Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Сохраним природу от огня»

Заикина Наталья
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Сохраним природу от огня»

Цель: Формировать экологическую культуру, навыки безопасного поведения детей на природе.

Задачи:

Образовательные:

- Учить осторожному обращению с огнем;

- Формировать чувство ответственности за свои поступки;

- Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе; об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья; нормы поведения в природе.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Сохраним природу от огня“» размещена в разделах

- Формировать у детей бережное отношение к природе; систематизировать знания о природе.

- формировать представления о том, что человек – часть природы, он должен беречь, охранять и защищать её;

- Формировать у детей знания правил пожарной безопасности в лесу, знания о причинах возникновения пожара, действий при пожаре;

Воспитательные:

- Воспитывать умения правильно вести себя в природе.

- Воспитывать умения соблюдать правила безопасного поведения в лесу.

- Воспитывать любовь к природе родного края.

Развивающие:

- Уточнять и развивать знания детей о роль леса в жизни человека, животных;

- Развивать и расширять активный словарь детей;

- Развивать смекалку, логику, быстроту мышления.

- Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы;

Материал и оборудование:

- Плакаты по пожарной безопасности в лесу;

- Рисунки на тему «Пожар в лесу»;

- Просмотр демонстрационного материала по пожарной безопасности;

- Просмотр презентации: «Лесные пожары», «Причины лесных пожаров», «Спасение леса»;

- Игрушка ёжик

Словарные слова: лесные массивы, природные ресурсы.

Ход занятия

Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два.

Ты его рукой не тронь

Искусает всю ладонь (огонь).

- Видели ли вы огонь костра, огонек свечи, пламя горящих в печи поленьев? (ответы детей) - Расскажите, как выглядит огонь (ответы детей)

Верно, огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени все время в движении, они трепещут, колеблются, дрожат. Вокруг огненного пламени вьется дым. Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило давать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло.

Пожары происходят и сейчас, в наше время. И очень часто они возникают там, где неосторожно и небрежно обращались с огнем.

- Ребята, а вы любите бывать в лесу?

(спокойная тихая музыка)

Ребята, сегодня мы с вами пойдем на прогулку в лес. Правда это будет не обычная прогулка и совсем незнакомый лес. Сегодня вы не услышите пение птиц, шелест листвы, не увидите любопытных зверушек.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения Н. Дряевой «Пожар в лесу».

Демонстрация слайдов «Лесные пожары»

Волк с лисицей спозаранку

Вышли летом на простор.

Выбрали в лесу полянку

И зажгли большой костёр.

Но, беда подкралась вдруг.

Запылало всё вокруг!

Ярко красные массивы

Устремились в небеса.

Волк бежал что было силы,

И исчезла вмиг лиса.

Дым поднялся до небес,

Зарыдал волшебный лес!

Не шумят уж больше ели,

Все исчезли паучки.

Поутихли свиристели

И весёлые сверчки.

А от ягод и грибов,

Не осталось и следов.

Воспитатель показывает детям игрушку ёжика.

Посмотрите ребята, кто у меня в руках?

В лесу остался лишь маленький ёжик, все остальные звери задохнулись от едкого дыма и сгорели. Ёжик получил ожоги во время пожара. Он нашел укромное место и спрятался там. Он был уставшим, голодным и очень расстроенным - по всей округе не нашлось ни крошки еды для него.

Бедный ёжик! Представляете какой ужас и страх он пережил. Деревья, молча, плакали, ведь они не могли сдвинуться с места. Животные убегали, уползали, улетали от жара, огня и удушливого дыма. Ёжик остался без своего дома, его родной лес сгорел! Оставайся с нами, мы тебя накормим. Ребята, кто из вас знает, каковы последствия лесных пожаров? (Ответы детей)

- Не стало деревьев, которые очищают воздух. Животным и птицам негде теперь жить. Люди не смогут пойти на природу, полюбоваться красотой леса, собирать грибы, ягоды.

- Ребята, а что стало причиной пожара в лесу, в котором жил ёжик?

(Ответы детей) Волк с лисицей развели огонь и оставили костер без присмотра.

- Это сказочные животные развели огонь. А могут ли настоящий волк и лисица зажечь костер? ( Ответы детей: Не могут)

- Если не животные, то кто же может стать виновником лесного пожара? ( Ответы детей: Люди могут развести костер.)

Демонстрация слайдов «Причины лесных пожаров».

Верно, люди разводят костер в лесу. Это могут быть туристы, отдыхающие или охотники.

- Скажите, почему вспыхивают лесные пожары? (ответы детей) Верно, причиной лесных пожаров становятся, прежде всего, небрежность и неосмотрительность людей. Люди разжигают костры или ставят мангалы для приготовления шашлыка. Но разводить костры нельзя во время сильного ветра, рядом с сухой травой, под деревьями, рядом с хвойными деревьями. За ним нужно постоянно следить. Пожары вспыхивают из-за непотушенного костра, горящего уголька, брошенной спички. Ветер быстро раздувает маленькую искру по сухой траве и начинается сильный пожар. Сначала тлеют тонкие сухие былинки, а потом ветки и деревья.

Как вы думаете, ребята, а может ли стать причиной пожара в лесу мусор, который нерадивые туристы не убрали после себя? (ответы детей.) Даже крошечное стеклышко может выжечь весь лес. Не знаете, как? А очень просто: если на него попадет солнечный лучик, то он разогреет траву или ветки под стёклышком до такой степени, что они могут загореться. Мусор нужно сжечь на костре. А то, что не горит, собрать в пакеты и вынести за территорию леса.

