Елена Степановская
Конспект занятия по математике с использованием палочек Кюизенера «Путешествие на планету Железяка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №28
Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике для детей старшей группы с использованием развивающего пособия палочек Кюизенера на тему : «Путешествие на планету Железяка».
Подготовил воспитатель: Степановская Е. С.
Апрель 2017 г.
Цель: Закрепить знания детей о составе числа 5.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по математике с использованием палочек Кюизенера „Путешествие на планету Железяка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
1. Продолжать совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве на плоскости;
2. Закреплять количественный и порядковый счет в пределах 10.
Развивающие:
1. Способствовать развитию у детей умений разными способами располагать части, составляющие фигуру – силуэт, ориентируясь на образец;
2. Содействовать развитию способностей классифицировать предметы и выделять из данной совокупности предмет, отличающийся какими – либо признаками (размер, цвет);
3. Способствовать совершенствованию точности движения руки.
Воспитательные:
1. Воспитывать дружелюбие, отзывчивость;
2. Воспитывать умение работать в команде, чувство сотрудничества.
Материал :
• Палочки Кюизенера;
• Геометрические фигуры (квадрат белого цвета и круг жёлтого цвета);
• Образец – схема для построения ракеты и «домов»;
• Презентация (ТСО);
• Интерактивная доска.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Постановка задач.
Воспитатель: Ребята, сегодня мне пришло письмо из далёкого космоса. Роботы с планеты Железяка просят нашей помощи, в планету врезался огромный астероид. На планете серьёзные разрушения. Я предлагаю незамедлительно отправится туда и помочь привести планету в порядок! Мы им поможем?
Дети: Да!
2. Мотивация. Построение из палочек Кюизенера ракеты.
Воспитатель: А полетим мы в космос на ракете, но чтобы туда добраться нам нужно её построить, схема для неё прилагается. Строить её мы будем с помощью палочек Кюизенера, коробки стоят в верхнем левом углу, а строить будем в правом верхнем углу стола. Приступаем! (предлагается схема ракеты для палочек Кюизенера на интерактивной доске и дети строят по образцу-схеме). Молодцы, отличные ракеты у вас получились, вы быстро справились! А теперь в путь!
(видео «старт ракеты»)
3. Основная часть.
3.1. Построение цифрового ряда.
Воспитатель: А вот и планета Железяка! Приземляемся! Я вижу капсулу, а в ней письмо и сейчас я вам его зачитаю: «Мы, роботы, стояли в числовой цепочке, а при столкновении с астероидом звенья цепочки рассыпались. Помогите нам встать по порядку». Дети внимательно рассмотрите номера роботов и скажите, кто из них будет стоять первым. Поднимаем руки, кто знает? (Дети поднимают руки, я вызываю к доске по одному). Ярослав, выходи и поставь, пожалуйста, робота в числовой ряд (дети выходят по очереди и составляют цифровой ряд от 0 до 5). А теперь выйдет Соня и поставит оставшихся роботов по порядку, а мы ей все дружно поможем: 6, 7, 8, 9.
Дети: У нас получился цифровой ряд. А сколько всего цифр? (Всего 10 цифр)
3.2. Работа над составом числа 5. Построение дома из палочек Кюизенера в форме квадрата.
Воспитатель: Роботов мы построили по порядку, а теперь нам надо помочь роботам восстановить их дома. Для этого нам снова понадобятся наши любимые палочки Кюизенера. У вас на столах лежат геометрические фигуры (квадрат со стороной 5 см и круг). Возьмите геометрическую фигуру белого цвета и положите в центр стола. Как она называется? (Квадрат). Напоминаю, что у квадрата все стороны равны и все углы – прямые. Подберите палочку по длине равную стороне квадрата и поставьте в верхней части квадрата. Давайте вспомним, какому числу соответствует эта палочка? (Показываю жёлтую палочку)
Дети: Эта палочка соответствует числу 5.
Воспитатель: А вот эта палочка, какому числу соответствует? (показываю белую палочку)
Дети: Эта палочка соответствует числу 1.
Воспитатель: А теперь под жёлтой палочкой поставьте столько палочек-единичек, чтобы по длине они совпали.
Воспитатель: Сколько палочек-единичек вы взяли? (5). Давайте вспомним состав числа 5.
Воспитатель: 5 – это 1, 1, 1, 1 и 1.
Воспитатель: Возьмите розовую палочку, какому числу она соответствует?
