Елена Моисеева
Конспект по обучению грамоте Тема «Путешествие в Страну Знаний» (6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: помочь дошкольника освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.
Задачи:
• Закрепить умение определять местоположения звука в слове;
• Упражнять в звуковом анализе слов;
• Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
• Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков.
Предварительная работа:
Оборудование: мультимедийное оборудование, демонстрационные картинки для анализа слогового состава слов, раздаточные картинки для звукового анализа слов.
Публикация «Конспект по обучению грамоте Тема „Путешествие в Страну Знаний“ (6–7 лет)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Ход занятия
I. Оргмомент
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, а гостям мы всегда рады. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся.
II. Постановка цели занятия «Звуковое письмо»
Ребята! Сегодня к нам в группу пришло необычное письмо – звуковое. Давайте послушаем его (звучит запись «письма» от Королевы Знаний)
«Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»
Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте, вспомним все те буквы и звуки, которые мы с вами уже изучили. (Воспитатель загадывает загадки про гласные, а дети называют отгадки - буквы.)
2. Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене
Он рисует букву …
(Е)
3. Букву мы напишем в строчке,
Сверху две добавим точки,
Будто глазки у неё,
Получаем букву …
(Ё)
4. У иголочки- иголки,
Носик тоненький и колкий
И торчит из ушка ниточка- подружка.
А уколет, преврати
В неколючку букву…
(И)
5. Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву …
(О)
6. Я нашёл сучок в лесу,
Он похож на букву …
(У)
7. Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква …
(Ы)
8. Экскаватор землю роет-
Трубопровод новый строит,
Весь измажется в земле,
Превратиться в букву….
(Э)
9. Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква…
(Ю)
(Я)
III. Артикуляционная гимнастика
Скажите ребята, чем отличается буква от звука?
(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим)
-Давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губ. А-О-У-Ы-И-Э (выполняется упражнение).
Молодцы, ребята, а теперь мы можем отправляться в путь! Закрываем глаза. Раз-два-три в Страну знаний нас веди! мы попали в Страну знаний. Проходите, садитесь за парты красиво и правильно.
IV. Задание 1 «Подели слова на слоги и определи их количество»
Вот первое задание, которое называется «Подели слова на слоги и определи их количество».
-Ребята, у вас на столах лежат таблички с цифрами 1, 2, 3. Сейчас я буду показывать вам картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? (Да).
(Сколько слогов в слове «Кукла»(2). А как еще мы сможем проверить? (при помощи хлопков). Сколько в этом слове гласных звуков? (2). Почему? (потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов).
V. Задание 2 «Расколдуй слово»
Вот второе задание «Расколдуй слово»
- Ребята, посмотрите на эти затейливые картинки. Это картинки не простые, а волшебные. Давайте «расколдуем» их. Посмотрите внимательно и скажите, название какого предмета спряталось в каждой из них.
-Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились! Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.
VI. Пальчиковая игра-массаж
А сейчас немножко отдохнём сделаем массаж рук мячиком – ежиком:
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И в руках его сожму.
VII. Задание 3 «Звуко - буквенный анализ слов»
Ребята, вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, а также ударные и безударные).
Первое слово «ЛИСА». Из каких звуков состоит слово «лиса». Первый звук «ль», он какой (согласный, мягкий, мы обозначаем его фишкой зеленого цвета, проверяем, верно). Следующий звук какой (звук «и», он гласный, а гласные буквы мы уже знаем, находим букву «и»). Какой следующий звук? (звук «с», согласный, твердый, отмечаем фишкой …синего цвета). Последний звук в слове «лиса» (звук «а», он какой – гласный, находим букву «а», проверяем). Ребята, давайте поставим ударение в слове «лиса», произносим все вместе, на какой звук падает ударение, отмечаем.
Аналогично анализируем слово «РОЗА»
VIII. Задание 4 «Найди слова и обведи их»
Ребята, перед вами текст, найдите в нем сочетания букв ТРУД и обведите их карандашом. Сколько сочетаний обвел каждый из вас? Молодцы.
IX. Задание 5 «Допиши буквы» (индивидуальное задание)
-Ребята, у вас на столах лежат карточки с недорисованными буквами. Внимательно посмотрите на них и буквы эти допишите.
(после того, как задание будет выполнено, опять звучит голос Королевы Знаний)
«Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это я вас награжу. Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вновь в Стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!»
(дети находят сундучок, а в нем находятся медальки, «Веселые буквы», для каждого ребенка. Воспитатель раздает медали каждому ребенку.)
- Ребята, вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний.
X. Итог занятия.
- Чем мы занимались на занятии?
- Что больше всего вам понравилось на занятии?
Давайте опять закроем глаза! ( воспитатель произносит слова: раз, два, три в группу нашу нас веди)
XI. Источники информации
1. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте (для занятий с детьми 3 – 7 лет). М., 2009
3. Журова Л. Е. Обучение дошкольников грамоте. Москва «Школа-Пресс», 1999.