Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «В путешествие с колобком»

Наталья Жихарева
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «В путешествие с колобком»

Программное содержание:

- Продолжать учить проводить звуковой анализ слов, вычленять словесное ударение,составлять предложения из трех, четырех слов с заданным словом, называть в последовательности слова в предложении.

- Закреплять умение детей различать на слух гласные и согласные звуки, называть слова с заданным звуком, определять первый звук в слове, делить слово на слоги, определять количество слогов и место слога в слове.

- Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг – друга.

- Активизировать в речи детей слова: слог, слово, звуки, предложение.

Методы и приемы:

Наглядность, вопросы, дидактические игры, самостоятельная деятельность, ответы детей, сюрпризный момент, загадки, физминутка.

Инвентарь:

Мягкие игрушки: заяц, волк, медведь, лиса, колобок, письмо, фишки зеленого, красного, синего, черного цвета, схема четырёхзвукового слова, указка, карточки с изображением предметов, мяч, братцы - гномики.

Ход занятия.

Организационный момент:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

Меня слушать все начнём!

Сюрпризный момент:

Ребята, один сказочный герой приглашает вас в путешествие. А кто он вы узнаете, если отгадаете загадку:

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел.

У него румяный бок…

Вы, узнали? (Колобок).

Игра “Бабушкина сумка”

Ребята, бабушка с дедушкой отпустят с нами колобка, если мы с вами купим продукты питания в магазине, но мы должны купить только те продукты, в названиях которых есть звуки [м] ,[мь].

(Дети встают в очередь к прилавку и по очереди называют продукты со звуками, если ребенок ошибается, он встает в конец очереди, если называет правильно занимает свое рабочее место за столом, детям,которые не справились с заданием помогают дети за столом).

Первое задание мы выполнили, продолжаем путешествие. И первым у нас на пути встречается…

Загадка.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы? (Заяц)

Работа за столом с карточками.

Заяц тоже приготовил для нас с колобком задание. Прежде чем приступить к выполнению задания, послушайте загадку:

Оно может быть ласковым, может быть грубым.

Оно может быть тихим, может быть громким.

Оно может обидеть, может рассмешить.

Его можно сказать, а можно взять и написать,

Но для этого надо буквы знать. Что это? (Слово).

Как называется часть слова? (слог). Молодцы, вспомнили.

Игра “Сколько слогов в слове?”

А теперь обратите внимание, у вас на столе лежат карточки. На карточках изображены разные слова. Вы называете, что изображено на картинке, сколько слогов в этом слове.

(Дети по очереди называют слова и определяют количество звуков в слове).

Дарина, назови первый слог в своем слове, второй и третий.

Никита, теперь ты назови второй слог в своем слоге и т. д.

(Несколько детей определяют место слога в словах)

Молодцы! Второе препятствие мы преодолели и нас встречает….

Загадка:

На овчарку он похож.

Что ни зуб-то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Он тоже для нас приготовил испытание.

Игра “Ох, уж эти звуки”.

Из чего состоят слова, когда мы их произносим (звуков? Вспомните, какие бывают звуки? (Твердые и мягкие согласные, гласные).

Волк принес нам карточки и просит, чтобы мы поделили их между братцами – гномиками Тимом и Томом.

Братцы вчера перемешали все карточки и не смогли их правильно разложить.

Тому мы отдадим карточки, на которых изображены предметы, названия которых начинаются на согласный твердый звук. А Тиму отдадим карточки, на которых изображены предметы, названия которых начинаются на согласный мягкий звук.

(Дети поочереди берут карточки, называют с какого звука мягкого или твердого начинается слово, и отдают братцам).

И с этим заданием мы справились. Кто же нам следующим встретится в путешествии?

Загадка:

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (Медведь).

Ребята, давайте опишем медведя. Какой он? (большой, косолапый, мягкий, веселый и т. д). Что любит медведь больше всего? (мед). Молодцы! А сейчас, давайте, выполним задание медведя, составим предложения о медведе из двух, трех слов, но обязательно в предложении должно быть слово медведь.

(Дети составляют предложения, затем называют 1-е, 2-е, 3-е слово в предложении).