Дети: Розовая палочка соответствует числу 2.
Воспитатель: Построим следующий ряд под белыми палочками.
Воспитатель: Какую ещё нужно добавить палочку, чтобы по длине ряд совпал с рядом из белых палочек?
Дети: Нужно добавить голубую палочку.
Воспитатель: Какому числу соответствует голубая палочка? (3)Добавляем. Назовите состав числа 5 теперь.
Воспитатель: 5 – это 2 и 3.
Воспитатель: Возьмите голубую палочку и поставьте под розовой палочкой.
Воспитатель: Какую ещё нужно добавить палочку, чтобы по длине ряд совпал с предыдущим рядом? (розовую). Назовите состав числа 5.
Дети: 5 – это 3 и 2.
Воспитатель: Возьмите палочку красного цвета. Давайте вспомним, какому числу она соответствует(4)
Воспитатель: Какую ещё нужно добавить палочку, чтобы получить число 5? (белую). И сейчас назовём состав числа 5.
Дети: 5 – это 4 и 1.
Воспитатель: Дом мы построили, но чего же у него не хватает? (Крыши). Правильно, а теперь составьте крышу из палочек жёлтого цвета, соответствующие числу 5. На какую геометрическую фигуру похожа крыша? (треугольник)
Дети: Она похожа на геометрическую фигуру треугольник.
Воспитатель: Этот дом не простой, с помощью него мы повторили состав числа 5. Но мы с вами так устали и сейчас я предлагаю вам отдохнуть.
4. Релаксационная пауза. Физкультминутка.
Воспитатель: Давайте ещё раз повторим все способы построения числа 5 (дети по очереди называют способы построения числа 5).
5. Конструирование из палочек Кюизенера, по задуманному сюжету, соблюдая ориентировку и композиционное расположение предметов.
Воспитатель: Дети у вас на столах лежит ещё одна геометрическая фигура желтого цвета. Что это за фигура?
Дети: Это геометрическая фигура круг
Воспитатель: Как вы думаете, на что она похожа? (колесо, блюдце)
А мне она напоминает наше любимое солнышко.
Воспитатель: Я предлагаю вам взять эту геометрическую фигуру и построить для жителей планеты Железяка солнышко, добавив к нему лучики. Солнышко вы разместите над крышей вашего дома.
Лучиками для солнышка послужат наши волшебные палочки.
Воспитатель: Возьмите палочки желтого цвета и разместите их вдоль всего круга (дети выполняют задание).
Воспитатель: Я смотрю у ваших солнышек разное количество лучиков. Даня, сколько у тебя получилось лучиков? Катя, а у тебя? Света, сколько у тебя, проверь (считает и называет).
Воспитатель: Ваши построенные дома уже переместились на планету Железяка, и солнышко над ними уже светит.
Воспитатель: А чего же еще не хватает? (ответы детей).
Воспитатель: Предлагаю озеленить эту планету и построить деревья, кустарники, цветы (дети возводят постройки под музыку).
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились, смотрите, какая красивая стала планета Железяка. Но нам пора отправляться в путь, жители планеты благодарят вас за помощь. Давайте попрощаемся с нашими друзьями-роботами и вернёмся на нашу прекрасную планету.
Полетели! (запуск ракеты, на доске)
6. Рефлексия. Оценка своих действий детьми. Оценка воспитателем активности работы воспитанниками на разных этапах занятия
Воспитатель: Вот мы снова и дома. Ребята, где же мы с вами побывали? Кому помогали? Чем мы занимались на планете Железяка?
Строив дома для роботов, мы повторила состав какого числа? Для вас это было сложно?
Воспитатель: Молодцы, вы справились со всеми заданиями и помогли восстановить планету.
На первом этапе необходимо было построить ракету по образцу и у всех вас это отлично получилось, потому что вы были внимательны и четко следовали образцу.
Не все из вас правильно определили порядок цифр в цепочке, забыв, что начинаем с 0.
Мы вспомнили состав числа пять, некоторые из вас забыли, какого цвета палочка какому числу соответствуют, мы в группе с вами еще потренируемся.
Но мне очень понравилось, как вы украсили планету роботов, построив на ней солнышко, деревья, цветы и даже птиц. Вы настоящие волшебники!
Воспитатель: Спасибо ребята, за вашу помощь! Мы еще не раз посетим эту планету!
На этом наше занятие окончено.