Сафиулова Марина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Животные холодных и жарких стран»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:"Животные холодных и жарких стран"
Цель: Систематизировать представления детей об умение животных
приспосабливаться к среде обитания.
Задачи:
1. Формировать представления детей о диких животных холодных и жарких стран,
уточнять и расширять словарь по теме.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Животные холодных и жарких стран“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Продолжать учить определять место обитания животного по внешнему виду.
2. Развивать любознательность, внимание, мышление, общую моторику. Развивать
связную речь и умение правильно строить предложение, используя
прилагательные.
3. Воспитывать чувство любви и дороты по отношению к окружающему миру.
Воспитывать инициативность, навыки сотрудничества, дружелюбие.
Формировать гендерную принадлежность, используя приемы гендерной
идентичности.
Активизация словаря: мерзлота, климат, север, юг, холодная, жаркая, пустыня, равнина, серая, унылая, седая, мох, чум, яранга, Тундра, Арктика, Африка, тропический лес, белый,полярный, хищный, всеядный, названия животных и растений.
Материал:
Демонстрационный : аудиозапись с шумом работы моторов самолета.
Сюжетные картинки: Тундра, Арктика, Африка.
Предметные картинки: олень, волк, рысь, лось, бурый медведь, лемминг, белый медведь, белая полярная сова, гага, белый полярный волк, песец- полярная лиса, нерпа, морж, тюлень, кит, косатка, белуха- белый полярный дельфин, слон, верблюд, жираф, носорог, крокодил, зебра, гиена, обезьяна, попугай, лев.
Раздаточный: "фотографии"- раскраски,с изображением животных холодных и жарких стран, танграм " Медведь".
Преварительная работа:
-Беседы о климате и животных Тундры, Арктики, Африки.
-Настольно-печатные игры:
"Животные жарких стран"
"Животные Севера"
-Использование художественной литературы:
чтение стихотворений, рассказов, сказок, пословиц, поговорок, отгадывание загадок на тему " Животные холодных и жарких стран"
-Изобразительная деятельность:
"Рисование животных холодных и жарких стран"
-Дидактические игры:
" Угадай, кто я?"
"Кто чем питается?"
"Найди отличия"
"Четвертый лишний"
-Подвижные игры:
"Мишки на Севере"
"У медведя во бору"
"Море волнуется раз. "
-Физкультурные минутки:
"Попугай"
"Вы видали"
Ход непосредственно- организованной деятельности:
-Ребята, хотите отправиться в увлекательное дальнее путешествие? (ответы детей)
-Я предлагаю совершить его на самолете. Вы согласны?
-Приглашаю вас на борт нашего воздушного корабля. Познакомьтесь с маршрутом путешествия. Сначало мы пролетим над холодными северными странами, затем сделаем посадку в жаркой южной стране, а потом вернемся домой. Я буду стюардесой, а вы пассажирами.
-Уважаемые пассажиры! Займите свои места и пристегните ремни! Взлет!
(включаю аудиозапись с шумом работы моторов самолета)
-Наш самолет набрал заданную высоту и направляется на север. Посмотрите в иллюминаторы. (выставляю картинку Тундры)
-Ребята, что вы видете (природу)
-Давайте опишем природу, что вы видете внизу? (равнину)
-Какая равнина? (серая, унылая.)
-Внизу перед нами серая, унылая и седая равнина.
-А какое небо над равниной? (серое, скучное, пасмурное)
-Небо над равниной скучное, серое, пасмурное.
-А что вы еще видите? (мох, кочки)
-Мох, кочки все бесконечно. Если и встретишь лес- то высотой по колено.
-Ребята, как называется земля над которой мы летим? (Тундра)
-Правильно, эта земля называется Тундра.
-Кого мы еще видим? (оленей)
Читаю стихотворение Б. Заходера
-Быстрые ноги не вязнут в снегу,
Голову вскинул олень на бегу-
Вскинул высоко, как будто гордится,
Что человеку сумел пригодиться!
-Ребята, предлагаю всем достать свои волшебные фотоаппараты и сфотографировать оленей на память о нашем путешествии. (имитация фотографирования)
-Ребята, а как приспособился олень к жизни в тяжелых условиях тундры, что помогает ему выжить? (выносливость, быстрые ноги.)
-Оленю помогает выжить выносливость, у него сильные ноги, толстая шкура с теплым мехом.
