Елена Климова
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы с детьми средней группы «Капитошка в гостях у ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 Приморского района Санкт-Петербурга
Автор:
Воспитатель Климова Е. В
Конспект по образовательной области «Познание (ознакомление с миром природы)» с детьми средней группы «Капитошка в гостях у ребят»
Цель: Формирование основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с миром природы с детьми средней группы „Капитошка в гостях у ребят“» размещена в разделах
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и обобщить сведенья детей о водоёмах, знания детей о роли воды в жизни человека
- закрепить умение классифицировать животных и растения по отличительным признакам используя символы-схемы.
- расширить знания о чистых и загрязнённых водоемах, об охране водных ресурсов и бережном использовании воды.
Развивающие:
- развивать умение бережно, относиться к воде и экономить воду
- развивать логическое мышление; связную речь, умение составлять полные предложения
- развивать умение работать в группе, в паре
- развивать умение при помощи художественного творчества (плакат)
доносить проблему охраны источников чистой воды до других людей
способствовать всестороннему развитию ребёнка.
- развивать двигательные навыки и умения, музыкальный слух и ритм используя ритмопластику как здоровьесберегающую технологию
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру, привычку бережно и разумно использовать воду
Словарная работа: активизация словаря: озеро, река, родник, водопад, болото, град, иней, водоем, насекомые, домашние и дикие животные и птицы; обогащение словаря очистительные сооружения, отходы, пресная вода.
Предварительная работа:
Наблюдения в природе : снегопад, таяние снега, дождь, лужи, роса, туман. Просмотр мультфильма «Капитошка». Опыты: «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса, цвета, запаха», «Разноцветная водичка»
Дидактические игры: «Кому нужна вода?», «Где спряталась вода?», «Подбери правильно»
Беседы: «Вода вокруг нас»; «Путешествие капельки», «Вода нужна всем»
Ч. Х. Л. Г. Люшнин, «Куда пропала река»» В. Фетисов «Как люди речку обидели»
Раскрашивание капелек «Как человек использует воду»
Материалы: картинки с изображением водоёмов и природных явлений, где встречается вода; тучка; карточки с изображением диких и домашних животных и птиц, насекомых, рыб, деревьев, цветов капли со схемами; капельки - символы, бахила синего цвета (озеро, изображение земли с кранами, карточки-капельки с изображением как люди используют воду; заготовка к плакату изображение грустной и веселой земли, раскраски с изображением чистых и грязных водоемов, карточки - берегите воду на каждого ребенка; игрушка «Капитошка»; аудиозапись со звуком моря, песня из мультфильма «Капитошка»; песня «Капитошка» в исполнении Волшебники двора; капельки – подарки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Ребята! Кто то мне вчера сказал
— Капитошка прискакал.
Я спросила — Это кто.
Погляди скорей в окно.
Видишь в небе летит тучка —
Капитошкин это дом.
Только он к нам постучится —
загрохочет сильный гром!
Тут веселый Капитошка
взял и постучал в окошко.
— Капитошка, Капитошка
Прыгай нам скорей в ладошки
Звучит песня из мультфильма «Капитошка», появляется герой.
2. Основная часть
- Здравствуйте, ребята! Спустился я к вам с тучки, мне хочется узнать у вас, что вы знаете о воде и умеете ли её беречь, а ещё я очень веселый и люблю играть. А вы любите играть? (да) Самая моя любимая игра прятки, попробуйте меня найти. Вот вам капельки, прикрепите их туда, где я прячусь, называя это место.
Игра «Где прячется Капитошка»
На магнитной доске прикреплены картинки с водоемами и природными явлениями, где встречается вода. Детям раздать капельки-символы.
Дети по очереди подходят прикрепляют капельку рядом с картинкой и говорят: «Капитошка прячется в тумане» и т. д. С детьми, у которых задание вызвало затруднение, помочь проговорить название вместе.
- Какие молодцы! Нашли и назвали все мои любимые места, где я прячусь.
- Как вы думайте можно прожить без воды? (нет)
- А кому нужна вода? (всему живому)
- Помогите мне, пожалуйста, распределить капельки воды тем, кому она нужна. Вот вам капельки, но не простые, на них есть схемы, к которым вы должны подобрать нужные картинки.
Пока вы будете выполнять задание, будет звучать музыка со звуками моря, ручья, леса.
Игра «Кому нужна вода?»
На столе вперемешку разложены карточки с домашними и дикими животными и птицами, насекомыми, деревьями, цветами, рыбами. У детей капельки со схемами. (Детей можно распределить в пары сильного с более слабым) В соответствии схеме дети подбирают и прикрепляют на капельку картинки. Можно в процессе задать вопрос что означает схема и почему они так думают. (эта схема означает деревья - потому, что есть корни, ствол, ветки, почки, листья и т. д.)
- Ну что ж, готовы? (да) тогда по очереди будете прикреплять свои капельки под тучку, называя кому нужна вода.
Дети подходят прикрепляют капельку и говорят: «Вода нужна деревьям, вода нужна насекомым» и т. д.
- В-ль: Молодцы, помогли Капитошке! Вода нужна всему живому на земле и растениям и животным и птицам, и насекомым с рыбами, без воды никому не прожить!
- Капитошка : Давайте немного поиграем
Физминутка
«Капельки играют»
1, 2, 3, 4, 5 - любят капельки играть. (прыжки на носочках, руки на поясе). Мы ногами топ-топ, (выполнение движений в соответствии с текстом) Мы руками хлоп-хлоп, Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик, чик, Раз туда, два сюда, Повернись вокруг себя. Раз - присели, два - привстали, Руки кверху все подняли, 1- 2, 1- 2 - вот и кончилась игра. (хлопают в ладоши)
- В-ль: На Земле большие запасы воды, но не вся вода пригодна для употребления животными, растениями и человеком. Есть вода соленая и пресная. В морях и океанах - соленая вода, нам для жизни она не пригодна, но в ней, так, же, как и пресной воде живут разные организмы, приспособленные к жизни в соленой воде. Пресная вода - это вода без соли. Она находится в реках, озерах и нужна нам для жизни. Давайте сделаем с вами плакат и расскажем Капитошке, как люди используют воду. Перед вами картинка земли с кранами из которых капают капли – это вода которую мы с вами используем. Посмотрите, у меня в руках озеро (бахила) в котором много-много капелек. Доставая капельку, вы будете называть как человек использует воду и прикреплять её на плакат.
Дети по очереди достают капельки, прикрепляют на плакат и проговаривают: «Вода нужна людям, чтобы мыть окна» или «Человек использует воду для того, чтобы тушить пожар.» и т. д.
- В-ль: у нас получился плакат, на нём хорошо видно сколько мы тратим воды. Много или мало человек использует воды? (много)
- Капитошка : посмотрите, каким стало озеро? (маленьким)
Как вы думаете надо ли беречь воду? (да)
- В-ль: как же мы можем беречь воду? (полоскать рот наливая воду в стакан, не открывать сильно кран, не лить зря воду, не оставлять кран открытым и т. д.)
- Капитошка : Я хочу вам дать карточку- раскраску «Берегите воду», вы её раскрасите и повесите в ванной или на кухне, она будет вам напоминать, что воду надо экономить.
Показать картинки с чистым и грязным озером
- В-ль: Ребята посмотрите на картинку, что на ней изображено? (озеро)
- В-ль: Какое озеро? Какая в нем вода? (озеро большое, чистое, красивое; вода голубая, прозрачная, чистая; плавает рыба, птицы)
А вот еще одно озеро, какое оно? (грязное, плавает мусор, не красивое, нету рыбы, птиц)
А кто же его загрязнил? Почему так много мусора? Как он там оказался? (предположения детей)
- Капитошка : Люди нарушают правила поведения на природе и бросают мусор в реки, моют машины. Водоемы загрязняются не только от мусора, фабрики и заводы загрязняют реки отходами своего производства. От этого гибнут водные обитатели. Аварии танкеров оставляют на поверхности воды липкие нефтяные пятна, все это губит воду и морских обитателей.
Давайте сделаем плакат, который будет доносить проблему охраны источников чистой воды до других людей.
Вот два изображения с землей. Какая земля изображена на первой картинке? Веселая, счастливая, чистая, радостная)
На второй картинке какая земля? (грустная, грязная, больная, печальная, недовольная)
Перед вами лежат раскраски с изображением чистых и загрязненных водоемов, каждый возьмет по раскраске и прикрепит её рядом с той землей к которой она подходит, потом в свободное время мы с вами их раскрасим.
Дети берут раскраски и прикрепляют на плакат.
- Капитошка : получился у нас плакат, а вот надписи для него: Вода – источник жизни! Здоровая планета – Здоровые мы! Берегите воду!
- В-ль: после того, как вы раскрасите раскраски, повесим плакат в коридор, чтоб все люди берегли и охраняли водоемы. А что нужно делать для того, чтобы водоемы оставались чистыми?
(Не оставлять мусор после пикника, а собрать его и выбросить в бак.
Не засорять водоемы. Заводы и фабрики должны установить водоочистители. Не мыть машины и велосипеды у водоема. Не ловить лягушек, насекомых и других водных обитателей. Не рвать водные растения и не рубить деревья близ водоемов. Расчищать родники и ручьи от мусора.)
3. Рефлексия
Молодцы! Если все будут соблюдать эти правила, то водоемы будут чистыми, планета будет красивая, а люди здоровые.
- В-ль: как считаете важное было занятие? Ребята, скажите, о чем мы с вами говорили сегодня?
Какие природные явления где встречается вода вы запомнили? Кому нужна вода? Надо ли охранять водоемы? Что нового вы узнали?
- Капитошка : мне очень понравилось у вас в гостях, я хочу с вами станцевать свой любимый танец и в память о нашей встрече подарить капельки.
Под песню «Капитошка» в исполнении Волшебники двора дети исполняют логоритмический танец.
- Капитошка : До свидания, ребята! Мне пора возвращаться на тучку, до новых встреч!