И с заданием медведя мы справились. Прежде чем продолжить путешествие, немного поиграем!

Физкультминутка

Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

(Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту).

Продолжаем путешествие.

Загадка.

Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса)

Лиса хочет, чтобы мы с вами помогли ей сделать звуковой анализ слова лиса.

Звуковой анализ слова лиса.

Ребята, давайте произнесем слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук. Какой звук мы слышим? Звук [л] – согласный или гласный звук? Если он согласный, он твердый или мягкий звук? Фишкой, какого цвета мы обозначит согласный мягкий звук?

(У доски и на местах дети обозначают на схемах звук «л» зеленой фишкой. Второй ребенок определяет второй звук в слове лиса. С указкой он читает слово, интонационно выделяя звук «и», называет его, отмечает, что это гласный звук, и обозначает красной фишкой. Одновременно дети работают за столами. Следующий воспитанник определяет третий звук в слове лиса. Он читает слово, интонационно выделяя звук «с», синхронно ведя указкой под схемой звукового состава слова, называет третий звук. И наконец, вызывается ребенок для определения четвертого звука в слове. Он произносит его с интонационным выделением звука «а», читая слово с указкой и задерживая ее под четвертой клеточкой. Называет звук «а», отмечает, что этот звук гласный, и обозначает его красной фишкой. Одновременно идет работа за столами.)

Не забудьте поставить ударение в слове. Максим, на какой звук подает ударение в слове лиса?

Итог занятия:

Ребята, вот и закончилось наше путешествие с колобком. Кто вспомнит, какие задания мы выполняли во время путешествия? Какое задание вам понравилось больше всего? А были ли задания, которые вызвали у вас затруднения?

Подойдите к столу. На столе лежат смайлики, если вы считаете, что справились со всеми заданиями, возьмите веселого смайлика, а если вы считаете, что некоторые задания у вас вызвали затруднения, возьмите грустного смайлика.

(Дети выбирают смайликов)

На этом наше занятие заканчивается, вы хорошо потрудились, теперь можно и поиграть.

Используемая литература:

Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие/ Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Л. Н. Дурова, Л. Н. Невская / Под ред. Н. В. Дуровой. – М. : Школьная Пресса, 2004.

Дошкольное воспитание № 5 2008г Праздник грамоты стр 41-45

Сборник загадок: Пособие для учителя/ Сост. М. Т. Карпенко. - М. : Просвещение, 1988.

http://www.sunhome.ru/poetry/133234

http://pikuleva.ru/stihi1/kak-zhivjosh.html

Публикации по теме:

Активные методы и приемы подготовки детей к обучению грамоте Основные задачи подготовки к обучению грамоте в старшей группе: Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;.

Перспективное планирование НОД по обучению грамоте по программе «Развитие» Л. А. Венгера в старшей группе Сроки № занятий Программные задачи Средства решения задач Сентябрь 1-2 * закреплять представления детей о слове; * закреплять интонационно.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Русские народные сказки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «В путешествие с колобком»
Опубликовано: 24 марта 2015 в 21:40
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 сентября. День аквариумов на МААМ

Первые аквариумы появились в середине XIX века в Британии. Именно там заметили, что некоторые рыбки не погибают в неволе, а очень даже хорошо себя чувствуют, и для нормального существования им достаточно...

16 сентября. День кукольного театра на МААМ

В этот день 88 лет назад в Москве был открыт Театр кукол. Сейчас он носит имя своего первого руководителя, Сергея Владимировича Образцова, и считается крупнейшим кукольным театром в мире. За это время в...

Отчёт музыкального руководителя по годовому творческому проекту «Люблю тебя, мой край...
Отчёт музыкального руководителя по годовому творческому проекту «Люблю тебя, мой край родной» Тип проекта: творческий, межгрупповой, долгосрочный ( на...
Игры-тренинги по правилам дорожного движения
«Паровозики» и «машины». Игры-тренинги по правилам дорожного движения. Вместе с детьми сделайте из подручного материала ( стульчиков, крупных...
Картотека подвижных игр по правилам дорожного движения
Картотека подвижных игр по правилам дорожного движения. «Поезд». Дети становятся друг за другом в колонну по одному, не держась за руки. Первый -...