-А чем питается олень? (мхом)
-Совершенно верно, олень питается мхом-ягелем, он своими копытами разгребает снег и лед, под которым и растет мох. Так что холлод и голод ему не страшны.
-Ребята, а какую пользу приносит олень человеку, как он служит ему?
(ответы детей)
-Человек передвигается на оленях, это " самый удобный транспорт" в тундре.
Из теплых шкур животных люди шьют одежду, обувь, утепляют свои дома-жилища- чумы, яранги (показываю картинки, а мясо и жир животного употребляют в пищу.
- А каких животных, живущих в тундре вы знаете еще? (волк, рысь, бурый медведь, лось, лемминг- показываю картинки)- дети " фотографируют" животных.
- Ребята, услышали олени гул нашего самолета, испугались и убежали далеко в тундру!
- Давайте не будем им мешать. Наш самолет продолжает свой полет.
- А мы представим себя маленькими самолетиками и тоже полетаем!
- Динамическая пауза.
1,2,3,4,5 - руки в стороны
В полет отправляем самолет!
Правое крыло-вперед! Левое крыло- вперед!
Полетел наш самолет.
Самолет гудит у-у-у
Мы летим. в Арктику!
- С Тундрой граничит Арктика. Мы подлетаем к Арктике! Посмотрите в иллюминаторы. (показываю сюжетные картинки "природа Арктики")
-Это большая часть земного шара, в центре которой находится Северный Ледовитый океан, покрытый льдами. Здесь царствует вечная мерзлота.
-Как вы думаете, каках животных можно встретить среди мерзлоты, льда и воды?
(выслушиваю ответы детей, показывая картинки животных, которых они называют, напоминаю о том, чтобы "фотографировали" своими волшебными фотоаппаратами животных (белый медведь, белая полярная сова, белый полярный волк, песец- полярная лиса, нерпа, морж, тюлень, кит, косатка, белуха- белый полярный дельфин, гага)
Выставляю одновременно картинки, с изображениями белого и бурого медведей.
-Ребята, посмотрите на эти картинки и скажите, кого вы на них видите (чьи изображения) (ответы детей)
- Верно, на одной картинке изображен белый медведь, а на другой картинке изображен бурый медведь.
-Не забудьте их " сфотографировать"
-Белый медведь- житель. (Арктики)
Бурый медведь- житель. (Тундры)
-А давайте рассмотрим и сравним этих животных.
- Про белого медведя нам расскажут наши милые, добрые, нежные девочки, а про бурого медведя нам расскажут наши смелые, сильные, мужественные мальчики.
-Чем питается белый медведь, Даша, Оля.? (рыбой, тюленями, птицами)
-Какой он зверь, Лера? (хищный)
-Правильно, белый медведь- хищный зверь. Он- хищник.
- А чем питается бурый медведь, Богдан, Ваня.? (орехами, медом, ягодами, насекомыми, кореньями растений, рыбой)
-Какой он зверь, Данил? (всеядный)
-Правильно, бурый медведь - всеядный зверь.
-А какое различие есть еще между этими зверями? (окрас меха- под климат, строение тела)
-Сейчас, Вика, опишет нам мех белого медведя, какой он? (мех белого цвета, под цвет снега, чтобы быть незаметным)
- Андрей, опишет нам мех бурого медведя (мех бурого медведя - коричневый- "маскировка" под цвет леса)
- А какое строение лап у белого медведя, Даша? (ответы)
Обобщение: У белого медведя лапы с короткими когтями, соединены специальной пленкой- мембраной, благодаря чему он очень хорошо плавает.
- Какое строение лап у бурого медведя, Никита? (ответы)
Обобщение: У бурого медведя большие лапы с длинными когтями, для того, чтобы лазить по деревьям за медом, выкапывать коренья, быстро бегать.
-Различается у них и строение головы.
-Камилла, опиши нам какая голова у белого медведя? (голова у белого медведя небольшая на длинной шее с маленькими ушками)
-А какая голова у бурого медведя нам опишет, Коля. (у бурого медведя голова большая, круглая на короткой шее с круглыми торчащими ушами)
-Ребята, медведи убежали, каждый к себе домой, белый медведь убежал куда, девочки.? (в Арктику)
- А бурый медведь убежал куда, мальчики.? (в Тундру)
-А мы сейчас поиграем в игру- соревнование и проверим чья команда у нас быстрее, сообразительнее и дружнее. Игра - танграм " Медведь".
