее изготовления. Задачи: - Расширить.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Конспект занятия по ФЭМП «Котята» (подготовительная группа) ФЭМП подготовительная группа Тема «Котята» Педагогическая цель: познакомить с составом чисел от 0 до 10, совершенствовать навыки количественного.

Конспект беседы на тему «Самые необычные дома в мире» (подготовительная группа) Конспект беседы на тему «Самые необычные дома в мире». Подготовительная группа. Задачи: • Уточнить знания о профессиях архитектор, сметчик,.

Конспект НОД по развитию познавательных способностей в речевой деятельности для старшей группы «Путешествие в осенний лес» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский/сад с. Звонарёвка Марксовский район Саратовская область Конспект НОД по.

Конспект занятия по развитию музыкальных способностей «Домашние животные и их детеныши» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Домашние животные и их детеныши» К дню домашних животных. Вторая младшая группа Цель. Развитие музыкальных способностей.

Конспект занятия «Мужчины и женщины в семье» (подготовительная группа) Наталья Рябкова Конспект занятия «Мужчины и женщины в семье» (подготовительная группа) Конспект занятия «Мужчины и женщины в семье».

НОД по формированию экологических представлений «Зелёные друзья» (подготовительная группа)НОД по формированию экологических представлений «Зелёные друзья» (подготовительная группа) Цель: Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с экосистемой; а также природоохранная деятельность. Задачи:.

Прогулка на тему: «Рассматривание деревьев» (подготовительная группа)Прогулка на тему: «Рассматривание деревьев» (подготовительная группа) Цель: продолжать учить детей замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года; закрепить представления о сезонных.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию познавательных способностей на тему «Русское гостеприимство» (подготовительная группа)
Опубликовано: 15 мая 2020 в 20:12
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию познавательных способностей на тему «Русское гостеприимство» (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Белова Оксана (УИ 1983163) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД