Ирина Ивановна Полякова
Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Числовой ряд»
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности
во II младшей группе
по образовательной области «Познание» (ФЭМП)
на тему «Числовой ряд»
Воспитатель
Полякова И. И.
Цель:
1) сформировать представление о числовом ряде, закрепить умение считать до пяти, соотносить цифры 1-5 с количеством, сформировать опыт обратного счета от 5 до 1;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе „Числовой ряд“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты по ФЭМП, сенсорике
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
3) закрепить представление об изученных геометрических фигурах, умение выделять называть и сравнивать свойства предметов, ориентироваться в пространстве;
4) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, формировать опыт самоконтроля.
Материалы к НОД:
демонстрационный: домики с открывающимися дверями с числами 1, 2, 3, 4, 5, карточка с 5 геометрическими фигурами разных цветов, внутри которых нарисованы точки по цвету геометрических фигур (образец выполнения задания)
раздаточный: карточки с точками от 1 до 5; карточки с цифрами от 1 до 5; карточки с изображенными на них пятью домиками; карточка с 5 геометрическими фигурами; стаканчик с пятью фломастерами по цвету геометрических фигур.
Ход занятия
I. Введение в игровую ситуацию (мотивация детей).
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, воспитывать доброе отношение к окружающим.
Воспитатель собирает детей около себя на ковре.
- Как выдумаете, надо ли помогать тем, кто нуждается в помощи?
- Кому вы помогаете?
- Предлагаю нам отправиться в город, где живут числа и точки и помочь им расселиться по домам. Хотите? А сможем им помочь?
II. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать умение считать в пределах 5, соотносить цифры 1-5 с количеством, тренировать мыслительные операции и сравнение, развивать речь.
Игра «Ля-ля….Хлоп!»
-Прежде, чем отправиться в город, предлагаю поиграть в игру, вспомнить цифры от 1 до 5 (на полу лежат карточки с цифрами на каждого ребенка от 1 до 5).
(Под слова «ля-ля-ля» бегают по кругу, как только воспитатель хлопнет в ладоши и назовет цифру, дети находят ее и показывают).
Игра «Домики» (начало)
Дети садятся за столы, на которых лежат карточки с точками от 1 до 5, и листы с пятью нарисованными домиками.
Воспитатель рассказывает сказку:
-Жили-были точки (показывает на карточки). Жили они семьями. Семьи были разными (Воспитатель показывает по одной карточке не по порядку).
-Сколько точек было в этой семье?
(Дети считают, согласовывая числительное с существительным в роде, например: одна точка, пять точек и т. д.)
-Решили точки поселиться на одной улице. Домики свои поставили в ряд.
(Воспитатель предлагает рассмотреть карточки с домиками).
-Расселите точки по домикам.
(Дети произвольно размещают карточки с точками в домики).
III. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для построения числового ряда; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, логическое мышление, речь.
Игра «Домики» (продолжение)
-Захотели точки погулять.
(Дети сдвигают карточки на стол).
-Вдруг начался дождь, точки побежали домой.
- Точки должны зайти в домики, в которых они были вначале.
- Кто смог расселить точки в те же домики, что и сначала?
- Почему вы не смогли этого сделать?
(Потому что не помним, где были точки вначале).
IV. Совместное «открытие» нового знания.
Дидактические задачи: сформировать представление о числовом ряде, прямом и обратном счете, закрепить умение соотносить цифру с количеством; сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия; закрепить пространственные отношения «слева» - «справа».
- Как надо расселить точки так, чтобы не забыть, кто в каком домике живет?
- Когда вам легче найти игрушки: когда наведен порядок или когда они разбросаны?
(Когда наведен порядок)
- Найдите самую маленькую семью. Сколько там точек? (одна)
- В какой домик ее поселить, чтобы был порядок? (в первый)
(Дети берут карточку с одной точкой и кладут ее на изображение первого слева домика).
- Как вы думаете, какая семья должна жить во втором домике?
(Выслушиваются все предложения детей. Остальные карточки дети расселяют в домики самостоятельно, называя их порядковые номера: первый, второй, третий, четвертый, пятый).
-Молодцы! Назовите количество точек в каждом домике по порядку.
-А теперь пройдитесь по улице от конца до начала.
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы точки не забыли, где они живут?
(Дети соотносят цифры 1-5 с количеством точек и на крышу каждого домика кладут соответствующую карточку).
-Точки устали и решили опять поиграть, отдохнуть.
(После того, как пошел дождь, раскладывают карточки по местам).
-Все точки нашли свои домики?
- Давайте проверим. Пройдитесь по улице слева направо и справа налево. Молодцы!
V. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: закрепить умение находить место числа в ряду, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление.
Игра «Прятки»
(Дети встают из-за столов и подходят к доске, на которой размещены домики. Двери у домиков открываются и в них видны числа 1, 2, 3, 4, 5).
- На этой улице живут числа, они предлагают вам поиграть в прятки.
(Воспитатель просит детей закрыть глаза и закрывает дверь одного из домиков).
- Какое число спряталось?
-Почему ты думаешь, что спряталось число 3?
(Потому что после числа 2 идет число 3).
Игра «Велосипед»
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию.
- Числа, поселившись в домики, решили разбить неподалеку сад и посадить клумбы. До сада можно доехать на велосипедах.
(Дети ложатся на ковер на спину и делают движения ногами, как при езде на велосипедах).
Игра «Клумбы»
Дидактические задачи: закреплять представления о числовом ряде, умение вести счет по названному числу, соотносить цифру с числом;
закрепить изученные геометрические фигуры, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов;
тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, ориентацию, моторику рук, сформировать опыт самоконтроля.
(Дети садятся за столы, на которых находятся листы бумаги с нарисованными на них геометрическими фигурами – это клумбы разного цвета).
-Сколько клумб сделали жители? (5)
- Чем клумбы отличаются? (Цветами и формой)
(Воспитатель предлагает посадить на клумбу цветы, таким же цветом, как и цвет клумбы. Цветы – точки).
- Цвет посаженных цветов должен быть таким же, как цвет клумбы.
- На красную круглую клумбу посадите 2 красных цветка.
-Сколько цветов вы посадили на красную круглую клумбу?
(Дети выполняют работы на все клумбы. Цветы – точки).
-Жители города пошли рассматривать посаженные клумбы. Но так как числа расселились по порядку, то и клумбы они стали обходить по порядку.
-К какой клумбе по форме подошли жители сначала?
(К квадратной, потому что на ней растет 1 цветок).
- Какая клумба была следующая? Почему вы так решили? И т. д.
(Воспитатель предлагает детям сначала прошагать пальчиками от клумбы к клумбе по порядку, а затем соединить клумбы линией, то есть нарисовать путь жителей от клумбы к клумбе).
После выполнения задания всеми детьми вывешивается на доске схема для проверки выполненного задания.
VI. Итоги занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
- В каком городе мы побывали?
- Кому и чем мы помогли?
- Что вам больше всего понравилось?
Воспитатель выслушивает детей, хвалит за то, что они помогли числам, несмотря на трудности. А помочь помогли, потому что знают, как числа располагаются по порядку.
После занятия: построенный числовой ряд (домики с числами и точками) вывешиваются на видном месте.