Елена Рогожина
Конспект занятия по обучению грамоте в детском саду «Звук и буква Ы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
Познакомить с гласным звуком «Ы». Познакомить с печатным написанием буквы «Ы». Дать понятие о том, что звук и буква «Ы» могут находиться в середине или в конце слова. Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. Учить интонационно выделять звук «Ы» в словах. Делить слова на слоги. Развивать фонематический слух.
Материал: Демонстрационный материал «Звуки и буквы» (лист 6) Е. В. Колесникова, разрезная азбука большого формата.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в детском саду „Звук и буква Ы“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Раздаточный материал: набор магнитных букв, схема для определения места звука в трех позициях, рабочая тетрадь «От А до Я», карандаши.
Методы и приемы: Сюрпризный момент, художественное слово, артикуляционная гимнастика, объяснение, показ, дидактическая игра, индивидуальная помощь детям, итог.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО, ребята!
– ДОБРОЕ УТРО, Елена Викторовна!
- К нам в гости сегодня пришел Мышонок. Он принес нам много игр, в которые мы с вами сегодня поиграем. Но для начала, он хочет загадать вам загадки:
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки (мышь)
Кольцо в носу, глаза налиты кровью.
Оберегает он семью коровью.
Всегда на страже собственного стада,
Дразнить его совсем не надо.
Он к разным шуткам не привык,
Не понимает их, он -(Бык)
Творожку я брат,
Сметанке- сват,
Маслу – племянник,
А молоко-моя мать. (Сыр)
Из малых кошек, из пятнистых,
А на ушах, представьте, кисти!
Короткий хвост.
Не скажешь «Брысь»,
Она ведь хищник грозный (Рысь)
- Мышь, бык, сыр, рысь. Какой одинаковый звук мы слышим в этих словах (Ы)
- Какой это звук? (гласный)
- Почему звук «Ы» гласный? (Произносится плавно и протяжно, воздух, выходящий изо рта, не встречает преград.)
- Как мы обозначаем гласные звуки? (Красным кружком).
- Я вам принесла картинки, посмотрите и назовите предметы. (Сыр, дыня, рыба.)
Назовите звук, который слышится в каждом слове. («Ы».)
Назовите слова еще раз, произнося звук «Ы» более протяжно. (Сыыр, дыыня, рыыба.)
Определение позиции звука Ы в словах.
- Подумайте и назовите слова со звуком «Ы». (Дым, рысь, бык, сыр, мышка, мыло, лыжи, рыба, горы, шары, шорты.)
- Есть ли звук (Ы) в слове рыба?
- Где слышится звук (Ы) в слове рыба? (В середине слова).
- На нашей полоске звук (Ы) займет среднее окошко.
- Есть ли звук (Ы) в слове шары?
- Где слышится звук (Ы) в слове шары? (В конце слова).
- На нашей полоске звук (Ы) займет последнее окошко.
-Назвал ли кто-нибудь слова со звуком Ы в начале? (Нет.)
Объяснить детям, что в русском языке действительно нет слов, которые начинаются на звук «Ы».
Прочитать стихотворение Е. Благининой.
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву «Ы».
Работа с раздаточным материалом
Затем предлагаю детям пододвинуть такие же карточки, лежащие на их столах, и, взяв красный кружок, положить его в нужное место полоски (начало, середина или конец) после того, как услышат каждое слово. Слова произношу четко, вначале акцентируя звук Ы, затем снимая этот акцент, с небольшими паузами после каждого слова. (Мыло, шорты, мартышки, часы, цыпленок)
(Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)
Повторить с детьми, что звуки слышатся и произносятся.
Физминутка «Мы бегаем кругом»
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
И бегаем кругом. (садятся за столы)
Деление слов на слоги.
- Возьмите длинную полосочку - это будет слово. Каждое слово делится на части-слоги. Сейчас я буду говорить слова, а вы попробуете разделить их на слоги и под длинной полосочкой выложить короткие полосочки. Сколько частей в слове, столько коротких полосочек у вас должно быть. (Часы, ландыш, цыпленок)
Знакомство с буквой О
- Звук Ы живёт в букве Ы. Вот она, посмотрите (показ буквы и прочитать про нее стихотворение И. Блюмкина).
Кот Васька, как и все коты,
Когда сидит, напоминает букву Ы.
- Ребята, найдите букву Ы среди других букв в своих кассах.
- Проведите по ней пальчиком (обследование пальчиком буквы Ы).
- На что похожа буква Ы?
Акцентировать внимание детей на том, что букву видят и пишут.
- Букву мы с вами увидели, теперь предлагаю научиться ее писать.
Работа в тетради «Пишем букву Ы»
- Вам нужно написать букву Ы, как показано на рисунке, сначала по точкам, а потом самостоятельно.
Пальчиковая гимнастика
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз).
- Взяли карандаши, пишем букву Ы. Спинка прямая.
Во время выполнения задания, слежу за осанкой детей, за умением держать карандаш)
Схемы слов.
Еще раз назовите предметы. (Сыр, дыня, рыба.)
Покажите соответствующие им схемы.
Итог
- С каким звуком вы сегодня познакомились?
- Какой это звук?
- Почему гласный?
- Какой буквой обозначен звук (Ы?
- Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. Познакомились с новой буквой.