- У девочек в обруче красного цвета расположены 7 плоских геометрических фигур, они белого цвета, и соответственно они будут собирать белого медведя, а мальчики в обруче синего цвета будут собирать из таких же фигур, только коричневого цвета бурого медведя.
-Победит та команда, которая быстро и правильно соберет из 7 плоских геометрических фигур медведя.
-Раз, два, три - игру начни!
(Подвести итог игры)
- Уважаемые пассажиры!
-Просьба, всем занять свои места и пристегнуть ремни безопасности, мы находимся в зоне турбуленции.
-Мы продолжаем наш полет. Посмотрите все в иллюминаторы. (выставляю картинки с природой Африки- пустыни, тропический лес, пальмы, баобабы.)
- Мы пролетаем над Африкой!
-Разнообразна природа Африки. Здесь можно увидеть и зеленые тропические леса, и равнины с громадными деревьями- баобабами, и пустыни, где нет никакой зелени, одни пески и колючки.
-А какие деревья еще растут в Африке? (пальмы) - выставляю картинки пальм.
-Пальмы бывают разные : на одних растут бананы- это. банановая пальма, на другой растут кокосы - это. кокосовая пальма, на которой растут финики - это. финиковая пальма.
- Ребята, а каких животных можно встретить в Африке (слонов, верблюдов, носорогов, крокодилов, зебр, жирафов, обезьян, попугаев, львов, гиен и т. д. - показываю картинки, напоминаю, не забывать " фотографировать" животных.
-Посмотрите-ка, что за птица прилетела к нам? (птица попугай) -"сфотографировать"
-Давайте рассмотрим и опишем ее (ответы детей)
Обобщение: Попугай очень красивая птица, у нее яркое, разноцветное, красочное
оперенье, большой клюв, круглые глаза и сильные лапы с длинными когтями)
- Наш самолет совершил посадку в Африке для того, чтобы заправиться горючим.
-Ребята, давайте сойдем с трапа самолета поиграем с попугаем.
Физминутка " Попугай"
Жил на свете попугай руки в стороны
Крылья шире раставляй. Влево, вправо
Он любил летать всех выше, подтянуться на носках
Выше пальм, жирафов выше. руки вверх
В гости к деткам прилетал, приседания
Вместе с детками играл.
Прыгал, кланялся, шалил, прыжки
Ребятишек веселил.
- У нас с вами было долгое, увлекательное путешествие, а сейчас мы возвращаемся домой. Предлагаю всем пассажирам занять свои места, пристегнуть ремни. Мы возвращаемся! Взлет! (включаю запись с шумом работы моторов самолета)
-Путь неблизкий и пока мы летим обратно, я загадаю вам загадки о животных, а вы постараетесь отгадать, что это за животное и где оно живет, и по каким признакам вы догадались что это именно оно, а не другое животное.
Загадки.
№ 1 № 2
Вот это случай редкий Сев на ледяную глыбу,
На голове растут две ветки. Я ловлю на завтрак рыбу.
(олень, живет в тундре) Белоснежным я слыву
И на севере живу.
А мой бурый брат
№ 3 Меду и малине рад.
С копытами, а не лошадь, (белый медведь.)
С рогами а не козлик,
Высокий, как подъемный кран. № 4
(жираф.) Хозяин лесной
№ 5 Просыпается весной.
Носом-шлангом великан А зимой под вьюжный вой
Моется как в душе. Спит в избушке снеговой.
Это житель жарких стран (бурый медведь.)
Всех крупней на суше.
(слон.)
№ 6
На полярном берегу
Все законы строгие.
Но Морозы и пургу
Терпят ластоногие.
Хоть от края и до края
Ледяной суровый мир,
Но от холода спасает
Их подкожный толстый жир.
(тюлень, морж.)
- Молодцы! Справились с заданием.
-Уважаемые пассажиры! Наше увлекательное путешествие подошло к концу. Самолет совершил посадку, мы удачно приземлились в наш детский сад "Росинка"
в нашу любимую группу "Солнышко". Можете растегнуть ремни и покинуть салон самолета.
Итог НОД.
-Ребята, в каких странах мы сегодня побывали?
-Каких животных и растений вы видели?
- Что общего у животных холодных стран?
-Что общего у животных жарких стран?
-Как по внешнему виду животного можно определить откуда оно?
-Что нового и интересного вы узнали? (выслушиваю ответы детей)
-А теперь посмотрите, какие фотографии у нас получились. Их осталось доработать цветными карандашами и устроить для всех фотовыставку о нашем путешествии.