А что же делать, если все-таки в лесу случился пожар? (ответы детей). Если очаг возгорания небольшой, можно вместе со взрослыми потушить его своими силами: залить водой, засыпать землей или накрыть плотной тканью (например, брезентовой палаткой или влажным одеялом). Если вы не в силах потушить огонь, нужно срочно вызывать спасателей или пожарных по телефону… ( Ответы детей: 01!)

Правильно!

Демонстрация слайдов «Спасение леса».

Тушить горящий лес – это очень сложная и порой опасная задача. Много сил и времени уходит у пожарных на то, чтобы справиться с большими очагами возгорания. Пламя заливают водой, засыпают землей и песком, вокруг горящих участков леса роют канавы, чтобы огонь не перекинулся на соседние деревья. В тушении пожаров задействованы и специалисты, и техника: пожарные машины и вертолеты, трактора и бульдозеры. Много добровольцев оказывают посильную помощь спасателям. Ведь очень важно не только потушить пламя, но и не дать ему разгореться снова. Поэтому пожарные проверяют каждое упавшее дерево, каждый обгоревший кустик или пенек – не тлеет ли где-то уголек, от которого огонь может разгореться с новыми силами. И все-таки, пожар в лесу легче предупредить, чем потушить. Мы должны беречь нашу природу, поэтому каждый из вас должен запомнить главные правила поведения в лесу.

Как вы думаете, что нужно сделать человеку, чтобы спастись от пожара в лесу (Ответы детей)

1. При обнаружении природного пожара следует немедленно предупредить всех находящихся поблизости людей и постараться покинуть опасную зону.

2. Выходить нужно на дорогу, широкую просеку, опушку леса, к водоему.

3. Двигаться следует навстречу ветру, который гонит огонь.

4. Если обстоятельства мешают уйти от огня, нужно войти в водоем или остановиться на открытой поляне, накрывшись мокрой одеждой.

5. Дышать лучше воздухом возле земли (он менее задымлен, если много дыма, надо смочить водой платок (минеральной водой, если нет простой) или одежду и дышать через мокрую ткань. Убегать от пожара следует, пригнувшись к земле.

Физминутка.

Сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.

Эксперимент первый:

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи. – Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек). Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер, или пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь - стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.

Эксперимент второй:

Воспитатель подносит к огоньку лист бумаги. Ребята, быстро сгорает бумага? (Да).

Эксперимент третий:

Воспитатель подносит к огоньку немного ваты. Ребята, а вата быстро сгорает? (Да).

Эксперимент четвертый:

Воспитатель подносит деревянную щепку. Ребята, а дерево быстро сгорает? (Нет). Да, дерево медленнее загорается, но когда горит, то горит долго. И это очень опасно.

Эксперимент пятый:

Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, земли, песка). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да).

Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).

Эксперимент шестой, седьмой: Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.

Эксперимент восьмой:

- А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому, когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

Вам понравились эксперименты? Надеюсь, теперь вы убедились, как опасны игры с огнём.

В заключение нашей беседы, хочу подвести итог и провести викторину по пожарной безопасности. Чтобы узнать кто из вас самый лучший знаток пожарной безопасности.

-За каждый правильный ответ вы получаете красную фишку, а набравший наибольшее количество становится победителем и получает звание «Знаток пожарной безопасности»

Вопросы викторины:

Прежде чем начать напомните мне, пожалуйста, как называется профессия людей, борющихся с огнем? (Пожарные)

1. Почему пожарная машина красная? Ответ: Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет - цвет огня.

2. Чем опасны пожары? Ответ: При пожаре могут сгореть дома, леса, поля, но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.

3. Чем еще опасен пожар, кроме огня? Ответ: Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате, лесу, легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.

6. Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город? Ответ: Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу.

4. Чем можно тушить начинающийся пожар? Ответ: Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.

5. Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками? Ответ: Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара.

6. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? Ответ: Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит.

Подведение итогов викторины. Вручение почётных медалей победителям.

Ребята сохраним наш лес от пожара, пусть он радует всех своей красотой и прохладой!

На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо!

Публикации по теме:

«Сбережём природу от мусора». Занятие по ознакомлению с окружающим миром с детьми дошкольного возраста«Сбережём природу от мусора». Занятие по ознакомлению с окружающим миром с детьми дошкольного возраста Программные задачи - Рассказать детям о взаимосвязи деятельности человека и влияние этой деятельности на природу. - Учить детей выражать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дикие и домашние животные» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе беседы о домашних и диких животных. Задачи: - уточнить знания детей о животном.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир растений» Занятие: «Путешествие в мир растений» Цель: Обобщить и закрепить знания детей о растительном мире Брянской области. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир животных» Занятие: «Путешествие в мир животных» Цель: знакомство с живой природой. Задачи: закрепить знания детей о животном мире Брянской области:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое утюга»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое утюга» Цель: продолжать раскрывать перед детьми удивительный, многообразный мир, мир продуктов творческой деятельности человека, вызвать восхищение.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к Оле и Толе»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к Оле и Толе» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "В гости к Оли и Толи" во 2 младшей группе. Задачи:Продолжать показывать детям функциональное.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «У кормушки» Программное содержание. Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности. Учить различать разные крупы, смешивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Воздух, вода и свет» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе организации познавательной деятельности. Задачи: дать детям представление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Теремок» Цель: Формировать представления детей о бережном отношении к природе. Задачи: 1. Углублять знания детей о диких животных региона. 2. Воспитывать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Части суток» Тема: Части суток Цели: развивать умение детей сравнивать предметы по длине, составлять узоры путем комбинирования цвета и формы; учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Сохраним природу от огня»
Опубликовано: 13 марта 2022 в 04:00
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД